Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Следуя добродетели, человек достигает счастья, хотя бы частичного и не длительного; следствием же греха является несчастье.
Помпонацци (Pomponazzi) Пьетро

Когда я вижу человека талантливого или умного, который в чем-то искусней или красноречивей других, я не могу не влюбиться в него и тогда отдаюсь ему безраздельно, так что уже перестаю принадлежать себе.
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)

Там обо мне будут верно судить, где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате — честь, не в обжорстве — роскошь, не в богатстве — величие, не в диковинке — истина, не в злобе — благоразумие, не в предательстве — любезность, не в обмане — осторожность, не в притворстве — умение жить, не в тирании — справедливость, не в насилии — суд.
Бруно (Bruno) Джордано
 
Персоналии
Каччини (Caccini), итальянские музыканты. 1) Джулио, по прозванию Романо (ок. 1550—1618), композитор, певец, участник Флорентийской камераты. Автор одной из первых опер («Эвридика», постановка 1602). 2) Франческа, по прозванию Чеккина (1587 — ок. 1640), дочь Джулио, певица, исполнительница на лютне, гитаре, композитор.

Маскерони (Mascheroni) Лоренцо (1750—1800), итальянский математик. В «Геометрии циркуля» (1797) доказал, что всякая задача, разрешаемая с помощью циркуля и линейки, разрешима с помощью только циркуля. Ввел в математический анализ две специальные функции: интегральный синус и интегральный косинус.
 
Итальянцы — лауреаты Нобелевской премии
ФО (Fo) Дарио

ФО (Fo) Дарио (р. 1926)
актер, драматург, режиссер, лауреат Нобелевской премии по литературе, 1997 г.

Дарио Фо родился 26 марта 1926 года на севере Италии в маленькой альпийской деревушке Сан-Джано, где в те времена еще бытовали некоторые формы устного народного творчества, близкого по эстетике итальянскому театру масок. Его отец, член социалистической партии, был железнодорожником, вся семья исповедовала антифашистские идеалы. С детских лет Дарио обнаружил сильную тягу к искусству, и родители приняли нелегкое для бедной семьи решение дать мальчику образование. С 1940 года Фо обучался живописи на факультете сценографии в Миланской академии Брера, а в 1945 году поступил на факультет архитектуры Миланского политехнического института. Еще в студенческие годы он начал сочинять небольшие импровизированные монологи, сатирические скетчи, полуфантастического содержания рассказы, которые исполнял в кругу своих друзей и знакомых — миланских студентов. Постепенно известность Дарио Фо росла. В 1952 году он получил приглашение на радио, где с большим успехом исполнял свои юмористические монологи.

В 1953 году Дарио Фо кардинально изменил свою жизнь: за несколько месяцев до получения диплома он бросил институт и полностью посвятил себя театру. Вместе с другими актерами он создал театр-варьете, для которого написал и поставил два сатирических произведения — фарсы «Пальцем в глаз» (1953) и «Связать здоровых» (1954), которые вскоре были закрыты цензурой. В 1954 году Дарио Фо женился на актрисе Франке Раме. С тех пор они вместе уже более 50 лет.

В 1959 году Фо создал свой театр, получивший название «Труппа Дарио Фо — Франка Раме». Среди лучших его произведений тех лет — фарс «Архангелы не играют во флиппер» (1959) и комедия «Изабелла, три каравеллы и болтун» (1963). Политические события в мире конца 1960-х, прежде всего война во Вьетнаме, побудили Фо вновь совершить крутой поворот в своей жизни и карьере. Он отказался от своей роли «шута буржуазии», порвал с коммерческим театром и посвятил себя борьбе за социальную справедливость и права народа. Фо стал самым ярким в Италии представителем «политического театра» — движения, переживавшего в те годы в странах Запада свой расцвет. Театр, в котором Дарио Фо был и драматургом, и режиссером, и актером, колесил по стране, показывая спектакли в отдаленных уголках перед рабочими фабрик и заводов, выступая на площадях и в трудовых коллективах.

Театр Дарио Фо этих лет сильно политизирован, но в то же время глубоко связан с национальной театральной традицией комедии дель арте, его пьесы отличает импровизация, фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротеск, буффонада, высокий ритм, использование музыки и песен.

В 1969 году Дарио Фо создал лучшее свое произведение — пьесу с заимствованным у Маяковского названием «Мистерия буфф» по сюжетам Евангелий и средневековых хроник. Пьеса имеет открытую структуру и очень много действующих лиц, но, по замыслу автора, она исполняется одним актером как моноспектакль. Собственно игровой сюжет легко и свободно переходит в прямое общение с залом. От спектакля к спектаклю менялась аудитория Фо, менялся с годами сам автор, менялся и мир за стенами театра. Так, среди персонажей этой пьесы в разное время побывали (наряду с собственно персонажами комедии) все ведущие политики Италии и мира последних трех с половиной десятилетий. Этой «чести» удостоился экс-премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.

Среди других произведений Дарио Фо отметим фарс «Случайная смерть анархиста» (1971), пьесу «Весь дом, постель и церковь» (1977), комедию «Свободная пара» (1983). А всего за свою долгую театральную жизнь Дарио Фо написал около 50 пьес. Театральный коллектив, возглавляемый мастером, объехал весь мир, и везде его гастроли сопровождались переполненными залами. Дарио Фо никогда не скрывал своих левых взглядов, наоборот, неустанно пропагандировал их в театре, в прессе, на радио и телевидении.

В 1997 году Нобелевский комитет присудил Дарио Фо Нобелевскую премию за то, что он «в духе средневековых шутов бичует власть и отстаивает интересы угнетенных». Сегодня, несмотря на преклонный возраст, Дарио Фо пишет книги, работает в кино и на телевидении, активно участвует в политической жизни. Но главным делом для него остается театр, которому он посвятил всю свою жизнь.

К списку лауреатов