Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Живопись

1  2  3  4

Боттичелли умер в нищете и забвении. Его творчество было заново открыто лишь в середине XIX века во многом благодаря так называемым прерафаэлитам — группе английских художников и писателей, избравших своим идеалом итальянское искусство до Рафаэля.

В эти же годы во Флоренции работают такие известные мастера живописи, как Антонио Поллайоло (1433—1498), уже упоминавшийся выше Филиппино Липпи (ок. 1457—1504), Пьеро ди Козимо (1462—1521), Лоренцо ди Креди (1459—1537).

Крупнейшим представителем флорентийской школы раннего Возрождения является скульптор, живописец и ювелир Андреа дель Верроккьо (1435/36—1488). Существует легенда, что, заканчивая работу над своей картиной «Крещение Христа» (около 1470), он поручил своему ученику Леонардо да Винчи (1452— 1519) написать одного из ангелов. Увидев работу юного гения, Верроккьо отложил кисть и больше никогда за нее не брался.

Отправимся из Флоренции в Северную Италию. Здесь работал целый ряд итальянских живописцев, испытавших значительное влияние французской готики. Это: Микелино да Безоццо (ок. 1388—ок. 1442) в Милане, Пизанелло (1395— 1455) в Вероне, Франческо Скварчоне (1397—1468) и его ученик Джорджо Скьявоне (1434—1504) в Падуе. На протяжении всего XV века не порывала связи с готикой и Феррара — главный очаг позднерыцарской культуры в Италии. Здесь работали такие живописцы, как Козимо Тура (1429/30—1495), Франческо дель Косса (1436—ок. 1478), Эрколе де'Роберти (ок. 1450—1496). Художники Стефано ди Джованни Сассетта (ок. 1400—1450) и Джованни ди Паоло (ок. 1403—ок. 1482) продолжили традиции сиенской школы XIV века.

В Центральной Италии наиболее крупным представителем реалистической живописи был тесно связанный с Флоренцией Пьеро делла Франческа (ок. 1420— 1492), чье проникнутое демократическим духом искусство сыграло огромную роль в развитии ряда местных живописных школ. Замечательный знаток перспективы и тонкий колорист, Пьеро делла Франческа возглавил одно из самых передовых направлений ренессансной живописи. Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорции, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма («Крещение Христа», 1450—1455; фрески в церкви Сан-Франческо в Арец-цо, 1452—1466). Пьеро делла Франческа известен также как автор математических трактатов «О перспективе в живописи» и «Книга о пяти правильных телах».

Среди учеников и последователей этого живописца выделим работавшего в Риме Мелоццо да Форли (1438—1494), работавших в Перудже и Орвието Луку Синьорелли (ок. 1445—1523) и Пьетро Перуджино (ок. 1446—1523). Влияние Пьеро делла Франческа испытали также такие крупные мастера, как родоначальник новой венецианской живописи Джованни Беллини (ок. 1430—1516) и сицилиец Антонелло да Мессина (ок. 1430— 1479).

Нельзя не упомянуть имя прославленного уроженца Падуи, представителя раннего Возрождения, живописца и гравера Андреа Мантенья (1431 — 1506). Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре он сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», ок. 1470). Мантенья довел увлечение античностью до своеобразного культа и создал поразительные по силе и смелости выражения образы.

Вспомним также имена представителя умбрийской школы живописи Пинту-риккьо (ок. 1454—1513), болонской школы — Франческо Франча (ок. 1450—1517), ломбардской школы — Винченцо Фоппа (ок. 1430—1515).

Особое место в искусстве Италии XV века занимала Венеция. Здесь сложилась своеобразная живописная школа, которая отличалась совершенным владением выразительными возможностями масляной живописи, особым вниманием к проблемам колорита. Помимо упомянутого выше Джованни Беллини (ок. 1430— 1516), выделим таких крупных мастеров венецианской школы, как его отец Якопо Беллини (ок. 1400—1470) и брат Джен-тиле Беллини (ок. 1429—1507), Карло Кривелли (ок. 1430—ок. 1495), Витторе Карпаччо (ок. 1455—ок. 1526), Чима да Конельяно (1459—1517).

Сколько блестящих имен, а ведь мы еще не добрались до эпохи Высокого Возрождения!

Родоначальником Высокого Возрождения в живописи был гениальный Леонардо да Винчи (1452—1519). Ученый, инженер, живописец, архитектор, скульптор, он стремился обогатить средства психологической характеристики, раскрывая с помощью передачи мимики и жестов и тонко продуманной системы светотеневой моделировки богатый внутренний мир человека. В росписи «Тайная вечеря»(1495—1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции. Гуманистический идеал женской красоты был воплощен Леонардо да Винчи в портрете Моны Лизы (ок. 1503).

Последователями Леонардо да Винчи были во Флоренции фра' Бартоломео делла Порта (1472—1517), автор величественных алтарных картин (в том числе знаменитой картины «Оплакивание Христа», 1515—1517), и Андреа дель Сарто (1486—1530), автор фресковых циклов во флорентийских монастырях, а также монументальных алтарных картин (в том числе знаменитой картины «Мадонна с гарпиями», 1517).

Представитель Высокого Возрождения, великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль Санти (1483—1520) родился в Умбрии, но все его творчество неразрывно связано с Римом. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил Рафаэль жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние его произведения («Мадонна Конестабиле», около 1502— 1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил Рафаэль в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Кисти Рафаэля также принадлежат многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», 1515—1519), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514—1518) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками).

Традиции венецианской школы продолжил выдающийся живописец Джорджоне (ок. 1477—1510), который по праву считается также одним из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы (картины «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза»).

Высшие достижения венецианской живописи связаны с именем гениального Тициана (ок. 1488—1576), одного из самых замечательных колористов. Ранним его произведениям присущи жизнерадостность, многогранность восприятия жизни. Затем безмятежная ясность, пафос и динамика монументальных композиций в творчестве Тициана сменяются напряженным драматизмом, психологической остротой образов, их беспощадной правдивостью. Тициан создал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», около 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях он подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573—1576).

Младшим современником Тициана был Паоло Веронезе (1528—1588), прославивший в своих пронизанных светом и воздухом красочных полотнах Венецианскую республику. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита.

Принципы венецианской живописи развивали Пальма Старший (ок. 1480— 1528), Лоренцо Лотто (ок. 1480—1556), Парис Бордоне (1500—1571), Андреа Скьявоне (1522—1563) и примкнувший позднее к римской школе Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1485—1547).

Кризис культуры Возрождения отразил в своем творчестве венецианец Тинторетто (1518—1594). Его драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565—1588).

После Венеции наиболее значительной живописной школой в Северной Италии была Брешиа, где работали такие известные живописцы, как Джованни Савольдо (ок. 1480—1548), Алессандро Моретто (ок. 1488—1554), Джованни Морони (ок. 1520—1578).

В Ферраре в это время работают Доссо Досси (ок. 1479—1542) и Гарофало (ок. 1481—1559), в Парме — знаменитый живописец Антонио Корреджо (ок. 1489— 1534), чувственное искусство которого послужило отправной точкой для живописцев эпохи барокко.

1  2  3  4