Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Все человек теряет с летами — юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия, и только одна глупость никогда не покидает людей.
Ариосто (Ariosto) Лудовико

Тот, кто не способен бросить вызов ненависти и стать выше насмешек, никогда не совершит ничего великого.
Граф (Graf) Артуро
 
Персоналии
Биксио (Bixio) Джероламо Нино (1821— 1873), итальянский демократ, сподвижник Джузеппе Гарибальди.

Палаццески (Palazzeschi) (настоящая фамилия Джурлани, Giurlani) Альдо (1885—1974), итальянский писатель. Реалистический роман «Сестры Матерасси» (1934), ироническая повесть-притча «Кодекс Перла» (1911), фантастический роман «Дож» (1967).
 
Культура и искусство. Архитектура

1  2  3  4

Ведущую роль в архитектуре этого периода играл Рим, где работал целый ряд выдающихся мастеров: Джакомо да Ви-ньола, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна, Лоренцо Бер-нини, Франческо Борромини, Карло Фонтана, Пьетро да Кортона (1596—1669), Карло Райнальди (1611—1691). О творчестве некоторых из этих архитекторов следует сказать более подробно.

Известный архитектор и теоретик архитектуры, автор труда «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) Джакомо да Виньола (1507—1573) сочетал в своем творчестве принципы архитектуры Возрождения с элементами барокко и классицизма. Среди его работ дворец Фарнезе в Капрароле (1558—1573), вилла папы Юлия III в Риме (1550—1555), церковь Иль Джезу в Риме (1568—1584).

Произведениям итальянского архитектора Джакомо делла Порта (ок. 1540— 1602) присущи напряженная динамика архитектурных масс и пространственных решений (фасад церкви Иль-Джезу в Риме, 1575). С 1573 года он руководил строительством собора святого Петра в Риме, возвел его главный купол.

В эти же годы в Риме работал известный итальянский архитектор Доменико Фонтана (1543—1607). Ему принадлежит план реконструкции Рима (1585), который был осуществлен лишь частично. Градостроительные работы архитектора в Риме (прокладка новых улиц, установка обелиска на площади Св. Петра в Риме, 1586) способствовали становлению барочной концепции города как системы парадных ансамблей. Фонтана построил также Лате-ранский дворец в Риме (1586—1590) и Палаццо Реале в Неаполе (1600—1602). Пышностью декора, развитой пространственной композицией отличаются церковь Санта-Сузанна (1596—1603), центральный неф и фасад собора Святого Петра (1607—1614) в Риме. Это произведения еще одного представителя итальянского барокко — Карло Модерна (1556—1629).

Крупнейшим представителем барокко является выдающийся итальянский архитектор и скульптор XVII века Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Его архитектурные произведения поражают пространственным размахом, пышностью декора, динамикой форм, перспективными и световыми эффектами (ансамбль площади Св. Петра в Риме, 1657—1663). Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты (интерьеры собора Св. Петра с кафедрой Св. Петра, 1657—1666).

Глубоко оригинально творчество еще одного виртуозного представителя зрелого барокко, итальянского архитектора Франческо Борромини (1599—1667). Свободно используя классический ордер, Борромини изобретает новые декоративные детали, усложняет очертания фасадов и планы построек (церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, 1634— 1667; церковь Сант-Иво алла Сапиенца, 1642—1660; дворец Барберини, 1625— 1663).

Ученик Дж. Л. Бернини Карло Фонтана (1634—1714) в постройках сочетал живописные и пространственные эффекты с гармоничной уравновешенностью общей композиции (церковь Сан-Марчелло аль Корсо в Риме, 1682—1683). Он также известен как автор многочисленных архитектурных и инженерно-строительных трактатов.

В Турине знаменитый архитектор и ученый-универсал Гварино Гварини (1624— 1683) строит церковь Сан-Лоренцо (1668— 1680) и дворец Кариньяно (начат в 1679). К сожалению, целый ряд архитектурных произведений Гварини не сохранился. Речь идет о церкви Санта-Мария делла Дивина Проввиденца в Лиссабоне, которая была разрушена катастрофическим землетрясением 1755 года, а также о храмах в Мессине, которые постигла аналогичная судьба в 1908 году.

Центрами архитектуры барокко стали и другие города Италии. Так, в Неаполе работает архитектор Козимо Фанзаго (1591—1678), в Генуе — Бартоломео Бьянко (1600—1651).

