Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что с большим сожалением придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто употребляет красивые, но ничего не говорящие слова.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Природа вещей и мир неизменны, а все, что движется, притягивается любовью и рассеивается враждой.
Пизано (Pisano) Лоренцо

Главные основы государства — хорошие законы и хорошие войска; хорошие законы бессильны там, где нет хороших войск, там же, где есть хорошие войска, необходимы хорошие законы.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо
 
Персоналии
Мариески (Marieschi) Микеле (ок. 1694—1743), итальянский живописец из Венеции. Работал также в Германии (Саксония). Как и Каналетто и Гварди, искусство которых сильно повлияло на формирование его стиля, писал виды городов, главным образом Венецию, часто — непраздничную, будничную. Исполнил серию гравюр с видами города (21 лист).

Креди Лоренцо ди (Lorenzo di Credi) (1456—1537), итальянский живописец. Учился живописи у Андреа Верроккьо вместе с Леонардо да Винчи, подражал стилю Леонардо столь верно, что в течение многих лет некоторые из его произведений приписывались этому великому мастеру. Его работы находятся в галерее Уффици, Лувре, Лондонской национальной галерее, Метрополитен-музее, а также в других собраниях.
 
Культура и искусство. Скульптура

1  2

Христианская религия — основная форма миросозерцания — во многом определила характер средневековой итальянской скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля. Многие культовые сооружения X—XII веков на территории Италии уже имели богатую скульптурную декорировку — резные перегородки, украшенные скульптурой проповеднические кафедры, а также бронзовые двери с рельефными изображениями. Таким образом, история итальянской скульптуры насчитывает более тысячи лет.

Одно из первых дошедших до нас имен — это имя итальянского скульптора и архитектора Бенедетто Антелами (ок. 1150—ок. 1230), осуществившего строительство (с 1196 года) и скульптурный декор баптистерия в Парме. В XIII—XIV веках в Италии наряду с церквями в большом количестве начали строиться светские общественные сооружения — ратуши, лоджии, судейские здания, госпитали, фонтаны, возводимые городскими властями и цехами. Итальянская скульптура этого времени решительно вступила на путь реалистического развития.

Первым скульптором, в произведениях которого реалистические тенденции нашли четкое выражение, был знаменитый Никола Пизано (ок. 1220—ок. 1278) — один из основоположников Проторенессанса. В своем творчестве Никола Пизано опирался на античные образцы, его религиозные по тематике произведения окрашены в светские тона, фигуры и одеяния приобрели пластичность, святые уподоблены античным божествам. Среди шедевров мастера выделяется знаменитая кафедра баптистерия в Пизе (окончена в 1260).

Кафедра собора в Сиене выполнена Никола Пизано при участии его сына Джованни Пизано (ок. 1245—после 1314) и ученика Арнольфо ди Камбио (ок. 1245—до 1310). Джованни Пизано (больше известному как архитектор) принадлежат мраморные статуи на фасаде собора в Сиене (1284—1299) и кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое (окончена в 1301). Скульптурным произведениям Джованни Пизано, проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической изломанностью контуров.

Традиции этой скульптурной школы продолжил скульптор и архитектор Андреа Пизано (ок. 1290—ок. 1348), чье творчество относится уже к эпохе Треченто. В его скульптурных работах ясность композиции сочетается с изысканностью форм — рельефы южных дверей флорентийского баптистерия (1330— 1336, позолоченная бронза) и статуи кампанилы флорентийского собора (1337—1343, мрамор). Сын и ученик Андреа Пизано — Нино Пизано (ок. 1315— 1368) известен как автор знаменитой «Мадонны» (1343—1347, мрамор), которая сейчас находится в музее собора в Орвието. Представителем флорентийской школы Треченто является известный архитектор, скульптор, живописец Андреа Орканья (ок. 1343—1368). Из его скульптурных работ отметим табернакль в церкви Орсанмикеле во Флоренции (1352—1359).

Творчество великого итальянского скульптора Донателло (ок. 1386—1466) знаменует собой начало новой эпохи в истории искусства — эпохи Возрождения. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришел к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Флорентиец Донателло работал главным образом в родном городе, но также и в Сиене (1423—1434 и 1457—1461), Риме (1430—1433), Падуе (1444—1453). Среди множества его работ отметим следующие: статуя Святого Георгия (1416, мрамор, Национальный музей, Флоренция); статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (1416—1435, мрамор); рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели баптистерия в Сиене (1423—1427); алтарь «Благовещение» (1428—1433, терракота, церковь Санта-Кроче, Флоренция); знаменитая статуя Давида (1430-е годы, бронза, Национальный музей, Флоренция) — первое изображение нагого человеческого тела в скульптуре Возрождения; конный памятник кондотьеру выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карретто (1406). Из других работ Якопо делла Кверча отметим скульптуры для монументального фонтана на площади Кампо в Сиене (1408—1419), алтарь Трента в церкви Сан-Фрелиано (1416—1422) в Лукке. Рельефы пя портала церкви Сан-Петронио 1425—1438) в Болонье, выполненные из темно-серого твердого местного камня, отличаются мощной монументальностью и предвосхищают образы Микеланлжело.

