Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе.
Кампанелла (Campanella) Томмазо
 
Персоналии
Понти (Ponti) Карло (р. 1910), итальянский кинопродюсер. В кино с 1940 года, в 1950—1957 годах работал совместно с Де Лаурентисом. Финансировал ряд крупных международных проектов, фильмы: Р. Росселлини — «Европа, 51» (1952), Ф. Феллини — «Дорога» (1956), Д. Лина — «Доктор Живаго» (1966), М. Антониони — «Фотоувеличение» (1967) и др. Муж Софии Лорен, продюсер всех фильмов с ее участием.

Пизанелло (Pisanello) (настоящее имя Антонио) (ок. 1390—1455), итальянский живописец, рисовальщик, медальер. Готическую условность, лиричность, изысканность рисунка и цвета сочетал с тонким наблюдением человека и природы («Св. Георгий и принцесса», ок. 1435— 1438; рисунки животных, портретные медали).
 
Итальянцы — лауреаты Нобелевской премии
ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи

ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867—1936)
писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе, 1934 г.

Луиджи Пиранделло родился 28 июня 1867 года в городе Джирдженти (ныне Агридженто) на Сицилии в семье преуспевающего владельца серного рудника. Окончив гимназию в Палермо, Луиджи Пиранделло учился в университетах Палермо и Рима, а затем поступил в Боннский университет (Германия), где в 1891 году с блеском защитил диссертацию по греко-сицилийским диалектам. Вернувшись в Италию, он женился на Антониетте Портулано, дочери компаньона отца, и поселился в окрестностях Рима.

В эти годы Пиранделло сблизился с римскими литературными кругами и начал публиковать в периодических изданиях критические статьи и стихотворения. Его профессиональная литературная деятельность началась с выходом в свет сборника новелл «Любовь без любви» (1894). В новеллах и романе «Отвергнутая» (1901) заметно влияние веризма — литературного течения, господствующего в итальянской литературе на рубеже веков.

В 1903 году отцовский рудник был разрушен наводнением, и писатель остался без средств к существованию. В том же году его жена серьезно заболела. Пиранделло снял жилье в недорогом квартале и устроился преподавателем в Римском педагогическом институте. Предполагалось, что преподавательская работа продлится год-два, а она затянулась более чем на двадцать лет. В институте Пиранделло преподавал лингвистику и историю итальянской литературы. Свободное время занимали творчество, частные уроки и уход за женой.

Несмотря на трудности, его литературная деятельность в ту пору была очень плодотворной. Широкую известность принесла писателю публикация романа «Покойный Маттиа Паскаль» (1904). В нем молодой человек, пользуясь тем, что официально его признали мертвым, пытается начать новую жизнь. Но вскоре устает от двусмысленности своего положения и возвращается домой, где его никто не ждет. Ему остается единственная роль — «покойного Маттиа Паскаля».

В 1900-е годы писатель создал большую часть своих новелл, в которых проявился его незаурядный талант мастера малых прозаических форм и которые были впоследствии собраны в 15-томном издании под общим заглавием «Новеллы на год» (1922—1937). Перу Пиранделло принадлежат шесть романов. Помимо «Покойного Маттиа Паскаля», это: «Отвергнутая» (1901), «По очереди» (1902), «Старые и молодые» (1909), «Снимается кино» (1915), «Один, ни одного, сто тысяч» (1926).

В 1915 году под влиянием известного итальянского актера А. Муско Луиджи Пиранделло, уже будучи маститым писателем, написал свою первую пьесу под названием «Если это не так...» Она была хорошо принята критикой. С этого момента Пиранделло уделяет все большее внимание драматургии. В последние двадцать лет жизни основную часть его творчества составляли пьесы. Именно драматургия Пиранделло принесла ему мировую славу. Лучшие из его драм до сих пор входят в репертуар многих театров мира. Выделим такие известные пьесы Пиранделло, как «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Генрих IV» (1922), «Каждый по-своему» (1924), «Сегодня мы импровизируем» (1930). В 1925 году драматург основал театральную труппу, которая затем гастролировала с его пьесами по Европе и Америке.

Пиранделло свойственно ироническое восприятие действительности, скептическое отношение к возможности социального прогресса, склонность к сатире. Основные мотивы его творчества — иллюзорность человеческих идеалов, одиночество, несовершенство общественных отношений, игра случая в судьбах людей.

В 1934 году классик итальянской и мировой литературы Луиджи Пиранделло был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Скончался писатель в Риме 10 декабря 1936 года, не дожив полгода до своего семидесятилетия.

К списку лауреатов