Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Музыка

1  2  3

На формирование итальянской музыки на ранних этапах ее развития большое влияние оказала музыкальная культура Древнего Рима. В духовых инструментальных ансамблях итальянских городов Средневековья наряду с пифферари (исполнителями на деревянных духовых инструментах) видное место занимала медь (так именовались еще в Древнем Риме исполнители на медных духовых инструментах — трубачи, тромбонисты). Древний Рим передал итальянской музыке по наследству также высокую вокальную культуру.

Другой важнейшей составляющей итальянской музыкальной культуры явилось мелодическое богатство народной песни и танца.

Уже в VII веке завершается процесс формирования канонического григорианского хорала (canto gregoriano), то есть традиции литургии римско-католической церкви. Сам термин происходит от имени Григория I Великого (Папа Римский в 590—604), которому традиционно приписывается авторство большинства песнопений римской литургии.

К началу XI века крупным центром музыкальной культуры Италии становится Тоскана. Здесь протекала деятельность Гвидо д'Ареццо (ок. 992—ок. 1050), первого итальянского музыкального теоретика. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. В центре Тосканы — во Флоренции — складывается направление Ars nova (Новое искусство) — музыкальный стиль раннего Возрождения, положивший начало расцвету светских лирических и жанровых песен (мадригал, баллата, качча), а также инструментальной музыки. Теоретиком Ars nova стал композитор конца XIII—начала XIV века Маркетто Падуанский. Его учение оказало большое влияние на развитие ренессансной музыкальной науки.

Светское музицирование этой эпохи ярко отражено в живописи того времени и в литературе (например в «Декамероне» Дж. Боккаччо). Дальнейшее развитие получает также церковная музыка. Популярными становятся лауды — одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения.

Крупнейшим итальянским композитором этого времени был флорентиец Франческо Ландини (ок. 1325—1397). Много лет он работал органистом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, прославился как виртуоз-импровизатор, автор многочисленных баллад и мадригалов. Сохранилось около 150 его композиций.

С эпохой Возрождения связан дальнейший рост светской музыкальной культуры, значительное усиление влияния народной музыки. Появляются новые формы музыкально-общественной жизни — музыкальные академии и профессиональные музыкальные учебные заведения нового типа — консерватории. Интересно, что первоначально консерваториями назывались городские приюты для детей-сирот, где, помимо других наук, детей обучали также и музыке (первая — в Неаполе в 1537 г.).

Музыкальная культура распространяется среди широких слоев городского населения. Этому в немалой степени способствовало изобретение Оттавиано Петруччи (1466— 1539) нового способа нотопечатания (патент 1498 года). Венецианец Джозеффо Царлино (1517—1590), композитор и музыкальный теоретик эпохи Возрождения, публикует фундаментальные труды по гармонии и контрапункту.

Из мастеров первой половины XVI века выделим итальянского лютниста и композитора Франческо да Милано (ок. 1497—ок. 1543). Он был прозван современниками «божественным», ему принадлежат многочисленные сочинения для лютни — интрады, прелюдии, гальярды (изданы в 1536—1547 гг. в 3-х сборниках).

В XVI веке самым популярным жанром стал мадригал для вокального ансамбля, обычно с любовно-лирической тематикой. Признанным мастером мадригала был Карло Джезуальдо ди Веноза (ок. 1560—1613), князь небольшого городка Веноза близ Неаполя.

Следует также назвать имена еще двух выдающихся мастеров мадригала второй половины XVI века — это композитор Лука Маренцио (1553—1599) и один из создателей мадригальной комедии, аббат и композитор Орацио Векки (1550— 1605).