Творчество известного итальянского архитектора Филиппо Ювара (1678— 1736) относится уже к первой половине XVIII века и знаменует собой переход от барокко к классицизму. Черты позднего барокко он сочетал с классической четкостью планировки и архитектурных форм (фасад и лестница Палаццо Мадама в Турине, 1718—1721; охотничий замок Ступиниджи близ Турина, 1729—1731).

Аналогичные черты присущи творениям еще одного известного итальянского архитектора XVIII века, представителя неаполитанской школы Луиджи Ванвителли (1700—1773). В его постройках барочная пластичность декора и динамизм пространственных решений сочетаются с классической строгостью фасада (Палаццо Реале в Казерте, с 1752).

Популяризации античного зодчества и становлению классицизма в итальянской архитектуре в немалой степени содействовал венецианский гравер и архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720— 1778). Он работал в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, создавал «архитектурные фантазии», поражающие грандиозностью пространственных решений, светотеневыми контрастами. В видовые гравюры Пиранези вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам монументальность и живописность. Наиболее известен его цикл «Виды Рима» (с 1748).

Здесь следует сделать небольшое отступление. Влияние итальянской архитектуры на архитектуру стран Европы огромно и общепризнанно. Многие выдающиеся европейские зодчие в юности учились в Италии, а уже затем прославились у себя на родине. В свою очередь, итальянские архитекторы работали не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Выходцы из Италии творили во Франции и Англии, Испании и Португалии, Германии и Австрии. Назовем хотя бы имя итальянского архитектора Доменико ди Лалио (?—1563), отстроившего фактически заново австрийский город Клагенфурт после катастрофического пожара 1514 года.

Поистине велико влияние итальянской архитектуры на градостроительство в Украине. Еще в эпоху Возрождения здесь поселились зодчие из Венецианской республики, Рима, которые возводили дворцы, храмы, фортификационные укрепления. Они зачастую меняли свои имена на местные. Так, во Львове были известны Петр Итальянец, Петр Красовский, Петр Барбон, Павел Римлянин. И сегодня некоторые улицы Львова, исторический центр которого включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, напоминают Флоренцию и Венецию.

Итальянцы способствовали разработке новых направлений в зодчестве Украины в XVIII—XIX веках. В стиле барокко возведены в Киеве Андреевская церковь и Мариинский дворец — шедевры Бартоломео Франческо Растрелли. На Черниговщине, Сумщине, Харьковщине и Полтавщине плодотворно работал еще один знаменитый мастер архитектурного искусства — Джакомо Кваренги, украсивший этот край многочисленными дворцовыми ансамблями, усадьбами, церквями, памятниками. В 1796 году на окраине Белой Церкви был заложен ландшафтный дендропарк «Александрия» — один из красивейших в Европе, в создании которого принимал участие архитектор Доменико Ботани.

Более ста лет возглавляли, сменяя друг друга, архитектурную службу в Одессе Франческо Фраполли, Франческо Боффо, Джорджо Торричелли, Франческо Моранди, Александр Бернардацци. По их проектам построены центральные улицы и площади города. Блистательными образцами их творчества считают ансамбль Приморского бульвара с величественной Потемкинской лестницей, ведущей к морю (1837— 1841), Новую биржу (1894— 1899), а также сотни других сооружений.

В XIX столетии в значительной степени благодаря итальянским зодчим был сформирован в стиле классицизма архитектурный центр Киева. Соавторы генерального плана застройки города (1837) В. Бе-ретти и Л. Станцани наметили новые главные магистрали — бульвар (ныне носящий имя Тараса Шевченко) и Владимирскую улицу. Украшением центра стали и монументальные сооружения, воздвигнутые по проектам Винченцо и Алессандро Беретти (отца и сына), — главный корпус университета, Первая и Вторая Киевские гимназии, анатомический театр, Институт благородных девиц, городской театр, величественный Владимирский собор.

Реконструкция центральной части города началась в 1830-х годах в Керчи. Работами руководил городской архитектор итальянец Александр Дигби. Согласно генеральному плану, разработанному им, были возведены Кушниковский институт для девиц, уездное училище, больница, а также колокольни для церквей — Троицкой и Иоанна Предтечи.

1  2  3  4