1 2 3
Первые итальянские короткометражные фильмы «Прибытие поезда на Миланский вокзал» и «Умберто и Маргарита Савойские на прогулке в парке» были сняты
еще в XIX веке. Однако годом рождения итальянского кино считается 1904-й, когда в Турине была создана первая в Италии киностудия хроникально-документальных
фильмов. Почти одновременно появились первые кинофирмы, выпускавшие художественные картины на исторические и литературные сюжеты, а также комедии и мелодрамы.
Съемки производились главным образом на натуре, без павильонов.
Уже в 1912—1913 годах Италия занимает положение ведущей кинематографической державы. Это годы наибольшего расцвета итальянского немого кино.
Однако взлет его был стремительным и недолгим. К 1915 году оно уже пережило свой золотой век, ошеломив не только итальянского, но и зарубежного
зрителя красотой первых кинозвезд, уморительными комедиями, роскошью и постановочными эффектами таких исторических лент из времен Древнего Рима,
как «Quo vadis?» Энрико Гуаццони (1876—1949) или «Кабирия» Джованни Пастроне (1882—1959). Эти и подобные им фильмы, пользовавшиеся огромным коммерческим
успехом, совершенно заслонили по-настоящему значительные картины, в частности фильм «Ассунта Спина» (1915) режиссера Густаво Серена.
Кризис итальянского кинематографа начался одновременно со вступлением страны в Первую мировую войну, а после установления фашистской диктатуры в 1922 году
итальянские фильмы исчезли с мирового экрана более чем на 20 лет. Большинство режиссеров снимали псевдоисторические боевики, комедии, салонные мелодрамы
из жизни высшего света. Некоторое оживление кинопроизводства произошло в связи с появлением в Италии звукового кино (1930), положившего начало выпуску
многочисленных музыкальных фильмов с участием выдающихся итальянских певцов и певиц (Б. Джильи, Т. Гобби, М. Канилья и др.).
Уже перед самой Второй мировой войной и во время войны стали появляться правдивые, искренние картины, такие как «Плач христовых невест»
Джакомо Поцци-Беллини (1907— 1985),«Четы-ре шага в облаках» Алессандро Блазетти (1900— 1987), «Одержимость» Лукино Висконти, «Дети смотрят на нас»
Витторио Де Сика. Эти картины предвещали приход неореализма.
Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 1940— 1950-х годов, оказавшим огромное влияние на развитие мирового
послевоенного кинематографа. Возникнув на волне движения Сопротивления, в обстановке демократических перемен в итальянском обществе, неореализм объединил
самых разных кинематографистов, но в первую очередь молодых, по большей части дебютантов, единых в ненависти к фашизму, в стремлении правдиво
рассказать о настоящей жизни Италии, ее народа.
Манифестом нового итальянского кино стал фильм режиссера Роберто Россел-лини (1906—1977) «Рим — открытый город» (1945), пронизанный духом антифашистского
единства и пафосом художественного открытия реальной Италии. Позже он снял фильмы: «Пайза» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск — менестрель божий» (1951),
«Европа, 1951» (1952), «Индия, 1958» (1958), «Генерал делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), «Мессия» (1975). В 1960-е годы на телевидении Роберто
Росселлини снял целый ряд фильмов о выдающихся исторических личностях. Последним фильмом мастера стал документальный фильм «Центр имени Жоржа Помпиду» (1977).
Выдающийся итальянский кинорежиссер Витторио Де Сика (1901 —1974) начал сниматься в кино еще задолго до войны. Он по праву считается одним из
основоположников неореализма. Снял фильмы: «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), «Поездка» (1974). Один из его фильмов — «Подсолнухи»
(1970) — был снят на украинской земле — на Полтавщине. В этой совместной советско-итало-французской картине снимались звезды итальянского кино София
Лорен и Марчелло Мастроянни. Витторио Де Сика сыграл также главную роль в фильме «Генерал делла Ровере» (1959).
Еще один выдающийся кинорежиссер этого поколения — Лукино Висконти (1906—1976). В Италии он известен не только как кинорежиссер, но и как театральный
режиссер. Лукино Висконти — антифашист, участник движения Сопротивления, один из основоположников неореализма. Его фильмы: «Земля дрожит» (1948),
«Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960), «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1972), «Семейный портрет в интерьере»
(1974), «Невинный» (1976).
