Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Живопись

1  2  3  4

Центральной фигурой искусства XVI века и последним великим мастером Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564), скульптор, живописец, архитектор, поэт. С огромной силой он выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического мировоззрения в период позднего Возрождения. Из живописных работ Микеланджело отметим такие шедевры, как роспись Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512) и знаменитую фреску «Страшный суд» (1536—1541).

Наряду с расцветом живописи в Италии эпохи Возрождения возникают и развиваются другие виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Италия является родиной рисунка с натуры, гравюры на меди, особого вида гравюры на дереве — т. н. «кьяроскуро» (ит. chiaroscuro — светотень). Среди граверов этой эпохи отметим упоминавшиеся выше имена Андреа Мантенья (1431— 1506), Антонио Поллайоло (1433—1498), а также Маркантонио Раймонди (ок. 1480—ок. 1527) и Уго да Карпи (ок. 1480— 1532). Значительных успехов добились итальянские мастера декоративно-прикладного искусства. В их умелых руках металл, дерево, текстиль, керамика, стекло превращались в подлинные шедевры.

Кризис ренессансной культуры явился следствием экономического упадка и усиления феодальной реакции. Этот процесс, однако, протекал неравномерно. В Венеции долго держались ренессансные традиции. В Риме же и, особенно, во Флоренции быстро стало развиваться новое художественное направление — маньеризм (ит. manierismo от maniera — манера, прием). Для итальянского маньеризма 20—30-х годов XVI века характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы.

Наиболее сильно маньеризм проявился именно в живописи. Назовем имена таких известных мастеров, как Якопо Понтормо (1494—1557), Франческо Пармиджанино (1503—1540), Джулио Романе (ок. 1499—1546), Никколо дель Абате (ок. 1509—1571), Россо Фьорентино (1494—1540), Франческо Приматиччо (1504—1570).

Кстати, два последних мастера долгое время работали во Франции при дворе короля Франциска I (т. н. Первая школа Фонтенбло) и оказали большое влияние на развитие французской живописи.

В 50-е годы XVI века маньеризм стал господствующим течением в итальянской живописи и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных, аллегориями. Такая творческая манера характерна для Анджело Бронзино (1503—1572), Якопо Бассано (ок. 1517— 1582), Франческо Сальвиати (1510— 1563), Пеллегрино Тибальди (1527—1596), Таддео Цуккари (1529—1566).

Итальянский живописец и теоретик искусства, младший брат Таддео Цуккари — Федерико Цуккари (ок. 1542—1609) работал в Ватикане и в Испании. В 1593 году он в собственном Палаццо в Риме основал Художественную академию Святого Луки и последние годы целиком посвятил теории искусства (особенно теории рисунка как основы всякого искусства). Перу Федерико Цуккари принадлежит книга «Идея скульпторов, живописцев и архитекторов» (1607).

Известнейший живописец, архитектор, историк искусства, представитель маньеризма Джорджо Вазари (1511 — 1574) работал главным образом во Флоренции. Помимо живописных (фрески в Палаццо Веккьо, 1555—1571) и архитектурных работ (ансамбль Уффици, с 1560), Джордже Вазари прославился своим фундаментальным трудом «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550).

И еще один итальянский художник XVI века, чье творчество носит глубоко оригинальный характер, должен быть назван. Это Джузеппе Арчимбольди (ок. 1527—1593). Родился он в Милане. С 1562 года работал в Праге, при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II. Наиболее известны «фантастические головы» Арчимбольди, которые он писал с 1560-х годов, — причудливо-пестрые по колориту картины с погрудными «портретами», составленными из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов, а порой и из предметов, сделанных человеком. Чаще всего они представляют собою аллегории перво-стихий или времен года — «Лето» (1563), «Огонь» (1566) и др. Наследие Арчимбольди обрело новую популярность в XX веке в связи с развитием сюрреализма, представители которого воспринимали миланско-пражского мастера как одного из своих предшественников.

