Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Литература

1  2  3  4  5  6

Творчество крупнейшего поэта-романтика этого времени Джакомо Леопарди (1798—1837) отразило в драматической форме процесс формирования нового мировоззрения, который был чрезвычайно затяжным и мучительным в итальянских условиях. Политическая, философская, интимная лирика Леопарди — вершина итальянской поэзии первой половины XIX века.

Одним из лидеров либерального крыла Рисорджименто был также известный итальянский писатель Массимо Тапарелли д'Адзельо (1798—1866). Он предлагал объединить Италию под главенством Савойской династии. В 1849—1852 годах д'Адзельо занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел Сардинского королевства. Его перу принадлежат исторические романы «Этторе Фьерамоска» (1833), «Николо де Лапи» (1867), «Воспоминания» (1858).

Поэт, писатель и филолог Никколо Томмазео (1802—1874) прославился не столько как автор патриотической и религиозной лирики и исторического романа «Красота и вера» (1840), сколько как составитель фундаментального «Словаря итальянского языка» (1858— 1879), исследованиями по философии и педагогике.

Роман итальянского писателя Джованни Руффини (1807—1881) «Записки Лоренцо Бенони» (1853) посвящен карбонариям. Среди других его произведений романы «Доктор Антонио» (1855) и «Ла-виния» (1860).

Нельзя не упомянуть имя известного литературного критика, историка литературы, общественного деятеля, участника Рисорджименто Франческо Де Санктиса (1817—1883). Основные его работы посвящены творчеству Ф. Петрарки и Дж. Леопарди. Его фундаментальный труд «История итальянской литературы» (1870) и по сей день служит ценным источником информации об итальянских поэтах и писателях XIII—XIX веков.

Короткую, но яркую жизнь прожили поэты-республиканцы, погибшие за свои идеалы во время боевых действий,— Гоффредо Мамели (1827—1849), автор стихотворения «Братья Италии» (1847), которое стало гимном Италии, и Ипполито Ньево (1831 —1861), автор патриотических стихов, исторических трагедий «Спартак» (1856) и «Жители Капуи» (1857), романа «Исповедь итальянца» (1858).

К этому же поколению принадлежит крупный итальянский поэт Джозуэ Кар-дуччи (1835—1907). Однако его жизнь сложилась совсем по-другому. В юности он также отдал дань революционным идеалам, в зрелом возрасте его взгляды носили более консервативный характер. Более 40 лет Кардуччи преподавал итальянскую литературу в Болонском университете. Среди его поэтических сборников отметим «Легкое и серьезное» (1868), «Ямбы и эподы» (1869—1879), «Новые стихи» (1861 —1887), «Варварские оды» (1877—1889), поэму «К Сатане» (1863). В 1906 году Кардуччи первым из итальянцев был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Идейными противниками творчества Кардуччи, лишенного, по их мнению, патриотического пафоса, выступили крупные итальянские поэты Марио Раписарди (1844—1915) и Артуро Граф (1848—1913).

Известный итальянский писатель и критик, участник национально-освободительного движения Карло Коллоди (1826—1890) написал множество рассказов и публицистических очерков, в которых иронически изображал итальянское общество. Нам он известен как автор повести для детей «Приключения Пиноккио» (1883), по мотивам которой А. Н. Толстой написал «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Хорошо известно нашему читателю также имя итальянского писателя, сподвижника Джузеппе Гарибальди, Раффаэло Джованьоли (1838—1915). Его исторический роман «Спартак» (1874), проникнутый романтическим пафосом борьбы против тирании, популярен и сегодня. Другие произведения Джованьоли в серии исторических романов из жизни Древнего Рима — «Опимия» (1875), «Мессалина» (1885) и «Публий Клодий» (1905) — в настоящее время издаются редко.

В последние десятилетия XIX века в объединенной Италии возникает новое художественное направление — веризм (ит. vero — правдивый). Для этого течения, близкого к натурализму, был характерен интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнуто эмоциональный стиль. Не случайно большинство веристов — выходцы из южных, наиболее бедных областей страны.

Манифестом веризма стала работа известного итальянского критика и писателя, уроженца Сицилии Луиджи Капуана (1839—1915) «Очерки современной литературы» (1879—1882). Его перу принадлежит также сборник «Крестьянские новеллы» (1894) и роман из провинциальной жизни «Маркиз Роккавердина» (1901).

Веристы утверждали, что художник должен изображать только факты, показывать жизнь без прикрас, он должен быть беспристрастным и воздерживаться от своих оценок и комментариев. Большинство из них весьма строго следовали этим правилам, и быть может, именно это лишило их творения подлинной жизни.

Признанным главой веризма стал итальянский писатель и драматург Джованни Верга (1840—1922). Он автор множества романов, в том числе «В лагунах» (1863), «Ева» (1873), «Тигрица» (1873), «Семья Малаволья» (1881), «Дон Джезуальдо» (1889). Замечательный дар писателя-реалиста проявился в его новеллах: сборники «Жизнь полей» (1870), «Сельские новеллы» (1883), «Бродячая жизнь» (1887). В них Дж. Верга дал глубоко правдивое изображение жизни народа, нарисовал полные драматизма картины нужды, горя и разорения сицилийских крестьян — своих земляков.

Близко к веризму творчество самой, пожалуй, известной итальянской писательницы, уроженки Сардинии, Грации Деледда (1871—1936). Первые ее произведения посвящены жизни рыбаков и крестьян («Сардинские рассказы», 1894). Тонкий психологический анализ, лирическое описание природы отличают ее романы «Элиас Портолу» (1903), «Пепел» (1904), «Тоска по родине» (1905), «Мать» (1920). В 1926 году писательница была удостоена Нобелевской премии по литературе.

В это же время работали известные итальянские писатели Антонио Фогац-царо (1842—1911), Эдмондо де Амичис (1846—1908), писатель и государственный деятель Карло Досси (1849—1910), поэты Джованни Пасколи (1855—1912) и Джованни Чена (1870—1917).

Одним из самых известных итальянских писателей первой четверти XX века стал Итало Свево (1861—1928). Он родился в Триесте, который тогда был частью Австрийской империи. Опубликовал романы «Жизнь» (1892) и «Старость» (1898), не принесшие ему успеха. Важным событием в жизни писателя стала встреча с никому тогда еще не известным ирландцем Джеймсом Джойсом, преподававшим в Триесте английский язык. Свево увлекся модным тогда психоанализом, а в 1923 году издал свой самый известный роман — «Самопознание Дзено», отличающийся углубленным психологизмом, переходящим в «поток сознания». В 1928 году писатель погиб в автокатастрофе, слава пришла к нему уже после смерти.

Всему миру известны имена выдающихся итальянских писателей и драматургов Габриеле Д'Аннунцио (1863—1938) и Луиджи Пиранделло (1867—1936). Их творчество оказало огромное влияние на драматургию XX века. Среди прозаических произведений Габриеле Д'Аннунцио особенно популярны его романы «Наслаждение» (1889), «Девы скал» (1895), а также автобиографическая лирическая проза «Ноктюрн» (1921).

1  2  3  4  5  6