Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным.
Бруно (Bruno) Джордано

Нет столь пламенного гнева, что с течением времени не остывал бы.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни
 
Персоналии
Риччарелли (Ricciarelli) Катя (р. 1946), итальянская певица (сопрано). С 1969 года на оперной сцене, поет в крупнейших театрах мира. Гастролирует как концертная певица.

Маркони (Marconi) Гульельмо (1874— 1937), итальянский радиотехник и предприниматель. С 1894 года в Италии, а с 1896 в Великобритании проводил опыты по практическому использованию электромагнитных волн. В 1897 году получил патент на изобретение способа беспроводного телеграфирования. Организовал акционерное общество (1897). Способствовал развитию радио как средства связи. Нобелевская премия по физике, 1909 год.
 
Знаменитые итальянцы. Знаменитые итальянки

1  2  3

В силу ряда исторических причин итальянским женщинам было непросто проявить себя на общественно значимом поприще. Католическая церковь, позиции которой традиционно очень сильны в Италии, не приветствовала участие женщин в общественной и культурной жизни страны. Тем не менее, в этой главе мы представим вам целую галерею итальянок, чьи имена прекрасно известны не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многие из этих имен уже встречались в других разделах этого сайта.

Начнем наше повествование с флорен-тийки Беатриче Портинари (1265—1290), любовь к которой вдохновила великого Данте на написание «Новой жизни», а затем и «Божественной комедии». Однажды, когда Данте было всего девять лет, его отец был приглашен в гости к своему соседу Фолько Портинари; он пошел, взяв с собой сына. Тут в толпе детей мальчик увидел восьмилетнюю девочку, дочь Портинари — Беатриче. Она была одета в пурпур, «благороднейший цвет». Оживленная и нарядная, она показалась Данте ангелом, хотя не сказала ему ни слова. Девять лет он не встречался с нею, потом случайно увидел ее на улице, когда она, вся в белом, шла в сопровождении двух дам. Беатриче узнала Данте и «в своей неизреченной милости» поклонилась ему так ласково, что юноша почувствовал себя на верху блаженства. С этого дня любовь, зародившаяся в детстве, крепнет, и Данте становится поэтом. Вскоре Беатриче выходит замуж, а через некоторое время умирает на двадцать пятом году жизни... Вот, собственно, и вся история.

Раз уж мы вспомнили Данте и Беатриче, нельзя не вспомнить другого великого итальянского поэта этой эпохи — Петрарку и его возлюбленную Лауру. Это случилось 6 апреля 1327 года. В этот день 23-летний итальянец Франческо Петрарка увидел в соборе Святой Клары в Авиньоне прекрасную девушку по имени Лаура. Эта встреча породила чувство, которому было суждено перевернуть мир. Лаура умерла ровно 21 год спустя — 6 апреля 1348 года в Риме. Но вот уже семь с половиной веков человечество объясняется сонетами Петрарки в своих чувствах. Кто после этого оспорит бессмертие любви? Справедливости ради следует сказать, что Лаура была француженкой.

Святая Екатерина Сиенская (1347— 1380) — одна из наиболее почитаемых в Италии католических святых. В отличие от многих легендарных личностей, о ее жизни известно немало. Родилась она в Сиене в бедной семье красильщика, долгое время не умела ни читать, ни писать. Еще в ранней юности Екатерине был присущ мистицизм. В 1363 году она вступила в орден «кающихся сестер святого Доминика» и с этого момента полностью посвятила себя служению больным и милосердию. Очень скоро Екатерина стала известной благодаря своему аскетическому образу жизни. Свое духовное призвание она видела в активной деятельности, направленной на реформирование церкви и на установление мира в разделенной Италии. Она много ездила по Италии, посетила Авиньон, где убеждала папу Григория XI, которого она фамильярно называла «милым папочкой», вернуться в Рим. Сохранилось около четырехсот ее писем к правителям итальянских городов, иерархам церкви и другим менее важным персонам. Однако главным ее сочинением стали «Диалоги о Провидении Божьем, или Книга божественного учения», составленные в форме бесед, которые она вела с Богом в состоянии мистического экстаза. Она скончалась в 1380 году, канонизирована была в 1461-м. В 1939 году Екатерина Сиенская была провозглашена святой покровительницей Италии, а в 1970-м папа Павел VI приобщил ее к числу учителей церкви.

Французская писательница Кристина де Пизан (ок. 1364—ок. 1430) — по происхождению итальянка. Она родилась в Венеции. Когда девочке было 5 лет, ее отец, известный итальянский врач и астролог Томмазо да Пизано, был приглашен в Париж королем Франции Карлом V. С этого момента вся жизнь Кристины была тесно связана с Францией. Оставшись в двадцать пять лет вдовой с тремя детьми, Кристина решила поправить свое плачевное материальное положение не новым браком, как это было принято, а собственным литературным трудом. Ее поэмы, песни и баллады быстро завоевали популярность. Перу Кристины де Пизан принадлежит поэма «Превратности Фортуны» (ок. 1395), льстивое жизнеописание «Книга о деяниях и добродетелях мудрого короля Карла V» (1404), автобиографическая книга «Видение Кристины» (1405). В последние годы жизни Кристина де Пи-зан, вдохновленная успехами французской армии и наметившимся переломом в ходе Столетней войны, пишет поэму «Гимн Жанне д'Арк». Однако главным ее произведением является утопия «Книга о Городе Женщин» (1405), в которой доказывалось, что женщины имеют право получать образование и участвовать в политической жизни государства. Таким образом, Кристина де Пизан может по праву считаться одной из первых феминисток. Впрочем, современники книгу проигнорировали.

