Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Итальянцы — лауреаты Нобелевской премии
ДЕЛЕДДА (Deledda) Грация

ДЕЛЕДДА (Deledda) Грация (1871— 1936)
писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе, 1926 г.

Итальянская писательница Грация Деледда родилась 27 сентября 1871 года в городке Нуоро на Сардинии. Отец ее был довольно состоятельным юристом, трижды избиравшимся мэром. Как и многие женщины в этом горном городке, мать писательницы, урожденная Франческа Камбозу, была неграмотной. Хотя, по местным понятиям, семья Деледда принадлежала к числу зажиточных (у них был пресс для получения оливкового масла и собственная винодельня), жизнь Грации, ее двух братьев и четырех сестер была довольно примитивной. Позднее Деледда назвала Нуоро, местечко, где жизнь не менялась на протяжении столетий, «поселением бронзового века». Жизнь там была настолько замкнутой, что местные жители говорили на диалекте, очень близком к латинскому языку. В соответствии с патриархальными обычаями ни Грацию, ни ее сестер практически никогда не выпускали одних из дому. Все же из-за того, что отцовский дом являлся своего рода центром местной общины, девочке с ранних лет удавалось общаться с самыми разными слоями населения острова.

Грация Деледда посещала местную начальную школу, а также брала частные уроки итальянского и французского языков. Кроме того, девочка очень много читала — особенно русскую прозу XIX века, романы Гюго и Бальзака. Увлекалась она также местными балладами и легендами. В возрасте 8 лет Грация начала писать стихотворения и рассказы, основанные на местном фольклоре. Девочке было 15 лет, когда ее рассказ «Сардинская кровь» появился на страницах римского иллюстрированного журнала. В 1892 году ее первый роман «Цветок Сардинии» был благожелательно принят критикой. В 1895 году книга юной писательницы «Честные души» вышла с предисловием известного итальянского литературоведа Руджеро Бонги.

Все это время Деледда продолжала жить в Нуоро. После смерти отца она занималась семейной винодельней и одновременно вела обширную переписку с писателями и критиками. Однако, получив неожиданно большую сумму за французский перевод «Честных душ», Деледда передала управление винодельней своему брату Андреа и в 1899 году переехала в столицу Сардинии город Кальяри. Здесь она встретилась с Пальмиро Мадесани, чиновником министерства финансов, за которого в 1900 году вышла замуж. В том же году, когда ее мужа перевели в Рим в военное министерство, Деледда впервые покинула пределы Сардинии. Супруги поселились в столице, где прожили всю жизнь, воспитали двоих сыновей.

На протяжении всей последующей жизни Деледда пишет приблизительно по роману в год. Несмотря на то что жизнь в Риме нравилась писательнице, действие ее книг происходит в Сардинии, ее лучшие романы являются яркими иллюстрациями простой и суровой жизни обитателей острова — жизни, не имеющей ничего общего с современностью. «Я знаю и люблю Сардинию, — однажды заметила романистка, — ее народ — мой народ, ее горы и долины — это часть меня самой. Зачем нам искать темы где-то за тридевять земель, когда человеческая драма разыгрывается у нас перед глазами, Сардиния так и просится на страницы моих романов».

Хотя творческая манера Деледды с трудом вписывается в то или иное литературное направление, ее зрелые произведения, пожалуй, ближе всего к натурализму. Впрочем, в отличие от писателей натуральной школы, которые, как правило, придерживались социалистических убеждений, творчество Деледды было совершенно аполитично.

Первый большой успех принес писательнице роман «Элиас Портулу» (1903). В течение следующего десятилетия популярность Грации Деледды в Италии быстро растет. «Пепел» — роман об одинокой женщине, которая жертвует собой ради своего незаконнорожденного ребенка, — появился в 1904 году. В 1916 году по этому роману был снят фильм с участием великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе, для которой главная роль в этом фильме стала первой и последней ролью в кино. В эти годы выходят в свет романы «Плющ» (1908), «До предела» (1910), «Голуби и ястребы» (1912) и «Тростник на ветру» (1913), несколько сборников рассказов. По мнению большинства критиков, кульминацией реалистического периода в творчестве Грации Деледды стал роман «Мать» (1920), действие которого происходит в отдаленной деревушке на Сардинии на протяжении всего двух дней.

После романа «Мать» манера Деледды претерпела существенные изменения. Писательница увлеклась идеей искупления через любовь. Романы этого периода, как считают критики, не столь удачны по сравнению с предшествующими. Они утратили красочность описания сельской жизни, что составляло главную силу Деледды как писательницы. К таким произведениям относятся романы «Секрет одинокого человека» (1921) и «Бог живых» (1922).

В 1926 году Грация Деледда получила Нобелевскую премию по литературе «за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь ее родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом». Вручая премию, член Нобелевского комитета отметил, что Деледда «живописует природу, как мало кто в европейской литературе». Он также заявил, что итальянской романистке свойственно «серьезное и глубокое понимание религиозной проблематики, ее произведения часто грустны, но никогда не пессимистичны». Деледда приняла премию, сказав всего несколько слов, традиционной нобелевской лекции писательница не произносила.

Спустя несколько месяцев после получения Нобелевской премии у писательницы была обнаружена злокачественная опухоль. Грация Деледда продолжала упорно работать и бороться с болезнью еще девять лет. Она скончалась 15 августа 1936 года в Риме.

Грация Деледда была очень скромной, склонной к уединению женщиной, которая писала по внутренней потребности без особых интеллектуальных претензий. Хотя действие большинства ее самых яркшх произведений происходит на Сардинии, темы, затрагиваемые писательницей, представляют общечеловеческий интерес. Как писали критики, в лучших произведениях писательницы «есть что-то от Библии, от них веет патриархальным величием Ветхого Завета». Что ж, лучше не скажешь.

К списку лауреатов