Близким по духу является творчество еще одного крупного итальянского кинорежиссера, также участника движения Сопротивления, Джузеппе Де Сантиса
(1917—1997). Он тоже стоял у истоков неореализма. Среди его фильмов: «Трагическая охота (1947), «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952),
«Они шли на Восток» (1964, советско-итальянский), «Ценный специалист с обеспеченным будущим» (1972).
Большую роль в создании нового итальянского кино сыграл известный итальянский писатель, сценарист, теоретик кино Чезаре Дзаваттини (1902— 1989).
Его работа «Некоторые мысли о кино» заложила эстетические основы неореализма. Чезаре Дзаваттини в качестве автора сценария участвовал в создании
свыше 40 фильмов, поставленных режиссерами В. Де Сикой, Дж. Де Сантисом и другими.
Всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони (р. 1912) в своих фильмах расширил проблематику неореализма, включив в нее мотивы
трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности. Среди его фильмов такие известные, как «Приключение» (1960),
«Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортер» (1975), «Идентификация женщины» (1982),
«Над облаками» (1995).
Известный кинорежиссер Пьетро Джерми (1914—1974) также начинал как представитель неореализма. Он снял фильмы: «Под небом Сицилии» (1949),
«Машинист» (1956), «Развод по-итальянски» (1961), «Дамы и господа» (1966), «Сера-фино» (1968), «Альфредо, Альфредо» (1971). Джерми снимался
в своих фильмах и фильмах других режиссеров.
Ныне живущий итальянский кинорежиссер и сценарист Марио Моничелли (р. 1915) начал работать в кино 70 лет назад. Он поставил совместно с режиссером
Стефано Ванцино (Стено) (1915— 1988) несколько прекрасных комедий с участием знаменитого комика Тото («Полицейские и воры», 1951). С 1953 года работал
в основном в жанре «политического кино»: «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (1959), «Большая война» (1960), «Товарищи» (1963),
«Армия Бранкалеоне» (1966), «Бранкалеоне в крестовом походе» (1970), «Хотим полковников» (1973), «Народный роман» (1974), «Лишь бы это была девушка» (1985).
К этому же поколению принадлежит итальянский кинорежиссер Дино Ризи (р. 1917). Он начал работать в кино в 1946 году, сначала как документалист.
Снимал комедии — как добродушно-развлекательные («Бедные, но красивые», 1957; «Миллионеры-бедняки», 1959; «Операция "Святой Януарий"», 1966), так и с
социально-сатирической направленностью («Поход на Рим», 1962; «Именем итальянского народа», 1972; «Спятивший на войне», 1985; «Я вас больше не побеспокою»,
1990). Иногда фильмы Ризи приближаются к психологической драме («Трудная жизнь», 1961; «Обгон», 1962).
Отметим фильмы режиссера Ренато Кастеллани (1913—1985) — «Ромео и Джульетта» (1954), «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971) и «Жизнь Джузеппе Верди»
(1982); а также режиссера Луиджи Коменчини (р. 1916) — «Хлеб, любовь ифантазия» (1953), «Мы ничего о ней не знаем» (1969), «Женщина на воскресенье»
(1976), «Моя синьора» (1996).
Во всем мире известно имя выдающегося итальянского сценариста и кинорежиссера Федерико Феллини (1920—1993). Для стиля Феллини характерны масштабность
образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Феллини художественный сплав, в котором
доминирует захватывающая эмоциональность. Среди фильмов мастера отметим: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959),
«Восемь с половиной» (1963), «Амаркорд» (1974), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Голос луны» (1990).
Итальянский кинорежиссер и сценарист Серджо Леоне (1921—1989) получил известность как родоначальник так называемого «спагетти-вестерна»,
то есть фильмов в традиционном жанре вестерна, снимавшихся в Европе (трилогия «За пригоршню долларов», 1964; «За несколько лишних долларов»,
1965 и «Хороший, плохой, злой», 1966). В 1984 году он снял в Голливуде гангстерскую сагу «Однажды в Америке».
Актер, кинорежиссер и сценарист Нино Манфреди (1921—2004) работал в кино с 1949 года, завоевал популярность в комедиях 1950-х годов. Драматический
талант Манфреди раскрылся в фильмах «Палач», «Мы так любили друг друга», «Отвратительные, грязные, злые». В фильмах «За полученную милость» (1971),
«Обнаженная женщина» (1982) Манфреди выступил не только как актер, но и в качестве автора сценария н режиссера.
1 2 3
|