Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Балет

Италия подарила миру не только само искусство балета, но и целый ряд выдающихся артистов балета, хореографов, балетных композиторов, педагогов.

Впрочем, обо всем по порядку. В 680 году в Константинополе был созван VI Вселенский собор, который получил название Трулльского, так как проходил в Трулло — купольном зале Большого императорского дворца. Помимо других важных решений, собор своим 62-м правилом запретил танцы «как обычай старый и чуждый христианскому образу жизни». Почти на тысячу лет танец был вытеснен на периферию культуры.

Искусство балета зародилось при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялось

Само слово «балет» (wm.balletto от лат. ballo — танцую) возникло в Италии в конце XVI века для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определенное настроение. Выделение балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее.

Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 году он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон Неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться к французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи (1519—1589), супруги французского короля Генриха II и матери Франциска II, Карла IX и Генриха III. По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальтадзарини ди Бельджойозо (1500—1587) (во Франции его называли Бальтазар де Божуайе) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название «Комедийный балет королевы» (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем.

В это время в Италии продолжала обогащаться техника профессионального танца, появились первые теоретические труды по танцу — «II Balarino» (1581) Фабрицио Карозо и «Ге Gratie сГАтоге» (1602) Чезаре Негри.

В XVII веке центр балетного искусства перемещается во Францию. Однако большинство постановщиков танцев были выходцы из Италии. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей. Как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале XVII века. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца. В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце.

В XVIII веке балет начал победное шествие по всей Европе. При дворах европейских монархов стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих крупных городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев из Италии легко находили себе применение.

Вспомним имя итальянского композитора, балетмейстера и реформатора хореографии Доменико Мария Гаспаро Анджолини (1731—1803). С 1757 года он был балетмейстером Венской оперы, с 1765-го — балетмейстером Императорского театра в Санкт-Петербурге. Анджолини был одним из первых, кто смог объединить танец, музыку и драматическое действие в единое целое — ballet d'action.

Итальянский артист балета, педагог и балетмейстер Гаэтано Вестрис (1729—1808) родился во Флоренции. В 1748-м он дебютировал в Парижской опере. Вестрис внес много нового в современное ему искусство танца, придав движениям большую свободу. Современники называли его «богом танца». В 1770 он получил звание балетмейстера Парижской оперы, где ставил балеты, стремясь придать танцу большую драматичность. Его сын Аугусто Вестрис (1760—1842) был также выдающимся танцовщиком и педагогом.

В 1790-х годах под влиянием современной моды женский балетный костюм стал значительно более легким и свободным, так что под ним угадывались линии тела. Одновременно отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкую туфельку. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика. Наиболее значительным новшеством стало изобретение туфельки, позволявшей стоять на пуантах, что способствовало развитию пальцевой техники женского танца, открыло новые технические возможности.

Одним из реформаторов балета стал Сальваторе Вигано (1769—1821), итальянский артист балета и балетмейстер. Он создатель нового типа хореографической драмы эпохи Рисорджименто (часто на материале драматических произведений У Шекспира, П. Корнеля, Ф. Шиллера, В. Альфьери). Среди его постановок балеты «Творения Прометея, или Власть музыки и танца», «Отелло», «Весталка», «Дидона», «Титаны» и др.

Огромный вклад в развитие балета внес итальянский балетмейстер и педагог Филиппо Тальони (1777—1871). За свою долгую жизнь он успел поработать в театрах Италии, Германии, Австрии, Швеции, Франции. Выдающийся педагог и хореограф-реформатор, он по праву считается создателем романтического балета. Среди его постановок — балеты «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1832), «Дева Дуная» (1836) и «Корсар» (1840) А. Адана. Многие балеты были им поставлены для его дочери Марии Тальони (1804—1884), которой удалось полностью изменить представления об искусстве балета. С 1828 года М. Тальони — ведущая солистка Парижской оперы. Она гастролировала во многих странах Европы. Хотя Мария Тальони не первая встала на пуанты, как неоднократно ошибочно утверждалось, она сумела то, что до нее было всего лишь трюком, превратить в средство художественной выразительности. Свой след в истории балета оставил также сын Ф. Тальони — Паоло Тальони (1808—1884). В юности он танцевал во многих классических балетах (часто с сестрой Марией). Затем ставил балеты в Париже, Лондоне, Милане, в 1856—1883 годах был балетмейстером Берлинской оперы.

Известный артист балета, неаполитанец Карло Блазис (1795—1878),выступавший во многих городах Италии, а также в Лондоне, в 1837 году возглавил балетную школу при миланском театре «Ла Скала». Он — автор двух известных трудов по классическому танцу: «Трактат о танце» (1820) и «Кодекс Терпсихоры» (1828). Карло Блазис считался также одним из самых значительных педагогов в области балета в XIX веке. В числе его учениц — известные итальянские балерины Фанни Черрито (1817—1909), Каролина Розати (1826—1905), в дальнейшем работавшая с Мариусом Петипа, и Огаста Мейвуд (1825—1876), стоявшая у истоков американского балета.

