Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Справедливость необходима народу более, нежели цивилизация.
Колетта (Coletta) Пьетро

Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни
 
Персоналии
Россини (Rossini) Джоаккино (1792— 1868), великий итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы XIX века. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой — его «Севильский цирюльник» (1816). Оперы: «Танкред», «Итальянка в Алжире» (обе 1813), «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романти-ческой оперы) и др.

Бенедикт XVI (Benedictus) (в миру Йо-зеф Ратцингер, Joseph Ratzinger) (p. 1927), Папа Римский с 19 апреля 2005 года. Родился в деревне Марктл в Баварии. В 1951 году получил священнический сан. С 1959 года преподаватель кафедры теологии Боннского университета. С марта 1977-го — архиепископ Мюнхена, с мая 1977 года — кардинал. В 1981 году возглавил Конгрегацию по делам вероучения (до 1908 года — Святая инквизиция). С 2002 года — декан Коллегии кардиналов. Йозеф Ратцингер XVI стал 265-м Папой Римским.
 
Культура и искусство. Литература

1  2  3  4  5  6

Итальянская литература по праву занимает место в первом ряду великих мировых литератур. Она появилась на европейской арене в конце XII — начале XIII века.

Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным сицилийской поэтической школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II Гогенштауфена в Палермо в начале XIII века. Вспомним имя придворного поэта Джакомо да Лентини (ок. 1210—ок. 1250), который считается изобретателем сонета и был не раз упомянут Данте, а также автора многочисленных канцон поэта Арриго Теста (1194—1247). Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений святого Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Во второй половине XIII века на передовые позиции выдвигается литература Тосканы. Этому способствовало быстрое экономическое и культурное развитие Флоренции, напряженная политическая жизнь этого города. Расцвет тосканской поэзии начинается с образования школы «Dolce stil novo» («Сладостный новый стиль»), У ее истоков стояли поэты Гвидо Гвиницелли (ок. 1230—1276) и Гвидо Кавальканти (ок. 1255—1300). В своей любовно-философской лирике эти поэты воспевали любовь, возвеличивали человека. Поэты «Dolce stil novo» первыми порвали с латынью и, опираясь на флорентийский диалект, положили начало формированию итальянского литературного языка. На рубеже XIII и XIV веков возник один из наиболее характерных жанров итальянской литературы позднего Средневековья и Возрождения — новелла.

Флорентийские хронисты Дино Компаньи (1257—1324) и Джованни Виллани (?—1348) обрисовали в своих хрониках историческую обстановку, в которой сложилось мировоззрение гиганта итальянской и мировой литературы — Данте Алигьери (1265—1321).

Творчество Данте сыграло решающую роль в становлении итальянской литературы и итальянского литературного языка. Данте родился во Флоренции, в юности примкнул к школе «Dolce stil novo». Произведения этого периода — сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь» (1292—1293). Обширнейшая ученость сочеталась в Данте с глубоким знанием реальной жизни, с большой политической активностью. В качестве одного из руководителей «белых» гвельфов (партия городской буржуазии) Данте отстаивал интересы Флорентийской республики, выступал против папства. В 1302 году в результате интервенции французских войск, призванных во Флоренцию Папой, гвельфы потерпели поражение, и Данте был вынужден покинуть родной город. Более 20 лет он провел в скитаниях по Италии. В эти годы родились главные его произведения — философские и политические трактаты «Пир» (1307—1309), «О народной речи» (1304—1307), «Послания» (1304—1316). Вершиной творчества Данте явилась гениальная поэма «Божественная комедия» (1307—1321) в 3-х частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях — поэтическая энциклопедия Средних веков. Умер Данте в Равенне.

Младшим современникам Данте был другой великий итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения Франческо Петрарка (1304—1374). Он завоевал огромный авторитет у современников как филолог, глубокий знаток античной культуры и автор ряда морально философских трактатов на латыни. В историю же мировой литературы Петрарка вошел как автор лирических стихов, написанных на итальянском языке, сделавших его имя бессмертным и оказавших огромное влияние на творчество поэтов последующих поколений. Главное произведение Петрарки — «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы, посвященные жизни и смерти его возлюбленной — Лауры. Лаура, идеал красоты и духовного совершенства, не становится у Петрарки символическим и бесплотным образом, подобно мадонне у средневековых поэтов. В стихотворениях Петрарки предстает живой образ прекрасной женщины. «Канцоньере» — это своего рода лирический дневник, который поэт вел до самой смерти, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. За эпическую поэму «Африка» (1339—1342; на латинском языке) о второй Пунической войне поэт был увенчан лаврами на Капитолийском холме в Риме. Из других произведений Петрарки отметим поэму «Буколики» (1346—1357) и автобиографическую прозу — «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру» (1342—1343) и «Письмо к потомкам» (1374).

