Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Философия есть исследование мудрости.
Патрици (Patrizi) Франческо

Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни

Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Цаккони (Zacconi) Лудовико (в миру Джулио Чезаре, Cesare; прозвище Пеза-рино) (1555—1627), итальянский музыкальный теоретик, композитор, певец. Священник. Служил в различных капеллах, в том числе в 1591—1595 годах в Мюнхене. В последние годы жизни настоятель монастыря в Пезаро. Теоретические труды посвящены учению о контрапункте, классификации музыкальных инструментов. Музыкальные сочинения.

Дзаваттини (Zavattini) Чезаре (1902— 1989), итальянский писатель, сценарист, теоретик кино. Автор повестей и рассказов. Работы Дзаваттини «Некоторые мысли о кино» и др. заложили эстетические основы неореализма. Участвовал в создании свыше 40 фильмов, поставленных режиссерами Де Сика, Де Сантисом и др. Международная премия Мира.
 
Культура и искусство. Литература

1  2  3  4  5  6

На рубеже XVI—XVII веков одиноко возвышается могучая фигура итальянского философа, поэта и политического деятеля Томмазо Кампанеллы (1568— 1639). В 1598—1599 годах он возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. В том числе знаменитую утопию «Город солнца» — произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Перу Кампанеллы также принадлежат многочисленные поэтические произведения — канцоны, мадригалы, сонеты.

Упомянем здесь современников Кампанеллы, поэта Джамбаттиста Марино (1569—1625), автора мифологической поэмы «Адонис» (1623), положившей начало одному из направлений барокко — «маринизму», а также писателя Джамбаттиста Базиле (1575—1632), составившего первый в европейской литературе сборник народных сказок в художественной обработке «Пентамерон» (издание 1634—1636 гг.).

Крупной фигурой в итальянской литературе XVII века был писатель Франческо Фульвио Фругони (ок. 1620—ок. 1686), представитель литературы барокко. Его дальний родственник поэт Карло Инно-ченцо Фругони (1692—1768) — представитель уже другого литературного течения — галантной поэзии рококо. Он первым ввел в итальянскую лирику белый стих, им написаны небольшие поэмы, послания, пасторальные песни.

Бурное развитие итальянского оперного искусства в XVII—XVIII веках привело к развитию такого жанра, как оперное либретто, лежащего на рубеже поэзии и драматургии. В историю итальянской литературы и итальянской оперы вошли имена драматургов-либреттистов и поэтов Апостоло Дзено (1668—1750) и Пьетро Метастазио(1698—1782). На их либретто писали оперы такие выдающиеся композиторы, как Б. Галуппи, Г. Ф. Гендель, Дж. Паизиелло, Дж. Б. Перголези, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Й. Гайдн и другие.

Во второй половине XVIII века в Италии распространяются идеи философии Просвещения, способствующие пробуждению общественного самосознания.

Значительное развитие получает публицистика. Одним из зачинателей национальной журналистики стал Гаспаро Гоцци (1713—1786), брат драматурга Карло Гоцци. Ему принадлежат многочисленные сатиры, пародии, критические эссе. В 1760-е годы Г. Гоцци издавал журнал «Венецианский наблюдатель», пользовавшийся большой популярностью.

Вообще же в истории итальянской литературы XVIII век справедливо считается веком драматургов. Так, выдающийся итальянский драматург, венецианец Карло Гольдони (1707—1793) стал создателем национальной комедии. Он осуществил реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив импровизированную комедию дель арте драматургией с реальными характерами и содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков общества. К. Гольдони написал 267 пьес, в том числе такие известные, как «Слуга двух господ» (1745), «Хитрая вдова» (1748), «Трактирщица» (1753), а также «Мемуары» (1784—1787) — ценный документ по истории театра. Многие пьесы К. Гольдони до сих пор идут в театрах разных стран мира.

Идейным противником К. Гольдони стал другой выдающийся драматург, также венецианец, граф Карло Гоцци (1720— 1806). Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др.; трагикомедии в манере испанской «комедии плаша и шпаги»; «Бесполезные мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.

Граф Витторио Альфьерп 1749—1803) создал итальянскую трагедию классицизма, проникнутую высоким гражданским пафосом, тираноборческими призывами. В трактатах и трагедиях политического содержания он выступал за объединение Италии («Клеопатра рия Стюарт», «Саул» и другие).

Нельзя не вспомнить имя знаменитого итальянского писателя и авантюриста XVIII века Джованни Джакомо Казановы (1725—1798). Его перу принадлежат исторические сочинения, фантастический роман «Иксамерон» (1788), а также небезызвестные «Мемуары» (т. 1—12, написаны в 1791 — 1798 годах, на французском языке, опубликованы в 1822— 1828 гг.), где описаны многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы и даны проницательные характеристики современников и общественных нравов. Назовем также имена итальянских поэтов Ипполито Пиндемонте (1753—1828) и Винченцо Монти (1754—1828). Их классицистические патриотические произведения осуждали деспотизм, призывали к освобождению страны от иноземного гнета.

Последним крупным представителем итальянского классицизма стал Уго Фосколо (1778—1827). В его прозаических (роман «Последние письма Якопо Ортиса», 1798) и поэтических произведениях (ода «Новым республиканцам», 1797, поэма «Гробницы», 1807) отражен рост национального самосознания.

Огромное влияние на итальянскую литературу XIX века оказали бурные политические события 1789—1815 годов. Великая французская революция, якобинский террор, захват Италии французскими войсками под командованием Наполеона Бонапарта, установление и последующее скорое крушение республиканской формы правления в Италии и, наконец, Венский конгресс 1815 года, закрепивший господство Австрийской империи, — все эти события привели к консолидации патриотических сил. Вообще, историю итальянской литературы XIX века нельзя рассматривать в отрыве от тех политических событий, которые происходили в стране. Более того, многие итальянские писатели и поэты лично принимали активное участие в национально-освободительном движении. Некоторые из них поплатились за свои идеалы свободой и даже жизнью.

Мы говорим об итальянской литературе, но не надо забывать, что государства Италии, как такового, не было на политической карте Европы вплоть до 1871 года! Впрочем, на литературе факт этот существенным образом не сказался. Правда, еще в середине XVIII века просветитель и друг Вольтера Саверио Бет-тинелли (1718—1808) не без ехидства спрашивал, как можно говорить о каком-то существовании итальянской литературы в то время, когда самой Италии реально не существует.

В 1808—1810 годах в Италии начали создаваться тайные общества карбонариев, ставившие своей целью борьбу за освобождение Италии. Карбонарием был итальянский писатель Сильвио Пеллико (1789—1854), известный трагедией «Франческа да Римини» (1815) и автобиографическими записками «Мои темницы» (1832). (Писатель провел пятнадцать лет в заключении в крепости.)

Известный итальянский поэт первой половины XIX века Джованни Берше (1783—1851) также был карбонарием. Он является одним из основоположников итальянского романтизма, его перу принадлежит первый манифест романтизма (1816), многочисленные стихотворения и поэмы, критические статьи.

Разнообразно творчество теоретика и главы итальянского романтизма Алессандро Мандзони (1785—1873). В своих произведениях он выступил ярым поборником независимости и национального освобождения Италии. Мандзони прославился одами, историческими трагедиями, трудами по эстетике, но более всего известен его исторический роман «Обрученные» (1821—1823) о народных страданиях в период испанского владычества. С его легкой руки жанр исторического романа прочно входит в итальянскую литературу.

1  2  3  4  5  6