В итальянской живописи конца XVI — начала XVII века наметились две основные тенденции — академизм и реализм. Развернутую программу академизма выдвинули представители семейства Карраччи — Лодовико (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557— 1602) и Аннибале (1560—1609). Они основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (ок. 1585). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, они создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале Карраччи, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597—1604).

Их влияние испытали другие художники-академисты, представители болонской школы — Гвидо Рени (1575—1642), Франческо Альбани (1578—1660), Доменикино (1581—1641), Андреа Сакки (1599— 1661), Карло Чиньяни (1628—1719).

Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века стал выдающийся итальянский живописец Микеланджело Меризи (Караваджо) (1571 —1610). Его лозунгом было тщательное изучение природы. Караваджо писал бытовые сцены и натюрморты, хотя главными темами его картин оставались религиозные сцены, которые он трактовал с революционной для своего времени смелостью. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Его кисти принадлежат исключительные по драматической силе религиозные композиции («Положение во гроб», 1602—1604), мифологические («Вакх», 1592—1593) и жанровые («Лютнист», 1597) картины.

Влияние, оказанное Караваджо на современников, было огромно и простиралось далеко за пределы Италии. Среди итальянских мастеров, испытавших его влияние, назовем представителя бо-лонской школы — Франческо Гверчино (1591 —1666), генуэзской — Бернардо Строцци (1581—1644) и Джованни Бе-недетто Кастильоне (1607—1665), ман-туанской — Доменико Фетти (ок. 1588— 1623), неаполитанской школы — Саль-ваторе Роза (1615—1673).

С середины XVII века в итальянской живописи утверждается зрелое барокко. К этому направлению относится творчество знаменитого римского живописца, архитектора и декоратора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669). Среди его работ выделим плафон римского Палаццо Барберини (1633—1639), а также роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме (1646—1665).

Здесь нельзя не упомянуть имя видного итальянского живописца, ведущего флорентийского мастера середины XVII века Карло Дольчи (1616—1686). Большинство его работ представляют собой сентиментальные по настроению изображения Мадонны и святых. Для усиления лгаматизма и выразительности он использовал полуфигурные композиции, размещая персонажей на простом темном фоне. Дольчи писал алтарные образы для капелл и по заказам частных лиц, его произведения были очень популярны. Дольчи также писал портреты, одно из самых известных его произведений в этом жанре — «Портрет Виттории делла Ровере» (Флоренция, галерея Питти).

Живописец и гравер Лука Джордано (1634—1705) является представителем неаполитанской школы. Произведения Джордано отличаются свободной импрессионистической манерой исполнения, которая нашла свое наиболее эффектное воплощение в его рисунках. За быстроту работы он получил прозвище Fapresto (делает быстро). Среди работ художника — фрески в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1683—1686), росписи сводов лестницы в Эскориале в Мадриде (1692—1694), фрески сакристии собора в Толедо (1698) и композиция «Триумф Юдифи» в церкви Сан-Мартино в Неаполе (1704). Еще один неаполитанский мастер Франческо Солимена (1657—1747) известен росписями церквей Неаполя (Сан-Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан-Доменико Маджоре).

Среди итальянских живописцев, творивших в первой половине XVIII века, выделим Джузеппе Мария Креспи (1665—1747), известного своими пасторальными, мифологическими, религиозными композициями, а также жанровыми картинами (серия «Семь таинств», 1708—1712), и Алессандро Ма-ньяско (1667—1749), блестяще выразившего в своих полотнах трагическое ощущение ничтожности человека перед стихийными силами.

Особое место занимала республиканская Венеция, где все еще была сильна связь с великими реалистическими традициями искусства XVI—XVII веков. Эта тенденция ярко проявилась в работах таких представителей венецианской школы, как Себастьяно Риччи (1659—1734), Джованни Баттиста Пьяццетта (1682— 1754), жанрист Пьетро Лонги (1702— 1785), пейзажисты Джованни Антонио Каналетто (1697—1768), Бернардо Бел-лотто (1720—1780).

1  2  3  4