Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Скульптура

1  2

Христианская религия — основная форма миросозерцания — во многом определила характер средневековой итальянской скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля. Многие культовые сооружения X—XII веков на территории Италии уже имели богатую скульптурную декорировку — резные перегородки, украшенные скульптурой проповеднические кафедры, а также бронзовые двери с рельефными изображениями. Таким образом, история итальянской скульптуры насчитывает более тысячи лет.

Одно из первых дошедших до нас имен — это имя итальянского скульптора и архитектора Бенедетто Антелами (ок. 1150—ок. 1230), осуществившего строительство (с 1196 года) и скульптурный декор баптистерия в Парме. В XIII—XIV веках в Италии наряду с церквями в большом количестве начали строиться светские общественные сооружения — ратуши, лоджии, судейские здания, госпитали, фонтаны, возводимые городскими властями и цехами. Итальянская скульптура этого времени решительно вступила на путь реалистического развития.

Первым скульптором, в произведениях которого реалистические тенденции нашли четкое выражение, был знаменитый Никола Пизано (ок. 1220—ок. 1278) — один из основоположников Проторенессанса. В своем творчестве Никола Пизано опирался на античные образцы, его религиозные по тематике произведения окрашены в светские тона, фигуры и одеяния приобрели пластичность, святые уподоблены античным божествам. Среди шедевров мастера выделяется знаменитая кафедра баптистерия в Пизе (окончена в 1260).

Кафедра собора в Сиене выполнена Никола Пизано при участии его сына Джованни Пизано (ок. 1245—после 1314) и ученика Арнольфо ди Камбио (ок. 1245—до 1310). Джованни Пизано (больше известному как архитектор) принадлежат мраморные статуи на фасаде собора в Сиене (1284—1299) и кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое (окончена в 1301). Скульптурным произведениям Джованни Пизано, проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической изломанностью контуров.

Традиции этой скульптурной школы продолжил скульптор и архитектор Андреа Пизано (ок. 1290—ок. 1348), чье творчество относится уже к эпохе Треченто. В его скульптурных работах ясность композиции сочетается с изысканностью форм — рельефы южных дверей флорентийского баптистерия (1330— 1336, позолоченная бронза) и статуи кампанилы флорентийского собора (1337—1343, мрамор). Сын и ученик Андреа Пизано — Нино Пизано (ок. 1315— 1368) известен как автор знаменитой «Мадонны» (1343—1347, мрамор), которая сейчас находится в музее собора в Орвието. Представителем флорентийской школы Треченто является известный архитектор, скульптор, живописец Андреа Орканья (ок. 1343—1368). Из его скульптурных работ отметим табернакль в церкви Орсанмикеле во Флоренции (1352—1359).

Творчество великого итальянского скульптора Донателло (ок. 1386—1466) знаменует собой начало новой эпохи в истории искусства — эпохи Возрождения. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришел к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Флорентиец Донателло работал главным образом в родном городе, но также и в Сиене (1423—1434 и 1457—1461), Риме (1430—1433), Падуе (1444—1453). Среди множества его работ отметим следующие: статуя Святого Георгия (1416, мрамор, Национальный музей, Флоренция); статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (1416—1435, мрамор); рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели баптистерия в Сиене (1423—1427); алтарь «Благовещение» (1428—1433, терракота, церковь Санта-Кроче, Флоренция); знаменитая статуя Давида (1430-е годы, бронза, Национальный музей, Флоренция) — первое изображение нагого человеческого тела в скульптуре Возрождения; конный памятник кондотьеру выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карретто (1406). Из других работ Якопо делла Кверча отметим скульптуры для монументального фонтана на площади Кампо в Сиене (1408—1419), алтарь Трента в церкви Сан-Фрелиано (1416—1422) в Лукке. Рельефы пя портала церкви Сан-Петронио 1425—1438) в Болонье, выполненные из темно-серого твердого местного камня, отличаются мощной монументальностью и предвосхищают образы Микеланлжело.

Еще одна крупная фигура этой эпохи — архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцпи (1396—1472). В 1417—1424 годах он сотрудничал с Л. Гиберти, в 1425—1438 годах имел общую мастерскую с Донателло. Среди скульптурных работ Микелоцпи кафедра собора в Прато (1433—1438, мрамор) и надгробие Арагацци (ок. 1437, мрамор).

