Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Живопись

1  2  3  4

Писать об итальянской живописи одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что существует огромное количество исследований на эту тему. Едва ли какая-то другая страна дала миру столько великих живописцев. Трудность состоит в том, чтобы в таком небольшом по объему очерке дать объективную картину восьми веков развития итальянской живописи — люди, даты, художественные направления и, конечно, гениальные картины. Удалось это или нет — судить посетителям нашего сайта.

Рассказ об истории итальянской живописи начнем, пожалуй, с события, которое, на первый взгляд, не имеет к ней непосредственного отношения. После завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году в Италию хлынул поток греков-эмигрантов.

Под их влиянием в ряде областей Северной Италии широко распространилась иконопись. В начале XIII века складываются первые художественные школы в Лукке, Сиене, Пизе. В знаменитом флорентийском баптистерии местные и венецианские художники исполняют мозаичный цикл (с 1225) в византийском духе. Известны своими мозаиками и другие сооружения этого периода — собор Сан-Марко в Венеции, собор в Чефалу (Сицилия), храм Сант-Анджело ин Формис (близ Капуи).

Таким образом, можно сказать, что до конца XIII века итальянская живопись находилась под сильным влиянием византийской школы. Крупнейшим представителем этой школы был флорентиец Чимабуэ (ок. 1240—ок. 1302), который, собственно, и открывает нашу галерею великих итальянских живописцев.

Разрыв с византийской традицией наметился в творчестве римского живописца Пьетро Каваллини (ок. 1250—ок. 1330). Он первым отошел от византийских канонов, придав материальную осязаемость и объемную пластичность изображениям (мозаики церкви Санта-Мария ин Трастевере, 1291; фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере, ок. 1293, Рим). Каваллини принято считать представителем Проторенессанса, художественного направления, охватывающего период с конца XIII до начала XV века.

В истории живописи Италии XIV века видное место занимала Сиена, небольшой город в Тоскане. Здесь новая финансовая аристократия в конкуренции со старой феодальной знатью привлекла в город целый ряд видных художников эпохи. Живопись Сиены отличается утонченной поэтичностью и стремлением к чисто орнаментальному изяществу.

Основоположником сиенской школы считается Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255—1319). К этой же школе принадлежат Пьетро Лоренцетти (ок. 1280—1348), который достиг объемности и драматизма изображений в росписи Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1325—1329), и его брат Амброджо Лоренцетти (?—1348), известный своими росписями с аллегориями «доброго» и «дурного» правления (Палаццо Пуб-лико в Сиене, 1337—1339). К сиенской школе также относится творчество живописца Симоне Мартини (ок. 1284— 1344), чьи фрески и алтарные картины отличаются одухотворенностью, утонченным спиритуализмом образов, изысканностью линии и цвета («Благовещение», 1333).

Вершиной Проторенессанса по праву считается творчество великого флорентийского живописца Джотто ди Бондоне (ок. 1267—1337). Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305—1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320— 1325) поражают внутренней силой и величием образов. Джотто также является автором проекта колокольни собора во Флоренции.

Отметим работы итальянского живописца, скульптора и архитектора, представителя флорентийской школы Андреа Орканья (ок. 1308—1368). Он принимал участие в строительстве соборов в Орвието (1359—1362) и Флоренции (1357— 1367). В скульптуре и живописи ясность пластической формы Андреа Орканья сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль церкви Орсанмикеле, 1352—1359, фреска «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче, ок. 1350).

Искусство XIII—XIV веков, несмотря на реалистические тенденции, оставалось еще во многом связанным со средневековыми традициями. В XV веке итальянская живопись выходит из-под опеки церкви, проникается светским духом. В поисках реалистических средств выражения гуманистических идеалов эпохи мастера раннего Возрождения опирались на науку, изучали законы перспективы, математики, анатомии. Многие из этих художников сами были выдающимися учеными, внесли весомый вклад в развитие естественных наук. Из новых жанров широчайшее распространение получил портрет, правдиво передающий облик заказчика. Значительное внимание стало уделяться пейзажным мотивам.

Итальянское искусство эпохи раннего Возрождения сыграло огромную роль в истории европейской художественной культуры. Великие ценности, созданные выдающимися итальянскими художниками, сохраняют свое значение классического наследия и по настоящее время. Характерной чертой итальянского искусства этого времени было обилие местных школ, обладавших своеобразным обликом.

В живописи принципы ренессансного реализма были впервые четко сформулированы в произведениях флоренттща Мазаччо (1401 —1428 который вступил на путь решительного преодоления пережитков готики, отличавшихся в начале XV века большой живучестью. Реформа Мазаччо сводилась к созданию жизненных, полных силы и мужественности, монументальных образов, к развитию реалистической живописи, использующей приемы светотеневой лепки и законы перспективы. Среди его работ прежде всего следует назвать фрески капеллы Бранкаччи (1425—1428) в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.

В работах современников Мазаччо и более поздних флорентийских живописцев реалистические тенденщш получили дальнейшее развитие. Паоло Уччелло (1397— 1475) в своем творчестве жизненность наблюдений, пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью, наивностью образов. Среди его работ — «Битва при Сан-Романо», 1450-е годы, цикл фресок «История Ноя» в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Фра Филиппо Липли (ок. 1406—1469) известен как автор религиозных картин и фресок, проникнутых светской жизнерадостностью («Поклонение младенцу», конец 1450-х — начало 1460-х гг.). Оставил свой след в истории итальянской живописи также его сын Филиппино Липпи (ок. 1457—1504), который в религиозные картины и фрески вносил черты стилистической утонченности, ноты беспокойства, напряженности («Видение св. Бернарда», ок. 1486).

Нельзя не упомянуть имя итальянского живописца Беноццо Гоццоли (1420—1497). Поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов, декоративная красочность сочетаются в его творчестве с условным построением пространства (фреска «Шествие волхвов», дворец Медичи-Риккарди во Флоренции, 1459).

Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 —1457), создавая образы большой силы, уделял главное внимание пластической моделировке фигур («Девять знаменитых людей», 1445—1457).

Доменико Венециано (ок. 1410—1461) .милея насытить колорит светом и ВОЗДУХОМ («Алтарь св. Лучии»,1445— 1448 . Алессио Бальдовинетти (ок. 1425— 1499) обогатил свои картины, фрески и витражи ландшафтным фоном («Благовещение», ок. 1458; «Рождество Христово», 1461; «Мадонна», 1464). Доменико Гпрландайо (1449—1494) создал ясные по композиции, мягкие по колориту циклы фресок (в церквях Санта-Тринита, 1483—1486, и Санта-Мария Новелла, 1485—1490, во Флоренции), ярко отражающие жизнь зажиточных горожан.

Несколько особняком стоит творчество еще одного итальянского живописца эпохи раннего Возрождения, представителя флорентийской школы Фра Анджелико (ок. 1400—1455). Как художник он сложился под воздействием позднеготи-ческой живописи, в дальнейшем использовал реалистические достижения Мазаччо. Наивное и глубоко религиозное искусство Анджелико проникнуто светлым лиризмом и мягкой поэтичностью. («Коронование Марии», ок. 1434, Лувр; фрески монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1438—1445).

Во второй половине XV века во Флоренции работает такой великий мастер, как Сандро Боттичелли (1445—1510). Он был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», ок. 1477—1478; «Рождение Венеры», ок. 1483—1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений (изгнание Медичи, восстание Савонаролы) искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Ему также принадлежат рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты, в том числе портрет Джулиано Медичи.

1  2  3  4