Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Истина, даже будучи в немилости, остается божественной и вечной: голос ее исходит из лона земли.
Фосколо (Foscolo) Уго

Человек есть то, чем он может быть, но он не все то, чем он может быть.
Бруно (Bruno) Джордано

Если фильм имеет успех — это бизнес, если фильм не имеет успеха — это искусство.
Карло Понти
 
Персоналии
Чезальпино (Цезальпино) (Cesalpino) Андреа (1519—1603), итальянский врач, ботаник и философ. Исследовал кровообращение. В капитальном труде «О растениях» (кн. 1—16; 1583) описал функции отдельных частей растений, предложил одну из первых систем растительного царства.

Кавальери (Cavalieri) Бонавентура (1598—1647), итальянский математик. Монах ордена иеронимитов. С 1629 года по рекомендации Галилео Галилея занимал кафедру математики в Болонском университете. В труде «Геометрия» (1635) Кавальери развил новый метод определения площадей и объемов, т. н. метод неделимых, чем фактически предвосхитил понятие определенного интеграла. Труды Кавальери сыграли большую роль в исчислении бесконечно малых.
 
Культура и искусство. Кинематограф

1  2  3

Первые итальянские короткометражные фильмы «Прибытие поезда на Миланский вокзал» и «Умберто и Маргарита Савойские на прогулке в парке» были сняты еще в XIX веке. Однако годом рождения итальянского кино считается 1904-й, когда в Турине была создана первая в Италии киностудия хроникально-документальных фильмов. Почти одновременно появились первые кинофирмы, выпускавшие художественные картины на исторические и литературные сюжеты, а также комедии и мелодрамы. Съемки производились главным образом на натуре, без павильонов.

Уже в 1912—1913 годах Италия занимает положение ведущей кинематографической державы. Это годы наибольшего расцвета итальянского немого кино. Однако взлет его был стремительным и недолгим. К 1915 году оно уже пережило свой золотой век, ошеломив не только итальянского, но и зарубежного зрителя красотой первых кинозвезд, уморительными комедиями, роскошью и постановочными эффектами таких исторических лент из времен Древнего Рима, как «Quo vadis?» Энрико Гуаццони (1876—1949) или «Кабирия» Джованни Пастроне (1882—1959). Эти и подобные им фильмы, пользовавшиеся огромным коммерческим успехом, совершенно заслонили по-настоящему значительные картины, в частности фильм «Ассунта Спина» (1915) режиссера Густаво Серена.

Кризис итальянского кинематографа начался одновременно со вступлением страны в Первую мировую войну, а после установления фашистской диктатуры в 1922 году итальянские фильмы исчезли с мирового экрана более чем на 20 лет. Большинство режиссеров снимали псевдоисторические боевики, комедии, салонные мелодрамы из жизни высшего света. Некоторое оживление кинопроизводства произошло в связи с появлением в Италии звукового кино (1930), положившего начало выпуску многочисленных музыкальных фильмов с участием выдающихся итальянских певцов и певиц (Б. Джильи, Т. Гобби, М. Канилья и др.).

Уже перед самой Второй мировой войной и во время войны стали появляться правдивые, искренние картины, такие как «Плач христовых невест» Джакомо Поцци-Беллини (1907— 1985),«Четы-ре шага в облаках» Алессандро Блазетти (1900— 1987), «Одержимость» Лукино Висконти, «Дети смотрят на нас» Витторио Де Сика. Эти картины предвещали приход неореализма.

Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 1940— 1950-х годов, оказавшим огромное влияние на развитие мирового послевоенного кинематографа. Возникнув на волне движения Сопротивления, в обстановке демократических перемен в итальянском обществе, неореализм объединил самых разных кинематографистов, но в первую очередь молодых, по большей части дебютантов, единых в ненависти к фашизму, в стремлении правдиво рассказать о настоящей жизни Италии, ее народа.

Манифестом нового итальянского кино стал фильм режиссера Роберто Россел-лини (1906—1977) «Рим — открытый город» (1945), пронизанный духом антифашистского единства и пафосом художественного открытия реальной Италии. Позже он снял фильмы: «Пайза» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск — менестрель божий» (1951), «Европа, 1951» (1952), «Индия, 1958» (1958), «Генерал делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), «Мессия» (1975). В 1960-е годы на телевидении Роберто Росселлини снял целый ряд фильмов о выдающихся исторических личностях. Последним фильмом мастера стал документальный фильм «Центр имени Жоржа Помпиду» (1977).

Выдающийся итальянский кинорежиссер Витторио Де Сика (1901 —1974) начал сниматься в кино еще задолго до войны. Он по праву считается одним из основоположников неореализма. Снял фильмы: «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Поездка» (1974). Один из его фильмов — «Подсолнухи» (1970) — был снят на украинской земле — на Полтавщине. В этой совместной советско-итало-французской картине снимались звезды итальянского кино София Лорен и Марчелло Мастроянни. Витторио Де Сика сыграл также главную роль в фильме «Генерал делла Ровере» (1959).