Нельзя не упомянуть также имя выдающейся итальянской балерины романтического направления Карлотты Гризи (1819—1899). Она прославилась как первая исполнительница партии Жизели в одноименном балете А. Адана (1841). В 1840-х годах она стала одной из самых ярких звезд балета. Работала на сценах Лондона и Парижа.

Наряду с французом Адольфом Аданом, самым известным балетным композитором XIX века был итальянец Чезаре Пу-ньи (1802—1870). За свою жизнь он написал свыше 300 балетов! В том числе один из наиболее известных — «Эсме-ральда» (1844).

Во второй половине XIX века Италия продолжала оставаться тем центром, откуда, как и прежде, выходили балерины, восхищавшие зрителей своим техническим совершенством. Наиболее известная из них, Вирджиния Цукки (1847—1930), прославилась, однако, не столько своей виртуозностью, сколько драматической напряженностью игры, поставившей ее в один ряд со знаменитыми актерами эпохи. В 1888 году Вирджиния Цукки с блеском выступала в Одессе. Возглавив балетную труппу местного театра, она дебютировала в балете Маренко «Эксцельсиор». По свидетельству очевидцев, это был «фейерверк полетов, пируэтов, фуэте и удивительных движений».

Благодаря звездам итальянской хореографической школы в течение десятилетий со сцены театров многих украинских городов не сходили балетные спектакли «Эсмеральда», «Коппелия» и другие.

Не менее известна итальянская балерина Карлотта Брианца (1867—1930), ведущая солистка театра «Ла Скала».

Другая итальянская балерина Пьерина Леньяни (1863—1923) впитала в себя все виртуозное мастерство балетной школы «Да Скала». Ее дебют состоялся в Милане, затем было признание знатоков Парижа и Лондона, Брюсселя, Мадрида и Петербурга. Везде она покоряла своей отточенной техникой, порой граничившей с акробатикой.

Крупнейшей фигурой в мире балета на рубеже XIX и XX веков был итальянский танцовщик и педагог Энрико Чеккетти (1850—1928). Он родился в Риме. Учился у своих родителей, которые оба были танцовщиками, а также у Джованни Лепри, ученика Карло Блазиса. В 1887 году выступал в Петербурге, а в 1890-м был назначен балетмейстером Мариинского театра. Преподавал в Театральном училище; в числе его учеников были Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь. В 1910 году Дягилев пригласил его в свою труппу. Метод преподавания танца, принадлежащий Чеккетти, изложен в труде «Учебник по теории и практике классического театрального танца» (1922).

Интересна судьба итальянской балерины Иолы Торнаги (1874—1964). Уже в шестнадцать лет она стала примой в венецианском театре «Фениче». Савве Мамонтову удалось уговорить юную балерину согласиться танцевать в России. Современники вспоминали о ней как о блестящей балерине и просто красавице. В 1896 году она вышла замуж за Ф. Шаляпина и вынуждена была бросить сиену. У них в семье было шестеро детей — три сына и три дочери. Уже после революции, в 1922 году, Шаляпин уехал на гастроли за рубеж с новой семьей и больше в Россию не вернулся. Иола Торнаги смогла выехать на родину только в 1960 году.

Балет Италии прошлого столетия неразрывно связан с именем Ии Руской (1902—1970, настоящее имя Борисенко Евгения). Уроженка Керчи, она с 1923 года проживала в Италии. После завершения блистательной карьеры балерины, Ия Руская возглавляла балетную школу театра «Ла Скала», а с 1935 года и до самой смерти — Национальную академию танца Италии, которую сама организовала.

В XX веке Италия также подарила миру целый ряд блестящих артистов балета, среди них Карла Фраччи. Она родилась в 1936 году в Милане, училась в школе при театре «Ла Скала», а в 1954 году поступила в труппу театра. В 1958-м Фраччи получила высокое звание примы-балерины «Ла Скала». С успехом исполняла главные партии в «Золушке», «Жизели», «Сильфиде», «Дон Жуане» и др. Закончив танцевать, она взяла на себя художественное руководство труппой «Арены ди Верона», а в настоящее время является директором балетной труппы Римской оперы.

В заключение назовем имена известных современных итальянских артистов балета, которые активно работают в настоящее время. Это танцовщики и хореографы Давиде Бомбана (р. 1958), Мауро Бигондзетти (р. 1960),Эмио Греко (р. 1965), Фабрицио Фавале 1 р. 1969), Лжакопо Го-дани, Фетон Миоцци, Атессандро Молин, Роберто Болле, Массимилиано Вольпини, Джованни Патти, балерины Алессандра Ферри (р. 1963) и Вивиана Дуранте (р. 1967).