Наиболее крупные и влиятельные музыкальные школы этой эпохи — римская и венецианская. Главой римской школы был композитор Палестрина (ок. 1525—1594), создавший классические образцы церковного хорового многоголосия a capella (без музыкального сопровождения). Его мессы, мотеты, мадригалы и др. — вершина хоровой полифонии строгого стиля. В 1566 году в Риме была создана конгрегация музыкантов Санта-Чечилия. Возглавил её Палестрина. Позже она была преобразована в академию. этому музыкальному учреждению было суждено большое будущее. на протяжении четырех с половиной веков она фактически руководила профессиональной музыкальной деятельностью в Италии В разные годы членами Санта-Чечилии были К. Монтеверди, Дж. Фрескобальди, А. Скарлатти, Л. Керубини, Н. Поганини, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, А. Тосканини и многие другие выдабщиеся итальянские музыканты. В настоящее время она носит официальное название Национальная академия Санта-Чечилия и объединяет собственно академию, консерваторию, симфонический оркестр, музыкальную библиотеку - одно из крупнейших музыкальных хранилищ мира, музей музыкальных инструментов и т. д.

Вернемся, однако, в XVI век. Венеция создала свой собственный стиль вокально-инструментального многоголоися в церковной и светской музыке - ярко динамичный, красочный, отличавшийся широкой декоративной манерой, контрастный сопостовлением хора и инструментального коллектива. таковы сочинения венецианцев Андреа Габриели (ок. 1510-ок. 1586) и его племянника Джовани Габриели (ок. 1553-ок. 1612). С именем Дж. Габриели связано начало развития в европе самостоятельной оркестровой и камерно-ансамблевой музыки. На первые роли выдвигается струнно-смычковый ансамбль во главе со скрипкой.

И здесь необходимо сказать несколько слов о великих итальянских мастерах смычковых инструментов. Еще с XV века небольшой город Кремона становится центром изготовления скрипок, альтов, виолончелей. Это искусство достигло совершенства в работах выдающихся мастеров семейств Амати, Гварнери, Страдивари. Тайны изготовления уникальных музыкальных инструментов передавались от отца к сыну, от учителя к ученику, многие из них не разгаданы до сих пор.

Во главе семейства Амати стоял Андреа Амати (ок. 1520—ок. 1580), создатель скрипки классического типа. Он передал дело сыновьям Андреа Антонио (ок. 1540 — после 1600) и Джироламо (1561 — 1630). Наиболее известен сын последнего — Никола (1596—1684), инструменты которого ценятся особенно высоко. Учениками Никола Амати были его сын Джироламо второй (1649—1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари.

Родоначальником семейства Гварнери стал Андреа Гварнери (ок. 1622—1698). Дело продолжили его сыновья Пьетро (1655—1720) и Бартоломео Джузеппе (1666—1739). Сыновья последнего — Пьетро второй (1695—1762) и Бортоломео Джузеппе, прозванный Гварнери дель Джезу (1698—1744), на инструментах которого играли Н. Паганини, Ф. Крейслер, Уто Уги и другие.

Наверное, самым известным мастером смычковых инструментов был Антонио Страдивари (1644—1737). На его инструментах сегодня играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами смычковых инструментов были также сыновья Страдивари — Франческо (1671—1743) и Омобоно (1679—1742).

Менее известна брешианская школа смычковых инструментов. Крупнейшим ее представителем был Джованни Паоло Маджини (ок. 1581—ок. 1632), его сын Пьетро Санти Маджини (1630— 1680) прославился как мастер контрабасов.

В 1580 году во Флоренции образовалось объединение поэтов, музыкантов, ученых-гуманистов и просто любителей музыки, которое получило название Флорентийская камерата. Кстати, в это объединение входил Винченцо Галилей (ок. 1520—1591), известный итальянский композитор, лютнист, музыкальный теоретик, отец великого ученого Галилео Галилея. Именно с Флорентийской камератой связано появление нового жанра — оперы. Этому жанру суждено было сыграть огромную роль в истории итальянской музыки. По этой причине рассказ об истории итальянской оперы мы выделили в отдельный раздел «Четыре века итальянской оперы».

Дальнейшее развитие получает теория музыки. Итальянский композитор, певец и священник Лудовико Цаккони (1555— 1627) известен также своими теоретическими трудами, посвященными учению о контрапункте, классификации музыкальных инструментов. Композитор и органист Агостино Агаццари (1578—1640), помимомногочисленных месс, мотетов, мадригалов, а также пасторальной драмы «Эумелио» (1606, Рим), является автором трактата «Об исполнении голосов над басом...» (1607).

1  2  3