Особое место в итальянской литературе занимает великий итальянский писатель-гуманист XIV века Джованни Боккаччо (1313—1375). Для его раннего творчества характерны произведения на сюжеты античной мифологии — поэмы «Филострато» и «Тезеида», роман «Филоколо», пастораль «Амето». На всех этих произведениях еще лежит печать средневековых традиций. Психологическая повесть «Фьямметта» (1343) открыла период творческой зрелости Боккаччо. За ней последовала трагическая пастораль «Фьезоланские нимфы» (1345—1346) и, наконец, книга новелл «Декамерон» (1349—1351). «Декамерон» был и остается самым популярным произведением Боккаччо, ярчайшим образцом литературы европейского Возрождения. Проникнутый гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором «Декамерон» представляет панораму нравов итальянского общества середины XIV века. Перу Боккаччо также принадлежит поэма «Ворон» (1354—1355) и книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360). Многие произведения Джованни Боккаччо были опубликованы после его смерти.

Благодаря «Декамерону» Боккаччо жанр новеллы на долгое время утвердился в итальянской литературе. Здесь можно назвать имя уроженца Флоренции, писателя-новеллиста и поэта Франко Сак-кетти (1330—1400), автора сборника «Триста новелл».

Во второй половине XIV века появятся новые имена. Это известные итальянские писатели-гуманисты ЛУИДЖИ Марсили (1342—1394) и Колуччо Салутати (1331— 1406). В своих произведениях они отстаивали идею всестороннего развития личности, осуждали тиранию, смело критиковали пороки иерархов церкви.

XV век — век расцвета итальянской гуманистической литературы. Так, перу историка и писателя Леонардо Бруни (1369—1444) принадлежат одни из первых итальянских произведений биографического характера: «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки», а также фундаментальный труд «История Флоренции» (т. 1 —12, 1439). Поджо Браччолини (1380—1459) прославился своей книгой «Фацетии» (1452), написанной им на латинском языке. Это собрание анекдотов и острых бытовых зарисовок (чаще всего комического содержания) стало классикой жанра, вызвало многочисленные подражания в европейской литературе эпохи Возрождения. Большое политическое значение имела литературная деятельность философа-гуманиста Лоренцо Баллы(1407— 1457), доказавшего на основании лингвистического анализа подложность так называемого «Константинова дара» — документа, на основании которого папство претендовало на светскую власть.

Необходимо отметить, что большинство итальянских литераторов XV века творили, главным образом, на латинском языке. Так, Франческо Филельфо (1398— 1481) известен как автор моралистических трактатов «Флорентийские беседы об изгнании» (1430—1439), «Наука о морали» (1473—1481), «Миланские застолья» (1443), комментариев к сочинениям Аристотеля, трудов о Данте, переводов Гомера на латинский язык. Неаполитанец Джованни Понтано (ок. 1429—1503) по праву считается классиком поэзии Возрождения на латинском языке. Ему принадлежат поэмы «Лепедина» и «Урания», сатирические диалоги, трактаты, сборники эпитафий «О могилах».

Крупнейший представитель итальянской комической поэзии XV века Доменико Буркьелло (1404—1449) прославился своими сатирическими и шуточными сонетами, написанными на особом жаргоне, состоящем из игры слов и забавных нелепостей. Такая поэзия получила название буркьеллески. За свои нападки на сильных мира сего поэт был изгнан из Флоренции и заключен в тюрьму в Риме. Поэт-гуманист Аньоло Полициано (1454—1494) известен как один из самых образованных людей своего времени. Он был профессором латинского и греческого красноречия во Флорентийском университете. Помимо стихотворений на итальянском, латинском, греческом языках, его перу принадлежит драма в стихах «Сказание об Орфее» (1480), с которой начинается история гуманистической драмы в Италии.

1  2  3  4  5  6