1 2 3 4
Итальянская архитектура возникла в прямом и переносном смысле слова на развалинах Древнего Рима.
Ведущая роль в архитектуре средневековой Италии (VII—X вв.) принадлежала, естественно, церковной архитектуре. Самым распространенным типом
здания этой эпохи являлась базилика с плоским перекрытием (римские церкви Санта-Мария ин Космедин, 772—795, Санта-Мария ин Домника, 817—824).
Наиболее передовым не только в Италии, но и во всей Западной Европе было зодчество Ломбардии (церковь Сан-Винченцо ин Прато в Милане, середина IX века).
В XI веке на базе развитых феодальных отношений в Италии складывается романский стиль. По-прежнему доминирует монументальная церковная
архитектура, но в связи с быстрым ростом городов развивается строительство городских стен, ворот, башен, жилых домов, ратуш. Из сооружений
этого периода назовем базилики Сант-Амброджо в Милане (XI век), Сан-Дзено в Вероне (1120— 1138), соборы в Модене (1099—1106), Парме (XII век).
Центрально-купольные постройки представлены баптистериями в Кремоне, Парме, Падуе.
Итальянский скульптор и архитектор Бенедетто Антелами (ок. 1150—ок. 1230) осуществил строительство (с 1196) и скульптурный декор баптистерия в Парме.
В Венеции и на юге Италии было значительно влияние византийских мастеров, особенно усилившееся после завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году.
В Венеции на месте церкви X века был сооружен знаменитый собор Сан-Марко (закончен в 1094).
В Сицилии был также создан целый ряд монументальных сооружений: Марторана (1143), Палатинская капелла (1140) и собор (1185) в Палермо,
соборы в Чефалу (1131—1148) и Монреале (1174—1189). В Риме античные традиции проявились в архитектуре церкви Санта-Мария ин Трастевере (ок. 1139).
Особое место занимало искусство передовой Тосканы, где города уже с середины XI века добились полной самостоятельности. Здесь сложился
проторенес-сансный вариант романского зодчества, содержавший много светских элементов и отличавшийся рационалистической ясностью пропорций,
обилием чисто античных деталей (колонны, арки, пилястры) и широким употреблением для облицовки цветного мрамора. Крупнейшие архитектурные
центры — города Флоренция, Пиза, Лукка, Сиена.
В архитектуре этого времени тяжеловесный романский стиль постепенно сменяется новым, более динамичным и гибким готическим стилем, который,
однако, приобрел в Италии своеобразные черты. Итальянская готика отличается уравновешенностью горизонтальных и вертикальных членений здания.
Стрельчатые арки почти всегда приближаются по форме к полукруглым, архитектурный образ проникнут большим спокойствием.
Главными «пропагандистами» готики были монашеские ордена. Среди построенных ими церквей наиболее известны Сан-Франческо в Ассизи (1228—1253),
Санта-Мария Новелла (начата в 1278), а также церковь Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1295), строительство которой приписывается крупнейшему
архитектору и скульптору этого времени Арнольфо ди Камбио (ок. 1245—ок. 1302).
В готическом стиле возводились соборы в Сиене (XIII век), в Орвието (начат в 1285), во Флоренции (начат в 1296). В Северной Италии строились
великолепные церкви, нередко отличавшиеся особенно большими размерами: Сан-Франческо (1246—1260) и Сан-Петронио (начата в 1338) в Болонье,
Сант-Антонио (1232—1307) в Падуе, собор в Милане (начат в 1386). Готические элементы проникают и в гражданское строительство — Палаццо Веккьо (1298)
и лоджия деи Ланци во Флоренции, Палаццо Публико (1245) в Кремоне, Дворец дожей (1309— 1438) в Венеции, многочисленные дворцы в Сиене, Орвието, Флоренции.
В первой половине XIV века своим творчеством выделяются такие видные архитекторы, представители флорентийской школы, как Андреа да Понтедра,
вошедший в историю под именем Андреа Пизано (ок. 1290—ок. 1349), и Андреа ди Чоне, известный под именем Андреа Орканья (ок. 1308—ок. 1368).
В скульптурных и архитектурных работах Андреа Пизано соединял проторенессансную ясность композиции с готической стилизацией форм (рельефы южных
дверей баптистерия во Флоренции, 1330—1336). Как архитектор он руководил строительством кампанилы флорентийского собора (1337—1343) и сооружением собора
в Орвието (1347— 1348). Андреа Орканья также участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359—1362) и во Флоренции (1357— 1367).
В XV веке итальянская архитектура окончательно выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. Опираясь на античное и проторенессансное
наследие, великий итальянский архитектор, скульптор и ученый Филиппо Брунел-лески (1377—1446) заложил основы всей архитектуры эпохи Возрождения.
В противовес предшествующей эпохе ведущим типом здания становится Палаццо — дворец, городской особняк. Эта светская архитектура оказала определяющее
влияние на церковное зодчество. Композиция фасадов с их спокойными, простыми, прямыми линиями строилась на основе тщательно продуманной
рационалистической системы пропорций. Лоджии и галереи придавали особую легкость внутреннему двору здания, овеянного счастливым, радостным настроением.
Возведенные Брунеллески сооружения, в которых широко и последовательно использовалась ордерная система, выражали новые гуманистические идеалы.
Ориентированные по своим масштабам и пропорциям на человека, творения Брунеллески отличаются гармоничностью, ясностью пространственных решений,
легкостью и изяществом. Среди работ мастера назовем купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436), воспитательный дом, т. н. Оспедале дельи Ин-ноченти
(1421—1444), капеллу Пацци (начата в 1429) во дворе монастыря Санта-Кроче, Палаццо Питти (начат в 1444), преобразившие облик Флоренции.
Спустя столетие Вазари сделает вывод о том, что именно этот мастер пришел в мир, чтобы «придать новую форму архитектуре,
которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время».
Учеником Филиппо Брунеллески был архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396—1472). Он продолжал традиции, заложенные учителем,
развивая и совершенствуя стиль эпохи Возрождения. Самой значительной работой этого зодчего является Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444— 1459).
Он построил также ряд вилл в окрестностях Флоренции.
Наряду с Брунеллески и Микелоцци, одной из самых известных фигур раннего Возрождения является Леон Баттиста Альберти (1404—1472).
Как и многие талантливые люди эпохи Возрождения, он был человеком разносторонним, высокообразованным. Альберти занимался философией, этикой, правом,
математикой, экономикой, поэзией, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, оставил своим потомкам многочисленные труды на латинском и
итальянском языках. Первым в истории итальянского Возрождения этот удивительный мастер стал гуманистическим идеалом «универсального человека».
Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435—1436, «О зодчестве», опубликован посмертно в 1485) обобщили опыт современного ему искусства
и гуманистической науки в области изучения античного наследия.
Он творил во Флоренции, Ферраре, Римини, но в отличие от предшественников не руководил строительством, а лишь составлял проекты зданий и
наблюдал за ходом работ.
Здания Альберти олицетворяли собой эволюцию взглядов эпохи Возрождения. Так, например, Палаццо Ручеллаи (1446— 1451) во Флоренции отличается
гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон. А в проекте церкви Сант-Андреа в Мантуе мастер стремился найти принцип,
который бы позволил соединить традиционную форму храма (базилика) с большим купольным покрытием. Величественность, триумфальность арки фасада являются
основанием для выражения полного, совершенного взгляда эпохи Возрождения на мир, человека и его окружение.
1 2 3 4
|