Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть.
Альфьери (Alfieri) Витторио

Справедливость необходима народу более, нежели цивилизация.
Колетта (Coletta) Пьетро

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств.
Патрици (Patrizi) Франческо
 
Персоналии
Габриели (Gabrieli), итальянские композиторы: Андреа (ок. 1510—ок. 1586) и его племянник Джованни (ок. 1557—ок. 1612), представители венецианской музыкальной школы. Органисты собора Сан-Марко в Венеции.

Алевиз Фрязин (Алевиз Миланец) (Aloisio da Carcano), итальянский архитектор конца XV — начала XVI века. С 1494 года работал в Москве, участвовал в строительстве стен Кремля вдоль реки Неглинная (1495), моста через реку Неглинная (1516).
 
Культура и искусство. Архитектура

1  2  3  4

Итальянская архитектура возникла в прямом и переносном смысле слова на развалинах Древнего Рима.

Ведущая роль в архитектуре средневековой Италии (VII—X вв.) принадлежала, естественно, церковной архитектуре. Самым распространенным типом здания этой эпохи являлась базилика с плоским перекрытием (римские церкви Санта-Мария ин Космедин, 772—795, Санта-Мария ин Домника, 817—824). Наиболее передовым не только в Италии, но и во всей Западной Европе было зодчество Ломбардии (церковь Сан-Винченцо ин Прато в Милане, середина IX века).

В XI веке на базе развитых феодальных отношений в Италии складывается романский стиль. По-прежнему доминирует монументальная церковная архитектура, но в связи с быстрым ростом городов развивается строительство городских стен, ворот, башен, жилых домов, ратуш. Из сооружений этого периода назовем базилики Сант-Амброджо в Милане (XI век), Сан-Дзено в Вероне (1120— 1138), соборы в Модене (1099—1106), Парме (XII век). Центрально-купольные постройки представлены баптистериями в Кремоне, Парме, Падуе.

Итальянский скульптор и архитектор Бенедетто Антелами (ок. 1150—ок. 1230) осуществил строительство (с 1196) и скульптурный декор баптистерия в Парме.

В Венеции и на юге Италии было значительно влияние византийских мастеров, особенно усилившееся после завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году. В Венеции на месте церкви X века был сооружен знаменитый собор Сан-Марко (закончен в 1094).

В Сицилии был также создан целый ряд монументальных сооружений: Марторана (1143), Палатинская капелла (1140) и собор (1185) в Палермо, соборы в Чефалу (1131—1148) и Монреале (1174—1189). В Риме античные традиции проявились в архитектуре церкви Санта-Мария ин Трастевере (ок. 1139).

Особое место занимало искусство передовой Тосканы, где города уже с середины XI века добились полной самостоятельности. Здесь сложился проторенес-сансный вариант романского зодчества, содержавший много светских элементов и отличавшийся рационалистической ясностью пропорций, обилием чисто античных деталей (колонны, арки, пилястры) и широким употреблением для облицовки цветного мрамора. Крупнейшие архитектурные центры — города Флоренция, Пиза, Лукка, Сиена.

В архитектуре этого времени тяжеловесный романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным и гибким готическим стилем, который, однако, приобрел в Италии своеобразные черты. Итальянская готика отличается уравновешенностью горизонтальных и вертикальных членений здания. Стрельчатые арки почти всегда приближаются по форме к полукруглым, архитектурный образ проникнут большим спокойствием.

Главными «пропагандистами» готики были монашеские ордена. Среди построенных ими церквей наиболее известны Сан-Франческо в Ассизи (1228—1253), Санта-Мария Новелла (начата в 1278), а также церковь Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1295), строительство которой приписывается крупнейшему архитектору и скульптору этого времени Арнольфо ди Камбио (ок. 1245—ок. 1302).

