1 2 3
В силу ряда исторических причин итальянским женщинам было непросто проявить себя на общественно значимом поприще. Католическая церковь, позиции которой
традиционно очень сильны в Италии, не приветствовала участие женщин в общественной и культурной жизни страны. Тем не менее, в этой главе мы представим вам
целую галерею итальянок, чьи имена прекрасно известны не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многие из этих имен уже встречались в других
разделах этого сайта.
Начнем наше повествование с флорен-тийки Беатриче Портинари (1265—1290), любовь к которой вдохновила великого Данте на написание «Новой жизни», а затем
и «Божественной комедии». Однажды, когда Данте было всего девять лет, его отец был приглашен в гости к своему соседу Фолько Портинари; он пошел, взяв с собой
сына. Тут в толпе детей мальчик увидел восьмилетнюю девочку, дочь Портинари — Беатриче. Она была одета в пурпур, «благороднейший цвет». Оживленная и нарядная,
она показалась Данте ангелом, хотя не сказала ему ни слова. Девять лет он не встречался с нею, потом случайно увидел ее на улице, когда она, вся в белом, шла
в сопровождении двух дам. Беатриче узнала Данте и «в своей неизреченной милости» поклонилась ему так ласково, что юноша почувствовал себя на верху блаженства.
С этого дня любовь, зародившаяся в детстве, крепнет, и Данте становится поэтом. Вскоре Беатриче выходит замуж, а через некоторое время умирает на двадцать
пятом году жизни... Вот, собственно, и вся история.
Раз уж мы вспомнили Данте и Беатриче, нельзя не вспомнить другого великого итальянского поэта этой эпохи — Петрарку и его возлюбленную Лауру. Это случилось
6 апреля 1327 года. В этот день 23-летний итальянец Франческо Петрарка увидел в соборе Святой Клары в Авиньоне прекрасную девушку по имени Лаура. Эта встреча
породила чувство, которому было суждено перевернуть мир. Лаура умерла ровно 21 год спустя — 6 апреля 1348 года в Риме. Но вот уже семь с половиной веков
человечество объясняется сонетами Петрарки в своих чувствах. Кто после этого оспорит бессмертие любви? Справедливости ради следует сказать,
что Лаура была француженкой.
Святая Екатерина Сиенская (1347— 1380) — одна из наиболее почитаемых в Италии католических святых. В отличие от многих легендарных личностей, о ее жизни
известно немало. Родилась она в Сиене в бедной семье красильщика, долгое время не умела ни читать, ни писать. Еще в ранней юности Екатерине был присущ мистицизм.
В 1363 году она вступила в орден «кающихся сестер святого Доминика» и с этого момента полностью посвятила себя служению больным и милосердию. Очень скоро
Екатерина стала известной благодаря своему аскетическому образу жизни. Свое духовное призвание она видела в активной деятельности, направленной на
реформирование церкви и на установление мира в разделенной Италии. Она много ездила по Италии, посетила Авиньон, где убеждала папу Григория XI, которого
она фамильярно называла «милым папочкой», вернуться в Рим. Сохранилось около четырехсот ее писем к правителям итальянских городов, иерархам церкви и другим
менее важным персонам. Однако главным ее сочинением стали «Диалоги о Провидении Божьем, или Книга божественного учения», составленные в форме бесед, которые
она вела с Богом в состоянии мистического экстаза. Она скончалась в 1380 году, канонизирована была в 1461-м. В 1939 году Екатерина Сиенская была провозглашена
святой покровительницей Италии, а в 1970-м папа Павел VI приобщил ее к числу учителей церкви.
Французская писательница Кристина де Пизан (ок. 1364—ок. 1430) — по происхождению итальянка. Она родилась в Венеции. Когда девочке было 5 лет, ее отец,
известный итальянский врач и астролог Томмазо да Пизано, был приглашен в Париж королем Франции Карлом V. С этого момента вся жизнь Кристины была тесно связана
с Францией. Оставшись в двадцать пять лет вдовой с тремя детьми, Кристина решила поправить свое плачевное материальное положение не новым браком, как это было
принято, а собственным литературным трудом. Ее поэмы, песни и баллады быстро завоевали популярность. Перу Кристины де Пизан принадлежит поэма «Превратности
Фортуны» (ок. 1395), льстивое жизнеописание «Книга о деяниях и добродетелях мудрого короля Карла V» (1404), автобиографическая книга «Видение Кристины» (1405).
В последние годы жизни Кристина де Пи-зан, вдохновленная успехами французской армии и наметившимся переломом в ходе Столетней войны, пишет поэму
«Гимн Жанне д'Арк». Однако главным ее произведением является утопия «Книга о Городе Женщин» (1405), в которой доказывалось, что женщины имеют право
получать образование и участвовать в политической жизни государства. Таким образом, Кристина де Пизан может по праву считаться одной из первых феминисток.
