Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Лучше чему-нибудь научиться, публично признавшись в своей слабости, чем, изображая ученость, бесстыдно упорствовать в невежестве.
Пизано (Pisano) Лоренцо

Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Не по количеству времени, которое без успеха на нее растрачивается, следует расценивать картину, но по способности и искусству того, кто ее исполняет.
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)
 
Персоналии
Сеньи (Segni) Антонио (1891 — 1972), один из лидеров итальянской Христиан-ско-демократической партии; в 1955— 1957 и 1959—1960 годах глава правительства, в 1962—1964 президент Италии, в 1946— 1962 годах неоднократно министр.

Кортона Пьетро да (Pietro da Cortona) (1596—1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Плафон римского Палаццо Барберини (1632—1639), роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта-Мария ин Вал-личелла в Риме (1646—1665).
 
Культура и искусство. Литература

1  2  3  4  5  6

В ином ключе развивалось творчество двух знаменитых поэтов этого периода — Луиджи Пульчи (1432—1484) и Мат-тео Мария Боярдо (1441 — 1494) — создателей итальянской рыцарской поэмы. Луиджи Пульчи родился во Флоренции, был приближенным Лоренцо Медичи, выполнял его дипломатические поручения в различных городах Италии. Как поэт Пульчи был близок к народной поэзии, формы которой он культивировал с большим искусством. Его грубоватый юмор предвосхищает манеру Ф. Рабле, на которого Пульчи оказал несомненное влияние. Среди его произведений отметим фантастические рыцарские поэмы «Турнир» (1469) и «Большой Моргайте» (1483). Маттео Боярдо прославился как автор неоконченной рыцарской поэмы «Влюбленный Роланд» (1476), вызвавшей восхищение современников и многочисленные подражания.

Говоря об итальянской литературе XV века, нельзя не упомянуть имя некоронованного властителя Флоренции Лоренцо Медичи (1448—1492), прозванного современниками Лоренцо Великолепным. Огромна его роль в привлечении во Флоренцию выдающихся поэтов, художников, ученых, философов. Со многими из них он поддерживал тесную дружбу. В качестве поэта Лоренцо Медичи испробовал свои силы в самых разнообразных формах и жанрах. Особенно известны его «Карнавальные песни», написанные с высоким поэтическим мастерством.

В XVI веке на смену гуманистическому идеалу человека, сложившемуся в эпоху Высокого Возрождения и воспроизведенному, в частности, в сочинениях Леона Баттиста Альберти (1404—1472), следующая эпоха выдвинула свой идеал — «совершенного придворного», описанию которого посвящена книга Бальдассарре Кастильоне (1478—1529) «Придворный» (изд. в 1528 г.).

В это же время работал кардинал и поэт Пьетро Бембо (1470—1547),законодатель моды в итальянской поэзии первой половины XVI века, автор трактата о возвышенной любви «Азоланские беседы» (1505). Бембо боролся за чистоту итальянского литературного языка, считая образцом для подражания творчество великих писателей-флорентийцев XIV века. Особенно высоко он ценил Петрарку, от поэтических языковых канонов которого он призывал не отклоняться в сторону живой разговорной речи. Под влиянием Бембо в итальянской лирике XVI века прочно утвердился культ Петрарки. Возникла целая плеяда поэтов-петрар-кистов, среди которых выделяются: Франческо Мария Мольца (1489—1544), Джованни делла Каза (1503—1556), Анниба-ле Каро (1507—1566), Луиджи Тансилло (1510—1568) и другие.

Ярким явлением итальянской литературы этого периода явились «Сонеты» гениального Микеланджело Буонарроти (1502—1564), в которых гражданский пафос сочетается с лиричностью, могучая образность со скорбным, а порой и гневным взглядом на окружающий мир. Поэзия Микеланджело во многом близка его живописным и скульптурным творениям.

Эпоха Возрождения создала тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни Европы. В XVI веке в Италии многие женщины входят в литературу. Знатная римлянка Виттория Колонна (1490—1547), воспетая Микеланджело, в ряде изысканных сонетов оплакивает смерть своего горячо любимого мужа. Другая знатная дама Гаспара Стампа (1523—1554) запечатлела в прекрасных стихах историю своей трагической любви. Среди поклонников таланта еще одной итальянской поэтессы — Вероники Гамбара (1485—1550) — были король Франции Франциск I и император Священной Римской империи Карл V, который посетил ее во время своего пребывания в Италии.