Еще одна крупная фигура этой эпохи — архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцпи (1396—1472). В 1417—1424 годах он сотрудничал с Л. Гиберти, в 1425—1438 годах имел общую мастерскую с Донателло. Среди скульптурных работ Микелоцпи кафедра собора в Прато (1433—1438, мрамор) и надгробие Арагацци (ок. 1437, мрамор).

Нельзя не упомянуть работы семейства Роббиа — итальянских скульпторов, представителей раннего Возрождения во Флоренции. Они первыми стали применять в рельефе и круглой пластике технику цветной майолики. Вообще говоря, техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, отчего и получила свое название, а затем широко распространилась в Италии. Глава семьи — Лука делла Роббиа (ок. 1400—1482) в молодости обучался ювелирному мастерству, испытал значительное влияние Л. Ги-берти. Среди его работ — певческая кафедра в соборе Санта-Мария дель Фьоре (1431 — 1438), 13. медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче во Флоренции. Произведения Луки делла Роббиа, в том числе многочисленные изображения мадонн, отмечены ясным спокойствием композиции, проникнуты земным, жизнеутверждающим духом, лирической одухотворенностью. К флорентийской школе относится также племянник и ученик Луки — Андреа делла Роббиа (1435—1528). Он работал исключительно в технике майолики, чем расширил сферу ее применения. В этой технике выполнены медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти во Флоренции (1463—1466) и скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы» в церкви Сан-Джованни Фуорчивитас в Пистое (1491).

Заметный след в истории итальянского искусства XV века оставила семья скульпторов и архитекторов Росселлино. Бернардо Росселлино (1409—1464) больше известен как архитектор. Главный труд его жизни — планировка и строительство города Пиенца, воплотившего гуманистические представления эпохи Возрождения об «идеальном городе». В скульптуре он стремился к ясности и уравновешенности, из его скульптурных работ отметим гробницу Бруни в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1446—1447). Произведения младшего брата и ученика Бернардо — Антонио Росселлино (1427—1479) — отличаются свободой композиции, любовью к тонким живописным эффектам в моделировке лица и одежд (гробница кардинала Португальского, многочисленные портретные бюсты).

Светлая лирическая созерцательность, мягкая поэтичность образов, изящество линейного рисунка и виртуозная обработка материала отличают работы итальянского скульптора Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1430—1464). Во второй половине XV века в Италии работает целый ряд известных скульпторов, представителей раннего Возрождения. В том числе — Мино да Фьезоле (ок. 1430—1484), Антонио Поллайоло (1433—1498), братья Джулиано (1432—1490) и Бенедетто да Майано (1442—1497).

Крупнейший мастер этой эпохи — скульптор, живописец и ювелир Андреа дель Верроккьо (1435/36—1488), яркий представитель флорентийской школы раннего Возрождения. Среди его скульптурных работ — известная бронзовая статуя «Давид» (1473—1475), памятник кондотьеру Коллеони в Венеции (1479— 1488), надгробия Джованни и Пьеро Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1472).

Эти замечательные мастера являются представителями флорентийской скульптурной школы — ведущей школы эпохи раннего Возрождения. Среди других скульптурных школ в Италии XV века выделяются Падуя — представитель скульптор Андреа Риччо (1470—1532), Модена — Гвидо Маццони (1450—1518), Неаполь — Франческо Лаурана (ок. 1430—1502),Венеция — Пьетро Ломбарди (ок. 1435—1515) и его сыновья Туллио Ломбарди (ок. 1455—1532) и Антонио Ломбарди (ок. 1458—ок. 1516).

XVI век в истории итальянской скульптуры — это в первую очередь творения великого Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Уже в юношеских произведениях — рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490— 1492, Каза Буонарроти, Флоренция) — определились основные черты творчества Микеланджело — монументальность, пластичность, мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Заметим, что эти и все последующие скульптурные работы гениального мастера выполнены из мрамора. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал статую «Вакх» (1496—1497, Национальный музей, Флоренция). В традиционный сюжет скульптурной группы «Оплакивание Христа» (1497—1498, собор Св. Петра, Рим) он внес глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 году Микеланджело возвратился из Рима во Флоренцию. Здесь он выполнил колоссальную статую «Давид» (1501—1504), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В 1505 году Папа Римский Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. Работа над гробницей растянулась (с перерывами) на долгие 40 лет и была завершена лишь в 1545 году. Гробница Юлия II расположена в церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме. Для нее Микеланджело создал ряд замечательных статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515—1516), исполненные трагизма статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» (1513—1516, Лувр, Париж), а также четыре статуи рабов, оставшиеся неоконченными (1532—1534, Галерея Академии художеств, Флоренция). Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса идеалов Возрождения, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства, их дополняют четыре символические фигуры, изображающие времена суток и олицетворяющие беспощадную неотвратимость течения времени. К самым поздним скульптурным работам титана Возрождения относится знаменитая «Пьета» для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьо-ре, предназначенная для собственного надгробия Микеланджело. Она была разбита автором и восстановлена его учеником Тиберио Кальканьи, а сейчас находится в музее собора во Флоренции. Творчество Микеланджело сыграло значительную роль в истории европейского искусства, подготовило появление маньеризма, а затем и барокко.

1  2