Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
У кого много пороков, у того много и повелителей.
Петрарка (Petrarca) Франческо

Дружба — гавань, к которой стремится человек, она доставляет радость и спокойствие духа, она — отдохновение в этой жизни и начало жизни небесной.
Тассо (Tasso) Торквато

Мир — прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать.
Гольдони (Goldoni) Карло
 
Персоналии
Корреджо (Correggio) (настоящая фамилия Аллегри, Allegri) Антонио (ок. 1489— 1534), итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения. В росписях (купол церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1520—1523) предвосхитил пространственные эффекты барокко. Религиозные и мифологические («Даная»,ок. 1526) картины отличаются грациозностью и поэтической мягкостью образов, праздничной свежестью колорита.

Марио (Mario) Джованни (настоящая фамилия Де Кандиа, De Candia) (1810— 1883),итальянский певец (тенор). Выступал в театрах Европы (нередко с женой — певицей Дж. Гризи), в том числе в Итальянской опере в Петербурге (с 1849).
 
Итальянцы — лауреаты Нобелевской премии
ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи

ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867—1936)
писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе, 1934 г.

Луиджи Пиранделло родился 28 июня 1867 года в городе Джирдженти (ныне Агридженто) на Сицилии в семье преуспевающего владельца серного рудника. Окончив гимназию в Палермо, Луиджи Пиранделло учился в университетах Палермо и Рима, а затем поступил в Боннский университет (Германия), где в 1891 году с блеском защитил диссертацию по греко-сицилийским диалектам. Вернувшись в Италию, он женился на Антониетте Портулано, дочери компаньона отца, и поселился в окрестностях Рима.

В эти годы Пиранделло сблизился с римскими литературными кругами и начал публиковать в периодических изданиях критические статьи и стихотворения. Его профессиональная литературная деятельность началась с выходом в свет сборника новелл «Любовь без любви» (1894). В новеллах и романе «Отвергнутая» (1901) заметно влияние веризма — литературного течения, господствующего в итальянской литературе на рубеже веков.

В 1903 году отцовский рудник был разрушен наводнением, и писатель остался без средств к существованию. В том же году его жена серьезно заболела. Пиранделло снял жилье в недорогом квартале и устроился преподавателем в Римском педагогическом институте. Предполагалось, что преподавательская работа продлится год-два, а она затянулась более чем на двадцать лет. В институте Пиранделло преподавал лингвистику и историю итальянской литературы. Свободное время занимали творчество, частные уроки и уход за женой.

Несмотря на трудности, его литературная деятельность в ту пору была очень плодотворной. Широкую известность принесла писателю публикация романа «Покойный Маттиа Паскаль» (1904). В нем молодой человек, пользуясь тем, что официально его признали мертвым, пытается начать новую жизнь. Но вскоре устает от двусмысленности своего положения и возвращается домой, где его никто не ждет. Ему остается единственная роль — «покойного Маттиа Паскаля».

В 1900-е годы писатель создал большую часть своих новелл, в которых проявился его незаурядный талант мастера малых прозаических форм и которые были впоследствии собраны в 15-томном издании под общим заглавием «Новеллы на год» (1922—1937). Перу Пиранделло принадлежат шесть романов. Помимо «Покойного Маттиа Паскаля», это: «Отвергнутая» (1901), «По очереди» (1902), «Старые и молодые» (1909), «Снимается кино» (1915), «Один, ни одного, сто тысяч» (1926).

В 1915 году под влиянием известного итальянского актера А. Муско Луиджи Пиранделло, уже будучи маститым писателем, написал свою первую пьесу под названием «Если это не так...» Она была хорошо принята критикой. С этого момента Пиранделло уделяет все большее внимание драматургии. В последние двадцать лет жизни основную часть его творчества составляли пьесы. Именно драматургия Пиранделло принесла ему мировую славу. Лучшие из его драм до сих пор входят в репертуар многих театров мира. Выделим такие известные пьесы Пиранделло, как «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Генрих IV» (1922), «Каждый по-своему» (1924), «Сегодня мы импровизируем» (1930). В 1925 году драматург основал театральную труппу, которая затем гастролировала с его пьесами по Европе и Америке.

Пиранделло свойственно ироническое восприятие действительности, скептическое отношение к возможности социального прогресса, склонность к сатире. Основные мотивы его творчества — иллюзорность человеческих идеалов, одиночество, несовершенство общественных отношений, игра случая в судьбах людей.

В 1934 году классик итальянской и мировой литературы Луиджи Пиранделло был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Скончался писатель в Риме 10 декабря 1936 года, не дожив полгода до своего семидесятилетия.

К списку лауреатов