Впрочем, современники книгу проигнорировали.
Эпоха Возрождения создала тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни страны. В XVI веке в Италии многие женщины входят
в литературу. Знатная римлянка Виттория Колонна (1492— 1547), воспетая Микеланджело, в ряде изысканных сонетов оплакивает смерть своего горячо любимого мужа.
Другая знатная дама Гаспара Стампа (1523—1554) запечатлела в прекрасных стихах историю своей трагической любви (она полюбила одного аристократа, недолгое
время была счастлива с ним, но возлюбленный отправился на войну во Францию и забыл ее). Более счастливо сложилась жизнь еще одной итальянской поэтессы,
Вероники Гамбара (1485—1550). Может быть, поэтому критики считают, что стилистическое совершенство ее стихов не подтверждено глубиной переживаемого чувства.
Гамбара родилась в старинной аристократической семье. Получила хорошее гуманитарное образование, изучала греческий и латинский языки, богословие и философию.
В 1509 году вышла замуж за правителя небольшого городка Корреджо. После смерти мужа занималась государственными делами и воспитанием детей. Среди поклонников
ее таланта были король Франции Франциск I и император Священной Римской империи Карл V, посетивший ее во время своего пребывания в Италии.
Совершенно в ином плане прославилась еще одна знатная итальянская дама, жившая в эту эпоху. Речь идет о Лукреции Борджа (1480—1519), дочери Римского
Папы Александра VI (Родриго Борджа). Она получила самое блестящее по тем временам образование — прекрасно разбиралась в поэзии, знала историю, иностранные
языки, музицировала, имела тонкий художественный вкус. В то же время современники небезосновательно обвиняли ее в кровосмесительной связи с отцом и братьями,
убийстве своих многочисленных любовников и прочих смертных грехах. Ее третьим супругом стал герцог Феррары Альфонс д'Эсте. Покинув навсегда Вечный город,
Лукреция вела в Ферраре скромный образ жизни: молва приписывает ей смерть «всего» шестерых представителей знатных итальянских семей, но, скорее всего,
это легенда. Точно известно, что она была окружена блестящим двором, все так же красива и поощряла искусства, особенно художников — последних она с маниакальной
настойчивостью побуждала писать картины на религиозные темы. Она очень любила известного, несколько сентиментального поэта Пьетро Бембо, а другой ее поклонник,
великий поэт Лудовико Ариосто, посвятил ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Говорят, что больше всего на свете Лукреция боялась старости.
Сия чаша ее миновала. Она умерла в Ферраре в 1519 году, не дожив до сорока лет.
В год смерти Лукреции Борджа во Флоренции родилась другая знаменитая итальянка, которая, впрочем, вошла в историю Франции. Это — Екатерина Медичи
(1519—1589). В 1547 году она вышла замуж за короля Франции Генриха II. В значительной мере Екатерина определяла государственную политику Франции в период
правления своих сыновей — Франциска II (1559—1560), Карла IX (1560—1574), Генриха III (1574—1589). Екатерина Медичи принимала участие в организации
Варфоломеевской ночи (1572). Со смертью Екатерины Медичи и убийством Генриха III в 1589 году завершилась целая эпоха в истории Франции — закончилось
правление династии Валуа, которое продолжалось более двух с половиной веков.
Прошло совсем немного времени, и королевой Франции становится еще одна итальянка — Мария Медичи (1573—1642). В 1600 году она выходит замуж за короля
Франции Генриха IV (1553—1610). Кстати, считается, что она принесла мужу-королю самое большое приданое за всю историю Франции. В 1610 году после
убийства Генриха IV Мария Медичи стала регентом Франции при малолетнем сыне — будущем короле Людовике XIII (1601—1643).
От королев вернемся к простым художницам. Итальянка Софронисба Ангвиссола (ок. 1532—1625) — одна из первых женщин-живописцев этой эпохи, чье имя сохранилось
в истории. Артемизия Джен-тилески (1597—1651) училась живописи у своего отца, известного художника Орацио Джентилески (1562—1647). Стиль произведений этой
художницы близок к манере Караваджо, однако чувствуется влияние голландской живописи.
Перебравшись из XVII века в век XVIII, мы можем познакомить читателя с одной из первых женщин-математиков со времен античности — итальянкой Марией Гаэтаной
Аньези (1718—1799). В 1750 году она стала профессором университета в Болонье, что по тем временам, да еще и для Италии было абсолютно невероятным событием.
Сочинение Марии Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества» (1748) содержит изложение аналитической геометрии, в частности там
рассматривается кривая 3-го порядка, получившая название «локон Аньези».
1 2 3
|