Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Живопись спорит и соревнуется с природой.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Женщины, как и сны, никогда не бывают такими, какими хочешь их видеть.
Пиранделло (Pirandello) Луиджи

К оружию следует прибегать в последнюю очередь — когда другие средства окажутся недостаточны.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо
 
Персоналии
Валлоне (Vallone) Раф (1916—2002), итальянский актер театра и кино. Среди фильмов с его участием «Горький рис», «Дорога надежды», «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов».

Мути (Muti) Орнелла (настоящее имя Франческа Ровелли, Rovelli) (р. 1955), итальянская киноактриса. В кино снимается с 15 лет. Снималась в фильмах «Самая красивая женщина» (1970), «Народный роман» (1974), «Укрощение строптивой» (1981), «Бонни и Клайд по-итальянски» (1983), «Любовь Свана» (1983), «Казанова» (1987), «Хроника объявленной смерти» (1987), в телесериале «Граф Монте-Кристо» (1998) и др.
 
Итальянцы — лауреаты Нобелевской премии
МОНТАЛЕ (Montale) Эудженио

МОНТАЛЕ (Montale) Эудженио (1896—1981)
поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, 1975 г.

Эудженио Монтале родился 12 октября 1896 года в Генуе в многодетной, но состоятельной семье Доменико и Джузеп-пины Монтале. До тридцати лет Эудженио каждое лето проводил на семейной вилле на Лигурийской Ривьере, живописный берег которой был запечатлен во многих стихах поэта.

Когда мальчику было 14 лет, он серьезно заболел, не смог ходить в школу и стал много читать: итальянских классиков, французскую художественную литературу, книги Шопенгауэра, Кроче и Бергсона. Предполагалось, что Эудженио, как и его отец, станет коммерсантом, однако коммерция нисколько не интересовала молодого человека. Достигнув совершеннолетия, Монтале понял, что практической деятельностью он заниматься не будет; какое-то время юноша хотел стать оперным певцом, но когда ему было около двадцати лет, занятия музыкой забросил.

Когда в 1917 году Италия вступила в Первую мировую войну, Монтале пошел на фронт и воевал офицером пехоты на австрийском фронте. Через два года он демобилизовался и, вернувшись в Геную, всерьез занялся литературой. Монтале начал публиковать в генуэзских журналах и газетах критические статьи. Его статья об итальянском прозаике Итало Звево, авторе знаменитого романа «Самопознание Дзено» (1923), в немалой степени способствовала успеху этого романа у читателей. Между Монтале и Звево завязалась переписка, продолжавшаяся до трагической смерти последнего в 1929 году.

В 1925 году выходит в свет первый поэтический сборник Монтале «Раковины каракатиц». Уже в первом сборнике поэта проявились черты, которые будут свойственны всему последующему творчеству мастера. Стиль Монтале своеобразен: его стих скуп, образы резки и порой гротескны. «Мне хотелось писать обнаженно, только самое главное. Я стремился дать единство в разнообразии — и избавиться тем самым от всего лишнего», — писал поэт позже. Итальянские критики в целом благосклонно встретили поэтический сборник, считая его законченным оригинальным произведением, освобожденным от литературных условностей. При этом они отмечали близость творчества поэта к герметизму — направлению в итальянской поэзии 20— 40-х годов XX века, давшего миру таких крупных поэтов, как Умберто Саба (1883—1957), Джузеппе Унгаретти (1888— 1970), Сальваторе Квазимодо (1901 — 1968).

Во Флоренции, куда Монтале переехал в 1927 году, он нашел «культуру, идеи, традиции, гуманизм». Сначала поэт некоторое время работал в издательстве, а с 1928 по 1938 год — директором научной библиотеки. Хотя жалованье Монтале получал небольшое, место его вполне устраивало: поэт имел в своем распоряжении огромную библиотеку современной литературы. В эти годы его стихи и эссе регулярно появлялись в литературных журналах. Вышел в свет второй сборник поэта «Дом таможенника и другие стихотворения» (1932).

В 1938 году Монтале лишился поста директора библиотеки за то, что отказался вступить в фашистскую партию, а в 1939-м вышел третий сборник его стихов «Случайности», в котором ощущается отрицательное отношение к фашизму, хотя в стихах больше говорится о любви, чем о политике.

В годы Второй мировой войны Монтале занимался переводами на итальянский язык У. Шекспира, Г. Мелвилла, Ю. О'Нила, Т. С. Элиота, У. Б. Йитса. В 1943 году в нейтральной Швейцарии вышел сборник стихотворений «Финистерре».

После войны поэт переехал в Милан, где работал литературным редактором, музыкальным критиком и журналистом в одной из ведущих итальянских газет «Коррьере делла сера» («Согпеге della sera»). В 1956 году был опубликован сборник стихотворений Монтале «Буря и другое», который, по мнению многих критиков, считается лучшим поэтическим сборником поэта. В 1960—1970-е годы из-под пера Монтале вышли книги «Ксения» (1966), «Сатура» (1971), «Дневники 71-го и 72-го», «Тетрадь за четыре года».

В 1975 году Эудженио Монтале был награжден Нобелевской премией по литературе «за значительное достижение в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, полностью лишенных иллюзий». В своей нобелевской лекции «Может ли еще существовать поэзия?» Монтале, несмотря на пессимистическое название, утверждал, что, «как свидетельствует история, искусство уничтожить невозможно».

Помимо Нобелевской премии, Монтале был награжден рядом итальянских литературных премий, получил почетные дипломы университетов Милана, Рима и Кембриджа, в 1967 году стал пожизненным членом итальянского сената.

Скончался Эудженио Монтале в Милане 12 сентября 1981 года.

К списку лауреатов