Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Музыка

1  2  3

На рубеже XVI—XVII веков полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии. В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента. Переход к гомофонии совершался как в опере, так и в других новых видах итальянской вокально-инструментальной музыки, возникших в это время, — канцоне, кантате, оратории.

Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово «духовный» имеет более широкое значение, чем «церковный». Основные духовные жанры XVII— XVIII веков — кантата и оратория.

Итальянский композитор Джакомо Кариссими (1605—1674) создал классический тип духовной оратории («Иевфай», «Валтасар»), а также светской и духовной кантаты.

Упомянем здесь имя композитора Грегорио Аллегри (ок. 1584—1652). Он был певчим Сикстинской капеллы, известен как автор многих культовых сочинений, в том числе знаменитого «Miserere» (50-й псалом для хора), исполняемого на Страстной неделе и спустя полтора века записанного по памяти юным В. А. Моцартом.

Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII веке). В это же время Италия дала прекрасные образцы музыки для лютни (уже упомянутый выше Винченцо Галилей) и органа — Джироламо Фрескобальди (1583—1643). Творчество Фрескобальди — одна из вершин органного искусства, он сыграл значительную роль в формировании фуги. С 1608 по 1628 и с 1634 года до конца своих дней Фрескобальди был органистом собора Св. Петра в Риме. Изобретение итальянским мастером музыкальных инструментов Бартоломео Кристофори (1655—1732) в начале XVIII века молоточкового клавира (фортепиано) открыло новые возможности развития итальянского клавирно-го стиля.

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, 11 в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган, а позже и фортепиано постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась прежде всего виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII— XVIII веков обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьезный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причем большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

В эту эпоху творит целая плеяда выдающихся итальянских композиторов. Так, композитор, скрипач и педагог Арканджело Корелли (1653—1713) является основоположником римской скрипичной школы. Его кончерто гроссо способствовали формированию жанров классической концертно-симфонической музыки. Корелли также принадлежат трио-сонаты, сонаты для скрипки с сопровождением и Крупным мастером инструментальной музыки второй половины XVII века был композитор и скрипач Джованни Баттиста Витали (1632—1692). Известен также его сын Томмазо Антонио Витали (1663—1745), скрипач и композитор.

Знаменитый итальянский композитор Алессандро Скарлатти (1660—1725) вошел в историю как родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Помимо огромного числа опер (более 125), он является автором кантат, ораторий, инструментальных произведений. Сын А. Скарлатти, композитор Доменико Скарлатти (1685—1757), был больше известен современникам как клавесинист-виртуоз. Он работал как в Италии (Неаполь, Венеция, Рим), так и за ее пределами (Лиссабон, Мадрид). Д. Скарлатти писал oперы, духовную и светскую вокальную музыку, но главное место в его творчестве занимали клавирные сочинения. В области клавирной техники Скарлатти первым применил многие из тех приемов, которые получили развитие лишь в XIX веке.

В Болонье работает скрипач и композитор Джузеппе Торелли (1658—1709), в Падуе — его тезка, скрипач, композитор, музыкальный теоретик Джузеппе Тартини (1692—1770), в Венеции — скрипач и композитор Томмазо Альбинони (1671 —1750) и композитор Бенедетто Марчелло (1686— 1739), в Милане — композитор и педагог Джованни Баттиста Саммартини (ок. 1701 — 1775).

Особое место в истории музыки занимает замечательный итальянский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Вивальди (1678—1741). Он по праву считается создателем жанра сольного инструментального концерта и наряду с Корелли — кончерто гроссо. В концерте «Времена года» (1725) для солирующей скрипки, струнного квинтета, органа и клавира Антонио Вивальди дал самый ранний и выдающийся образец программного симфонизма. Его перу принадлежат также более 40 опер, оратории, кантаты, инструментальные концерты различных составов и другие музыкальные произведения.

XVII—XVIII века — это период расцвета инструментальной музыки Италии. В это же время активно развивались международные связи. Италия привлекала к себе композиторов, музыкантов, певцов из других европейских стран. Многие здесь завершали свое музыкальное образование. Среди центров профессионального музыкального образования Италии выделялась Болонская филармоническая академия, в которой руководящую роль играл знаменитый музыкальный теоретик, педагог и композитор Джованни Баттиста Мартини (1706— 1784). Его перу принадлежит один из первых в Европе трудов по истории музыки, работы по полифонии. Среди учеников Дж. Б. Мартини отметим таких известных композиторов, как немец К. В. Глюк, австриец В. А. Моцарт и украинец М. С. Березовский.

В свою очередь, целый ряд итальянских композиторов и исполнителей работает в разных странах Европы. Многие из них обрели там вторую родину. Так, знаменитый пианист, композитор и педагог Муцио Клементи (1752—1832) родился в Италии, но большуя часть жизни прожил в Великобритании. Он внес значительный вклад в развитие фортепьянного искусства. Итальянский скрипач и композитор Джованни Батиста Виотти (1755-1824) долгие годы жил и работал в Париже, где возглавлял Гранд-опера. он является одним из создателей французской скрипичной школы. С 1950 года на родине композитора в городе Верчелли проводится Международный конкурс музыки и танца имени Виотти.

Целый ряд итальянских композиторов и исполнителей работает в России. Среди них такие известные, как Бальдассарре Галуппи (1706— 1785), Франческо Арайя (1709—ок. 1770),Томмазо Траэтта (1727— 1779), Джузеппе Сарти (1729—1802), Винченцо Манфредини (1737—1799), Джованни Паизиелло (1740—1816), Доменико Чимароза (1749—1801), Катерино Кавос (1775—1840).

Одним из крупнейших мастеров симфонической и камерной музыки XVIII века был выдающийся итальянский композитор и виолончелист Луиджи Боккерини (1743—1805). В его творческом наследии особое место занимают концерты для виолончели с оркестром, среди других сочинений — около 30 симфоний, инструментальные сонаты, ансамбли.

Аббат и музыкальный коллекционер Фортунато Сантини (1778—1861) собрал богатейшую нотную библиотеку старинных и современных ему композиторов Италии и других европейских стран.

Во всем мире известно имя великого итальянского скрипача-виртуоза Ник-коло Паганини (1782—1840). Он родился в Генуе, первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке получил под руководством отца, музыканта-любителя. С 11 лет он концертировал по городам Италии. Творчество Паганини — яркое проявление музыкального романтизма. Он произвел переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. Среди его сочинений особенно славятся «24 каприччио» для скрипки соло, 6 концертов для скрипки с оркестром. Многие произведения долгое время после смерти Паганини считались неисполнимыми из-за их технической трудности. Виртуоз-гитарист, Паганини также написал около 200 пьес для гитары. Исполнительское и композиторское творчество Паганини оказало огромное влияние на последующее развитие инструментальной музыки. Своеобразный «демонический» образ Паганини, романтические эпизоды его биографии породили множество легенд еще при жизни композитора. Образ Паганини запечатлен в целом ряде литературных произведений. С 1954 года в Генуе проводится Международный конкурс скрипачей имени Паганини.

Отметим творчество итальянского композитора, певца и гитариста-виртуоза Луиджи Леньяни (1790—1877). Он концертировал во многих странах Европы, в 1836—1838 годах — по Италии совместно с Н. Паганини. Автор сонат, фантазий, вариаций, этюдов для гитары.

1  2  3