Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Архитектура

1  2  3  4

В XV веке в Италии творит еще целый ряд выдающихся мастеров, которых принято относить к эпохе раннего Возрождения. Так, итальянский архитектор и скульптор Антонио Филарете (ок. 1400— ок. 1469) создал бронзовые двери собора Св. Петра в Риме (1433—1445). С 1448 года он работал в Милане, где создал гигантский больничный комплекс Оспедале Маджоре и ряд других сооружений. В «Трактате об архитектуре» (1460—1464) Филарете дал описание «идеального города». Этот гуманистический идеал был, как это ни удивительно, воплощен в жизнь при строительстве города Пиенца в Центральной Италии, в исторической области Тоскана. Это, пожалуй, первый опыт ренессансного градостроительства. Город Пиенца был построен по заказу и назван в честь папы Пия II, пожелавшего возвести новый город на месте своего рождения. По плану архитектора Бер-нардо Росселлино (1409—1464) была проложена прямоугольная сеть улиц (с 1459) и возведены главные здания — собор (1459—1462), дворцы Пикколомини, Комунале, Борджа.

Итальянские архитекторы и скульпторы братья Джулиано да Майано (1432— 1490) и Бенедетто да Майано (1442—1497) работали в Сиене (Палаццо Спаннокки, с 1473) и во Флоренции (Палаццо Строцци, с 1489).

Архитектор Лучано Лаурана (ок. 1425— 1479) разработал проект и начал строительство герцогского дворца в Урбино (окончен в 1563), который сочетал черты средневекового замка с изяществом городского дворца эпохи раннего Возрождения.

В Венеции работал архитектор и скульптор Пьетро Ломбарде (ок. 1435—1515). Праздничная легкость, изящество, пластическое богатство, мраморная полихромия отличают такие его творения, как церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—1489), отделку дворца Вендрамин-Калерджи (1504—1509).

Подъем итальянской художественной культуры Высокого Возрождения был в значительной мере связан с ростом национального самосознания. Лучшие умы Италии мечтали о национальном объединении страны и о преодолении ее экономической раздробленности.

Выдающийся итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения Донато Браманте (1444—1514) работал в Милане и Риме. В Милане он построил церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479—1483), а также хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие (1492— 1497). В Риме — часовню-ротонду Тем-пьетто (1502), дворы Ватикана (с 1503).

Творения Браманте отличаются стройным величием, гармоническим совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиции, свободным, творческим использованием классических форм. Одним из высочайших достижений эпохи Возрождения, ярким выражением прогрессивных, гуманистических взглядов в архитектуре является собор Святого Петра. Создавая этот проект (1506— 1514), Браманте поставил перед собой цель воздвигнуть величественный, монументальный памятник, который не имел бы себе равных в мире. В основе этого замысла лежит принцип центрально-осевой симметрии. Центром здания является большой купол, который как бы вырастает из массы более мелких, последние в своей совокупности образуют ступенчатую, пирамидально построенную композицию. Мастер не довел свое сооружение до конца, и после его смерти собором занимались последовательно Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший, Ми-келанджело, Джакомо делла Порта.

Конец XV — начало XVI века по праву считается периодом расцвета итальянской архитектуры. В это время возводятся сооружения, ставшие шедеврами мирового зодчества, работает целая плеяда выдающихся архитекторов.

Так, Джулиано да Сангалло (1445—1516) строит церковь Санта-Мария делле Кар-чери в Прато (1485—1490), а его ученик Андреа Сансовино (ок. 1460—1529) — церковь Санта-Мария дель Пополо в Риме. Там же, в Риме, работает архитектор Бальдассарре Перуцци (1481 —1536), построивший Палаццо Массимо (1536), и племянник Джулиано да Сангалло — Антонио да Сангалло Младший (1484— 1546), построивший Палаццо Саккетти (1543).