Крупнейшей фигурой в итальянской литературе первой половины XVI века был поэт Лудовико Ариосто (1474—1533). Его героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд» (1507—1532), продолжившая «Влюбленного Роланда» М. Боярдо, проникнута тонкой иронией, воплощает гуманистические идеи эпохи Возрождения. Его перу также принадлежит лирика на латинском (1494— 1504) и итальянском (1517—1525) языках, комедии «Чернокнижник» (1520) и «Сводня» (1528). Другой крупной фигурой эпохи является также Никколо Макиавелли (1469—1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель. Назовем такие его известные произведения, как трактат «Государь» (1513),комедию «Мандрагора» (1518), фундаментальный труд «История Флоренции» (1520—1525).

В захваченном испанцами Неаполе получили развитие жанры вычурной галантной поэзии и эклоги, отвечавшие вкусам придворной аристократии. Крупнейший неаполитанский поэт Якопо Саннадзаро (1455—1530) прославился пасторальным романом «Аркадия», написанным еще в 1481—1486 годах, но изданным только в 1504-м. Роман оказал огромное влияние на развитие пасторального жанра в европейской литературе XVI—XVII веков.

Появились также новые поэтические жанры. Так, поэт Франческо Берни (ок. 1497—1535) стал известен своими бурлескно-сатирическими стихами и поэмами. Его стихи пользовались огромной популярностью у современников, особенно те, где он высмеивал погрязшее в пороках духовенство. Будучи секретарем епископа Веронского, поэт пал жертвой интриг между иерархами церкви (был отравлен).

К бурлескному стилю примыкала и т. н. «макароническая поэзия» — стихи на особом жаргоне, представляющем собой причудливое смешение латинского и различных диалектов итальянского языка. Лучший образец этого жанра — «Баль-дус» (1517) Теофило Фоленго (1491 — 1544)— острая сатира на рыцарство, монашество, папскую администрацию.

Продолжал развиваться и традиционный для итальянской литературы жанр новеллы. Здесь на первом месте имена таких крупных писателей-новеллистов, как Маттео Бан делло (1485— 1561) и Джи-ральди Чинтио (1504—1573). В середине XVI века в моду вошел «кровавый жанр», произведения, описывающие чудовищные злодеяния, жестокость, мстительность, коварство. Отдали дань этому жанру и эти два писателя. 11х новеллы были чрезвычайно популярны у современников, переведены на многие европейские языки. Известно, что новелла М. Банделло «Ромео и Джульетта» и новелла Дж. Чинтио «Венецианский мавр» послужили источником для великих трагедий Шекспира. Итальянский писатель Аньоло Фиренцуола (1493—1543) известен своими сборниками новелл «Беседы о любви» (издан в 1548 г.) и «Золотой осел» (издан в 1550 г.), а Джованни Франческо Страпарола (ок. 1500—ок. 1557) — сборником новелл «Приятные ночи» (1553).

Знаменитый итальянский публицист и памфлетист Пьетро Аретино (1492— 1556) был прозван «бичом королей». С 1527 года он обосновался в республиканской Венеции, где его друзьями были знаменитые художники Тициан, Вазари, Джу-лио Романе Помимо политических памфлетов, Аретино известен своими сатирическими комедиями — «Комедией о придворных нравах» (1534) и «Лицемером» (1542). Большую историко-культурную ценность представляют его письма (около 3300, первое издание 1537 г.).

Крупнейший итальянский эпический поэт эпохи Возрождения — Торквато Тассо (1544—1595). Он родился на юге страны, в Сорренто. Прослушал курс философии и риторики в университетах Падуи и Болоньи. С 1565 года жизнь поэта тесно связана с Феррарой, где он состоял при дворе герцога. В 1572 году он написал пастораль «Аминта» — наиболее совершенный образец итальянской пастушеской драмы. Пастораль была поставлена на сцене и имела огромный успех. В 1575 году Тассо заканчивает первую редакцию своего величайшего творения — эпоса о Первом Крестовом походе, поэму «Освобожденный Иерусалим». С этого времени начинается трагический период его жизни. Под влиянием суда инквизиции, осудившего его поэму как носящую чрезмерно светский характер, поэт впал в болезненную религиозность. Им овладевает мания преследования, дворцовые интриги только усиливают его болезнь. Нигде не уживаясь, поэт бродит по Италии, его жизнь завершается в Риме. Незадолго до смерти Тассо закончил последнюю редакцию своей поэмы (под названием «Завоеванный Иерусалим»), из которой удалил все слишком «светские» эпизоды. По всеобщему мнению, переделка нанесла серьезный ущерб художественным достоинствам произведения. К счастью, первоначальный текст поэмы сохранился и был издан (без согласия на то Тассо) его другом, располагавшим рукописью автора.

1  2  3  4  5  6