Нельзя не упомянуть работы семейства Роббиа — итальянских скульпторов, представителей раннего Возрождения во Флоренции. Они первыми стали применять в рельефе и круглой пластике технику цветной майолики. Вообще говоря, техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, отчего и получила свое название, а затем широко распространилась в Италии. Глава семьи — Лука делла Роббиа (ок. 1400—1482) в молодости обучался ювелирному мастерству, испытал значительное влияние Л. Ги-берти. Среди его работ — певческая кафедра в соборе Санта-Мария дель Фьоре (1431 — 1438), 13. медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче во Флоренции. Произведения Луки делла Роббиа, в том числе многочисленные изображения мадонн, отмечены ясным спокойствием композиции, проникнуты земным, жизнеутверждающим духом, лирической одухотворенностью. К флорентийской школе относится также племянник и ученик Луки — Андреа делла Роббиа (1435—1528). Он работал исключительно в технике майолики, чем расширил сферу ее применения. В этой технике выполнены медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти во Флоренции (1463—1466) и скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы» в церкви Сан-Джованни Фуорчивитас в Пистое (1491).

Заметный след в истории итальянского искусства XV века оставила семья скульпторов и архитекторов Росселлино. Бернардо Росселлино (1409—1464) больше известен как архитектор. Главный труд его жизни — планировка и строительство города Пиенца, воплотившего гуманистические представления эпохи Возрождения об «идеальном городе». В скульптуре он стремился к ясности и уравновешенности, из его скульптурных работ отметим гробницу Бруни в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1446—1447). Произведения младшего брата и ученика Бернардо — Антонио Росселлино (1427—1479) — отличаются свободой композиции, любовью к тонким живописным эффектам в моделировке лица и одежд (гробница кардинала Португальского, многочисленные портретные бюсты).

Светлая лирическая созерцательность, мягкая поэтичность образов, изящество линейного рисунка и виртуозная обработка материала отличают работы итальянского скульптора Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1430—1464). Во второй половине XV века в Италии работает целый ряд известных скульпторов, представителей раннего Возрождения. В том числе — Мино да Фьезоле (ок. 1430—1484), Антонио Поллайоло (1433—1498), братья Джулиано (1432—1490) и Бенедетто да Майано (1442—1497).

Крупнейший мастер этой эпохи — скульптор, живописец и ювелир Андреа дель Верроккьо (1435/36—1488), яркий представитель флорентийской школы раннего Возрождения. Среди его скульптурных работ — известная бронзовая статуя «Давид» (1473—1475), памятник кондотьеру Коллеони в Венеции (1479— 1488), надгробия Джованни и Пьеро Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1472).

Эти замечательные мастера являются представителями флорентийской скульптурной школы — ведущей школы эпохи раннего Возрождения. Среди других скульптурных школ в Италии XV века выделяются Падуя — представитель скульптор Андреа Риччо (1470—1532), Модена — Гвидо Маццони (1450—1518), Неаполь — Франческо Лаурана (ок. 1430—1502),Венеция — Пьетро Ломбарди (ок. 1435—1515) и его сыновья Туллио Ломбарди (ок. 1455—1532) и Антонио Ломбарди (ок. 1458—ок. 1516).

XVI век в истории итальянской скульптуры — это в первую очередь творения великого Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Уже в юношеских произведениях — рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490— 1492, Каза Буонарроти, Флоренция) — определились основные черты творчества Микеланджело — монументальность, пластичность, мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Заметим, что эти и все последующие скульптурные работы гениального мастера выполнены из мрамора. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал статую «Вакх» (1496—1497, Национальный музей, Флоренция). В традиционный сюжет скульптурной группы «Оплакивание Христа» (1497—1498, собор Св. Петра, Рим) он внес глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 году Микеланджело возвратился из Рима во Флоренцию. Здесь он выполнил колоссальную статую «Давид» (1501—1504), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В 1505 году Папа Римский Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. Работа над гробницей растянулась (с перерывами) на долгие 40 лет и была завершена лишь в 1545 году. Гробница Юлия II расположена в церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме. Для нее Микеланджело создал ряд замечательных статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515—1516), исполненные трагизма статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» (1513—1516, Лувр, Париж), а также четыре статуи рабов, оставшиеся неоконченными (1532—1534, Галерея Академии художеств, Флоренция). Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса идеалов Возрождения, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства, их дополняют четыре символические фигуры, изображающие времена суток и олицетворяющие беспощадную неотвратимость течения времени. К самым поздним скульптурным работам титана Возрождения относится знаменитая «Пьета» для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьо-ре, предназначенная для собственного надгробия Микеланджело. Она была разбита автором и восстановлена его учеником Тиберио Кальканьи, а сейчас находится в музее собора во Флоренции. Творчество Микеланджело сыграло значительную роль в истории европейского искусства, подготовило появление маньеризма, а затем и барокко.

1  2