Эпоха Возрождения создала тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни страны. В XVI веке в Италии многие женщины входят в литературу. Знатная римлянка Виттория Колонна (1492— 1547), воспетая Микеланджело, в ряде изысканных сонетов оплакивает смерть своего горячо любимого мужа. Другая знатная дама Гаспара Стампа (1523—1554) запечатлела в прекрасных стихах историю своей трагической любви (она полюбила одного аристократа, недолгое время была счастлива с ним, но возлюбленный отправился на войну во Францию и забыл ее). Более счастливо сложилась жизнь еще одной итальянской поэтессы, Вероники Гамбара (1485—1550). Может быть, поэтому критики считают, что стилистическое совершенство ее стихов не подтверждено глубиной переживаемого чувства. Гамбара родилась в старинной аристократической семье. Получила хорошее гуманитарное образование, изучала греческий и латинский языки, богословие и философию. В 1509 году вышла замуж за правителя небольшого городка Корреджо. После смерти мужа занималась государственными делами и воспитанием детей. Среди поклонников ее таланта были король Франции Франциск I и император Священной Римской империи Карл V, посетивший ее во время своего пребывания в Италии.

Совершенно в ином плане прославилась еще одна знатная итальянская дама, жившая в эту эпоху. Речь идет о Лукреции Борджа (1480—1519), дочери Римского Папы Александра VI (Родриго Борджа). Она получила самое блестящее по тем временам образование — прекрасно разбиралась в поэзии, знала историю, иностранные языки, музицировала, имела тонкий художественный вкус. В то же время современники небезосновательно обвиняли ее в кровосмесительной связи с отцом и братьями, убийстве своих многочисленных любовников и прочих смертных грехах. Ее третьим супругом стал герцог Феррары Альфонс д'Эсте. Покинув навсегда Вечный город, Лукреция вела в Ферраре скромный образ жизни: молва приписывает ей смерть «всего» шестерых представителей знатных итальянских семей, но, скорее всего, это легенда. Точно известно, что она была окружена блестящим двором, все так же красива и поощряла искусства, особенно художников — последних она с маниакальной настойчивостью побуждала писать картины на религиозные темы. Она очень любила известного, несколько сентиментального поэта Пьетро Бембо, а другой ее поклонник, великий поэт Лудовико Ариосто, посвятил ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Говорят, что больше всего на свете Лукреция боялась старости. Сия чаша ее миновала. Она умерла в Ферраре в 1519 году, не дожив до сорока лет.

В год смерти Лукреции Борджа во Флоренции родилась другая знаменитая итальянка, которая, впрочем, вошла в историю Франции. Это — Екатерина Медичи (1519—1589). В 1547 году она вышла замуж за короля Франции Генриха II. В значительной мере Екатерина определяла государственную политику Франции в период правления своих сыновей — Франциска II (1559—1560), Карла IX (1560—1574), Генриха III (1574—1589). Екатерина Медичи принимала участие в организации Варфоломеевской ночи (1572). Со смертью Екатерины Медичи и убийством Генриха III в 1589 году завершилась целая эпоха в истории Франции — закончилось правление династии Валуа, которое продолжалось более двух с половиной веков.

Прошло совсем немного времени, и королевой Франции становится еще одна итальянка — Мария Медичи (1573—1642). В 1600 году она выходит замуж за короля Франции Генриха IV (1553—1610). Кстати, считается, что она принесла мужу-королю самое большое приданое за всю историю Франции. В 1610 году после убийства Генриха IV Мария Медичи стала регентом Франции при малолетнем сыне — будущем короле Людовике XIII (1601—1643).

От королев вернемся к простым художницам. Итальянка Софронисба Ангвиссола (ок. 1532—1625) — одна из первых женщин-живописцев этой эпохи, чье имя сохранилось в истории. Артемизия Джен-тилески (1597—1651) училась живописи у своего отца, известного художника Орацио Джентилески (1562—1647). Стиль произведений этой художницы близок к манере Караваджо, однако чувствуется влияние голландской живописи.

Перебравшись из XVII века в век XVIII, мы можем познакомить читателя с одной из первых женщин-математиков со времен античности — итальянкой Марией Гаэтаной Аньези (1718—1799). В 1750 году она стала профессором университета в Болонье, что по тем временам, да еще и для Италии было абсолютно невероятным событием. Сочинение Марии Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества» (1748) содержит изложение аналитической геометрии, в частности там рассматривается кривая 3-го порядка, получившая название «локон Аньези».

1  2  3