Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Мудрый муж скорее предпочтет крайние несчастья и мучения пребыванию в невежестве, глупости и пороках.
Помпонацци (Pomponazzi) Пьетро

Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу.
Петрарка (Petrarca) Франческо
 
Персоналии
Казанова (Casanova) Джованни Джа-комо (1725—1798), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман «Иксамерон» (1788). В «Мемуарах» (т. 1 —12, написаны в 1791—1798, на французском языке, опубликованы в 1822—1828) — многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы, проницательные характеристики современников и общественных нравов.

Пьяццолла (Piazzolla) Астор (1921 — 1992), аргентинский композитор. Итальянец по происхождению. Считается одним из наиболее значительных композиторов современной популярной аргентинской музыки. Создал ряд замечательных музыкальных произведений, основанных на традиционных ритмах танго. Получил известность как «король танго».
 
Культура и искусство. Литература

1  2  3  4  5  6

Луиджи Пиранделло — один из самых сложных и противоречивых итальянских писателей этого времени. Он рано проявил свои литературные и лингвистические способности. Учился в университетах Палермо, Рима, Бонна. В ранних произведениях Пиранделло заметно влияние веризма. Широкую известность принесла ему публикация романа «Покойный Маттиа Паскаль» (1904). В эти же годы писатель создал большую часть своих новелл, в которых проявился его незаурядный талант мастера малых прозаических форм и которые были собраны впоследствии в 15-томном издании под общим заглавием «Новеллы на год» (1922—1937). В 1934 году Луиджи Пиранделло был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В начале прошлого века на литературную арену вышло новое авангардистское художественное течение — футуризм. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909 года, когда в парижской газете «Фигаро» появился знаменитый «Манифест футуризма», автором которого был итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944). Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Не случайно футуризм возник в Италии, стране-музее. В Манифесте отрицались не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники футуристы призывали вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Помимо этого и других манифестов футуризма, перу Маринетти также принадлежат стихи, поэмы, очерки, пьеса «Король-кутеж» (1905), роман «Мафарка-футурист» (1910) и др. Ключевым лозунгом итальянских поэтов-футуристов стал лозунг «Слова на свободе!» — не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.

Несколько особняком стоит фигура талантливого итальянского поэта Дино Кампана (1885—1932), который в жизни был известен как бродяга и маргинал. Единственная книга его стихов «Орфические песни»(1914) оказала значительное влияние на итальянскую лирику XX века.

Итальянский писатель Массимо Бон-темпелли (1878—1960) считается основателем и теоретиком «новечентизма» — авангардистского литературного направления, возникшего в Италии после Первой мировой войны. Его перу принадлежат романы «Сын двух матерей» (1929) и «Люди во времени» (1937), сочетающие реалистическую манеру с гротескной фантастикой.

В первой четверти XX века в итальянскую литературу входит целый ряд талантливых писателей, творчество которых трудно отнести к определенному литературному направлению. Это Джованни Папини (1881 —1956), автор книг «История Христа» (1921) и «Живой Данте» (1933); Коррадо Альваро (1895—1956), автор повести «Люди из Аспромонте» (1930) и романа «Недолгая юность» (1946).

Литературное направление герметизм (ит. poesia ermetica — герметическая поэзия), так же, как и футуризм, родилось в Италии. Это модернистское течение выражало в нарочито усложненной форме трагическое мироощущение и гуманистическую скорбь, определяемые одиночеством человека в современном мире. Представителями герметизма являются выдающиеся итальянские поэты XX века Умберто Саба (1883—1957), Джузеппе Унгаретти (1888—1970), Эудженио Монтале (1896—1981),Сальваторе Квазимодо (1901 —1968). Их поэтические сборники давно уже стали классикой поэзии. В 1959 году Сальваторе Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1975-м такую же награду получил его старший современник и соотечественник Эудженио Монтале. Едва ли какое-то другое поэтическое направление может похвастаться столь авторитетным признанием!

После Второй мировой войны итальянская литература пережила настоящую эпоху возрождения. С антифашистскими романами выступили как писатели старшего поколения, так и молодые. Многие прошли тюрьмы, лагеря, ссылки, активно участвовали в движении Сопротивления. Среди них прежде всего отметим такие имена, как: Карло Эмилио Гадда (1893—1973), автор антифашистских рассказов (1953), романов, обличающих общественные нравы: «Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана» (1957), «Познание страдания» (1963), «Механика» (1970).

Амедео Уголини (1896—1954),участник движения Сопротивления, представитель неореализма, автор сборника новелл «Десять поэм в прозе» (1949), романов «Один, как и все» (1946) и «На десять сольди табака» (1950), посвященных движению Сопротивления.

Курцио Малапарте (1898—1957), итальянский писатель, немец по происхождению, автор романов «Капут» (1944), «Эти проклятые тосканцы» (1956) и др.

Иньяцио Силоне (1900—1978), писатель и политический деятель. В 1921 году был одним из создателей Итальянской коммунистической партии, которую представлял затем в Коминтерне вместе с П. Тольятти. В 1930 году порвал с ней по идеологическим соображениям. Автор романов «Фонтамара» (1933), «Хлеб и вино» (1937), «Семя под снегом» (1941), «Горсть ежевики» (1952), «Секрет Луки» (1956), «Лиса и камелии» (1960), «Приключения бедного христианина» (1968).

Франческо Йовине (1902—1950), писатель-антифашист, участник движения Сопротивления, автор реалистических романов «Синьора Ава» (1942), «Земли Сакраменто» (1950).

Карло Леви (1902—1975), известный писатель и художник, автор знаменитой книги очерков «Христос остановился в Эболи» (опубликована в 1945 г.).

Либеро Биджаретти (1906—1993),автор романов «Карлоне, жизнь одного итальянца» (1950), «Конгресс» (1963), «Дублерша» (1968), повести «Школаворов» (1952), книги воспоминаний «Комнаты» (1976).

Гвидо Пьовене (1907—1974), писатель и публицист, автор антивоенного романа «Жалость против жалости» (1946), автобиографического романа «Нечистая совесть» (1962), психологического романа «Холодные звезды» (1970).

Элио Витторини (1908—1966), автор романов о жизни сельской и городской бедноты «Сицилийские беседы» (1941) и «Мессинские женщины» (1949), а также романа «Люди и нелюди» (1945), посвященного движению Сопротивления.

Леоне Гинзбург (1909—1944), писатель, профессор русской литературы, изгнан из Туринского университета за антифашистские убеждения, погиб в тюрьме после пыток в феврале 1944 года.

Васко Пратолини (1913—1991), писатель-неореалист; антифашист, автор романов «Семейная хроника» (1947), «Повесть о бедных влюбленных» (1947), «Постоянство разума» (1963), «Город моего тридцатилетия» (1967).

Джорджо Бассани (1916—2000), писатель, участник движения Сопротивления, автор антифашистских неореалистических повестей «Пять феррарских историй» (1956), автобиографического романа «Сад Финци-Контини» (1962), киносценариев, рассказов.

Карло Кассола (1917—1987), участник движения Сопротивления, автор ряда антифашистских произведений, в том числе романа «Невеста Бубе» (1960), повестей «Старые товарищи», «Рубка леса» (обе 1953), а также романа «Монте Ма-рио» (1973).

Беппе Фенольо (1922—1963), писатель, автор романа «Партизан Джони» (1968).

1  2  3  4  5  6