Еще один выдающийся кинорежиссер этого поколения — Лукино Висконти (1906—1976). В Италии он известен не только как кинорежиссер, но и как театральный режиссер. Лукино Висконти — антифашист, участник движения Сопротивления, один из основоположников неореализма. Его фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960), «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1972), «Семейный портрет в интерьере» (1974), «Невинный» (1976).

Близким по духу является творчество еще одного крупного итальянского кинорежиссера, также участника движения Сопротивления, Джузеппе Де Сантиса (1917—1997). Он тоже стоял у истоков неореализма. Среди его фильмов: «Трагическая охота (1947), «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Они шли на Восток» (1964, советско-итальянский), «Ценный специалист с обеспеченным будущим» (1972).

Большую роль в создании нового итальянского кино сыграл известный итальянский писатель, сценарист, теоретик кино Чезаре Дзаваттини (1902— 1989). Его работа «Некоторые мысли о кино» заложила эстетические основы неореализма. Чезаре Дзаваттини в качестве автора сценария участвовал в создании свыше 40 фильмов, поставленных режиссерами В. Де Сикой, Дж. Де Сантисом и другими.

Всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони (р. 1912) в своих фильмах расширил проблематику неореализма, включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности. Среди его фильмов такие известные, как «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортер» (1975), «Идентификация женщины» (1982), «Над облаками» (1995).

Известный кинорежиссер Пьетро Джерми (1914—1974) также начинал как представитель неореализма. Он снял фильмы: «Под небом Сицилии» (1949), «Машинист» (1956), «Развод по-итальянски» (1961), «Дамы и господа» (1966), «Сера-фино» (1968), «Альфредо, Альфредо» (1971). Джерми снимался в своих фильмах и фильмах других режиссеров.

Ныне живущий итальянский кинорежиссер и сценарист Марио Моничелли (р. 1915) начал работать в кино 70 лет назад. Он поставил совместно с режиссером Стефано Ванцино (Стено) (1915— 1988) несколько прекрасных комедий с участием знаменитого комика Тото («Полицейские и воры», 1951). С 1953 года работал в основном в жанре «политического кино»: «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (1959), «Большая война» (1960), «Товарищи» (1963), «Армия Бранкалеоне» (1966), «Бранкалеоне в крестовом походе» (1970), «Хотим полковников» (1973), «Народный роман» (1974), «Лишь бы это была девушка» (1985).

К этому же поколению принадлежит итальянский кинорежиссер Дино Ризи (р. 1917). Он начал работать в кино в 1946 году, сначала как документалист. Снимал комедии — как добродушно-развлекательные («Бедные, но красивые», 1957; «Миллионеры-бедняки», 1959; «Операция "Святой Януарий"», 1966), так и с социально-сатирической направленностью («Поход на Рим», 1962; «Именем итальянского народа», 1972; «Спятивший на войне», 1985; «Я вас больше не побеспокою», 1990). Иногда фильмы Ризи приближаются к психологической драме («Трудная жизнь», 1961; «Обгон», 1962).

Отметим фильмы режиссера Ренато Кастеллани (1913—1985) — «Ромео и Джульетта» (1954), «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971) и «Жизнь Джузеппе Верди» (1982); а также режиссера Луиджи Коменчини (р. 1916) — «Хлеб, любовь ифантазия» (1953), «Мы ничего о ней не знаем» (1969), «Женщина на воскресенье» (1976), «Моя синьора» (1996).

Во всем мире известно имя выдающегося итальянского сценариста и кинорежиссера Федерико Феллини (1920—1993). Для стиля Феллини характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Феллини художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность. Среди фильмов мастера отметим: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Восемь с половиной» (1963), «Амаркорд» (1974), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Голос луны» (1990).

Итальянский кинорежиссер и сценарист Серджо Леоне (1921—1989) получил известность как родоначальник так называемого «спагетти-вестерна», то есть фильмов в традиционном жанре вестерна, снимавшихся в Европе (трилогия «За пригоршню долларов», 1964; «За несколько лишних долларов», 1965 и «Хороший, плохой, злой», 1966). В 1984 году он снял в Голливуде гангстерскую сагу «Однажды в Америке».

Актер, кинорежиссер и сценарист Нино Манфреди (1921—2004) работал в кино с 1949 года, завоевал популярность в комедиях 1950-х годов. Драматический талант Манфреди раскрылся в фильмах «Палач», «Мы так любили друг друга», «Отвратительные, грязные, злые». В фильмах «За полученную милость» (1971), «Обнаженная женщина» (1982) Манфреди выступил не только как актер, но и в качестве автора сценария н режиссера.

1  2  3