Разумеется, невозможно говорить об итальянской архитектуре первой четверти XVI века, не упомянув имени гениального Рафаэля (1483—1520). После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме. Он разработал новый план собора, достроил начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В Риме Рафаэль построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509), капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520), Палаццо Видони-Каффарелли (с 1515). Все эти творения Рафаэля отличаются яркой индивидуальностью. К сожалению, ранняя смерть не позволила мастеру завершить многие из начатых им работ.

Старались не отставать от Рима своим размахом архитектурных сооружений и другие крупные города Италии. Так, в Вероне архитектор Микеле Санмикели (1484—1559) строит Палаццо Бевилаква (1532) и городские ворота Порта Нуова (1533—1540). В Венеции архитектор и скульптор Якопо Сансовино (1486— 1570) — библиотеку Сан-Марко (1536— 1554) и Монетный двор (начатв 1536).В Генуе архитектор Галеаццо Алесси (1512— 1572) — Палаццо Пароди (1567). В Мантуе архитектор Джулио Романо (ок. 1492— 1546) — Палаццо дель Те (1525—1534).

Архитектурные сооружения титана Возрождения Микеланджело Буонарот-ти (1475—1564) отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряженностью. Большую роль играет в них рельефное оформление стены — активная светотеневая организация ее поверхности с помощью использования высоких пилястр, подчеркнутой пластичности и объемности карнизов, наличников и дверных порталов. В 1523—1534 годах Микеланджело работал над проектом и руководил строительством библиотеки Лаурен-циана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамического пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 года Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора Святого Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме. Обе эти грандиозные работы были завершены уже после его смерти. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Творчество Микеланджело явилось блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно оказало большое влияние на развитие принципов барокко.

В Виченце работал крупнейший архитектор и теоретик архитектуры XVI века Андреа Палладио (1508—1580). Он создал новые типы городского дворца (Палаццо Кьерикати в Виченце, 1550), загородной виллы (вилла «Ротонда» близ Виченцы, 1551—1567), церковного здания (Иль Ре-денторе в Венеции, окончено в 1592). Палладио обнаруживал неистощимую изобретательность и фантазию в использовании ордерной системы, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его фундаментальный теоретический трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали развитию палладиан-ства — направления в европейском зодчестве XVII—XVIII веков.

Теоретические работы Палладио, равно как трактаты других теоретиков архитектуры — Себастьяно Серлио (1475— 1554) и Винченцо Скамоцци (1552—1616), обобщившие практику ренессансных зодчих и анализировавшие систему пропорций и ордеров, послужили основой классицизма. И сегодня украшением Збаража (Тернопольская область) является величественный замок, построенный по планам Винченцо Скамоцци.

Творчество выдающегося итальянского архитектора, живописца и историка искусства XVI века Джорджо Ваза-ри (1511 —1574) принято относить к маньеризму. Работал мастер главным образом во Флоренции. Среди его архитектурных сооружений отметим Палаццо деи Кавальери в Пизе (1562) и знаменитый архитектурный ансамбль Уффици во Флоренции (1560—1585). Фундаментальный труд Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) является ценным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников.

В архитектуре барокко получили развитие сложные, тяжелые, полные напряженного движения и преувеличенной экспрессии формы. Постройки как бы вобрали в себя окружающий их ландшафт — архитектурный сад, прилегающие улицы и площади. Создаются монументальные ансамбли, новое развитие получает церковное зодчество. Планам зданий зачастую придавалась криволинейная (эллиптическая) форма, стены получили сильную профилировку (пилястры, карнизы, полуколонны, ниши), интерьеры украшались разноцветным мрамором и бронзой. Куполы и своды церквей покрывались фресками, крутая перспектива которых как бы уводила глаз зрителя в бесконечность. Одновременно с культовыми сооружениями строилось большое количество дворцов и загородных вилл, внешний вид и внутреннее убранство которых свидетельствовали о богатстве и знатности их обитателей. Широкое применение получают величественные парадные вестибюли и лестницы, придающие архитектурной композиции пространственный размах.

1  2  3  4