В готическом стиле возводились соборы в Сиене (XIII век), в Орвието (начат в 1285), во Флоренции (начат в 1296). В Северной Италии строились великолепные церкви, нередко отличавшиеся особенно большими размерами: Сан-Франческо (1246—1260) и Сан-Петронио (начата в 1338) в Болонье, Сант-Антонио (1232—1307) в Падуе, собор в Милане (начат в 1386). Готические элементы проникают и в гражданское строительство — Палаццо Веккьо (1298) и лоджия деи Ланци во Флоренции, Палаццо Публико (1245) в Кремоне, Дворец дожей (1309— 1438) в Венеции, многочисленные дворцы в Сиене, Орвието, Флоренции.

В первой половине XIV века своим творчеством выделяются такие видные архитекторы, представители флорентийской школы, как Андреа да Понтедра, вошедший в историю под именем Андреа Пизано (ок. 1290—ок. 1349), и Андреа ди Чоне, известный под именем Андреа Орканья (ок. 1308—ок. 1368).

В скульптурных и архитектурных работах Андреа Пизано соединял проторенессансную ясность композиции с готической стилизацией форм (рельефы южных дверей баптистерия во Флоренции, 1330—1336). Как архитектор он руководил строительством кампанилы флорентийского собора (1337—1343) и сооружением собора в Орвието (1347— 1348). Андреа Орканья также участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359—1362) и во Флоренции (1357— 1367).

В XV веке итальянская архитектура окончательно выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. Опираясь на античное и проторенессансное наследие, великий итальянский архитектор, скульптор и ученый Филиппо Брунел-лески (1377—1446) заложил основы всей архитектуры эпохи Возрождения. В противовес предшествующей эпохе ведущим типом здания становится Палаццо — дворец, городской особняк. Эта светская архитектура оказала определяющее влияние на церковное зодчество. Композиция фасадов с их спокойными, простыми, прямыми линиями строилась на основе тщательно продуманной рационалистической системы пропорций. Лоджии и галереи придавали особую легкость внутреннему двору здания, овеянного счастливым, радостным настроением. Возведенные Брунеллески сооружения, в которых широко и последовательно использовалась ордерная система, выражали новые гуманистические идеалы. Ориентированные по своим масштабам и пропорциям на человека, творения Брунеллески отличаются гармоничностью, ясностью пространственных решений, легкостью и изяществом. Среди работ мастера назовем купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436), воспитательный дом, т. н. Оспедале дельи Ин-ноченти (1421—1444), капеллу Пацци (начата в 1429) во дворе монастыря Санта-Кроче, Палаццо Питти (начат в 1444), преобразившие облик Флоренции.

Спустя столетие Вазари сделает вывод о том, что именно этот мастер пришел в мир, чтобы «придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время».

Учеником Филиппо Брунеллески был архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396—1472). Он продолжал традиции, заложенные учителем, развивая и совершенствуя стиль эпохи Возрождения. Самой значительной работой этого зодчего является Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444— 1459). Он построил также ряд вилл в окрестностях Флоренции.

Наряду с Брунеллески и Микелоцци, одной из самых известных фигур раннего Возрождения является Леон Баттиста Альберти (1404—1472). Как и многие талантливые люди эпохи Возрождения, он был человеком разносторонним, высокообразованным. Альберти занимался философией, этикой, правом, математикой, экономикой, поэзией, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, оставил своим потомкам многочисленные труды на латинском и итальянском языках. Первым в истории итальянского Возрождения этот удивительный мастер стал гуманистическим идеалом «универсального человека». Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435—1436, «О зодчестве», опубликован посмертно в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.

Он творил во Флоренции, Ферраре, Римини, но в отличие от предшественников не руководил строительством, а лишь составлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ.

Здания Альберти олицетворяли собой эволюцию взглядов эпохи Возрождения. Так, например, Палаццо Ручеллаи (1446— 1451) во Флоренции отличается гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон. А в проекте церкви Сант-Андреа в Мантуе мастер стремился найти принцип, который бы позволил соединить традиционную форму храма (базилика) с большим купольным покрытием. Величественность, триумфальность арки фасада являются основанием для выражения полного, совершенного взгляда эпохи Возрождения на мир, человека и его окружение.

1  2  3  4