Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Знаменитые итальянцы. Итальянцы за границей

1  2

Волею судеб многие итальянцы прославились далеко за пределами своей родины. По разным причинам покидали Италию эти люди. Одних манили дальние страны, другие искали лучшей жизни для себя и своих детей, третьи вынуждены были покинуть родину, ибо их жизнь подвергалась опасности. Одни вернулись в Италию, другие так и остались в тех странах, куда их забросила судьба. Этим людям и посвящен настоящий очерк.

Начнем рассказ, пожалуй, с Ансельма Кентерберийского (1033—1109), крупнейшего итальянского средневекового теолога и философа. Родился он в Аосте, в Северной Италии, на границе Ломбардии и Пьемонта, однако большую часть жизни провел за пределами Италии. В 1060 году Ансельм стал монахом Бекского монастыря в Нормандии, а в 1078 году — аббатом этого же монастыря. В 1093 году он был назначен архиепископом Кентерберийским — высшим иерархом английской церкви. Несмотря на преклонный возраст, Ансельм повел непримиримую борьбу с королями Англии за независимость церковной власти от светской, в чем немало преуспел.

Другой известный итальянский теолог Петр Ломбардский (ок. 1100—1160) долгие годы преподавал богословие в Парижском университете. Его главный труд «Сентенции» — первый и наиболее авторитетный вплоть до начала XVI века свод католического богословия.

Вспомним знаменитого итальянского проповедника Франциска Ассизского (ок. 1182—1226). Родился он в небольшом городке Ассизи в Центральной Италии. В 1209 году основал орден нищенствующих монахов — францисканцев. Ободренный успехом своей проповеди, Франциск решил перенести ее и в соседние страны. Францисканство стало быстро распространяться в Западной Европе. Сам же Франциск в 1219 году отправился в Египет, где в это время отряд крестоносцев осаждал укрепленный город Дамиетту. Эта поездка на мусульманский Восток была знаменательным событием. До Франциска монахи лишь возбуждали благочестивое рвение христиан против неверных и посылали толпы крестоносцев для их истребления. Идти к ним не с мечом, а с Евангелием значило проявить немалое личное мужество, стать выше страстей своего века. Против ожидания, египетский султан принял Франциска очень любезно, несколько раз беседовал с ним, проявив при этом хорошее знание Ветхого Завета, а потом отпустил, не причинив вреда. На обратном пути Франциск еще посетил мусульманскую Сирию, откуда вернулся в Италию. В 1228 году через два года после смерти Франциск Ассизский был канонизирован.

Францисканский монах Джованни дель Плано Карпини (ок. 1181 —1252) возглавил дипломатическую миссию, направленную Папой Римским Иннокентием IV в Монголию.

Он и его спутники стали первыми европейцами, достигшими столицы Монгольской империи — Каракорума (1246 год). Через несколько лет в этих же краях побывал знаменитый итальянец Марко Поло (ок. 1254—1324). Впрочем, краткие жизнеописания выдающихся итальянских путешественников и мореплавателей читатель найдет в специальном разделе «Путешественники и мореплаватели».

Одним из первых итальянцев — политических эмигрантов — стал великий Данте Алигьери (1265—1321). В родной Флоренции он был приговорен к смертной казни и последние 20 лет жизни провел в изгнании.

Немало странствовал и другой великий итальянский поэт — Франческо Петрарка (1304—1374). В 1333—1337 годах он совершил путешествие во Францию, Фландрию и Германию, во время которого обнаружил ряд неизвестных в то время античных рукописей. Затем Петрарка несколько лет жил во Франции, близ Авиньона, где были написаны многие из его лучших стихотворений, посвященных Лауре.

Не забудем упомянуть в этом очерке и имя великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452— 1519). На склоне лет, в 1517 году, он переехал во Францию по приглашению короля Франциска I. Два года спустя Леонардо да Винчи скончался в замке Клу близ Амбуаза.

Итальянский писатель XVI века Маттео Банделло (ок. 1485—1561) известен как автор многочисленных новелл, одна из которых послужила источником для трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». В годы борьбы Испании и Франции за господство на Апеннинском полуострове Банделло решительно стал на сторону последней. После сражения при Павии (1525), закончившегося разгромом французской армии, он был вынужден эмигрировать во Францию, где прожил всю оставшуюся жизнь. В 1550 году французский король Генрих II сделал его епископом Ажана.

Немало времени провел за границей выдающийся итальянский политический мыслитель, историк и писатель, флорентиец Никколо Макиавелли (1469—1527). В течение 14 лет (1498—1512) он выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с дипломатическими посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций. В 1513 году был создан трактат «Государь», обессмертивший его имя.

Нелегкая участь выпала на долю итальянского ученого и кардинала Иерони-ма Алеандера (1480—1542). В качестве папского нунция в Германии он без особых успехов боролся с набиравшей силу Реформацией. А в свободное время составил и издал греко-латинский словарь и грамматику греческого языка, не утратившие своей ценности и в настоящее время.

Около 30 лет (с 1652 года) проработал в Праге при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II художник из Милана Джузеппе Арчим-больдо (ок. 1527—1593). Его глубоко оригинальное творчество обрело новую популярность в XX веке в связи с развитием сюрреализма. В 1592 году живописец вернулся на родину, где вскоре умер.

Трагична судьба великого итальянского философа и ученого Джордано Бруно (1548—1600). Преследуемый католической церковью за свои взгляды, Джордано Бруно вынужден был покинуть Италию. Он жил и преподавал в Швейцарии, Франции, Англии, Германии, однако везде подвергался травле со стороны властей и церкви (в том числе и протестантской) за свое свободомыслие. Круг замкнулся в 1592 году, когда Бруно вернулся в Италию. По обвинению в ереси он был заключен в тюрьму, где провел долгие 8 лет, но не отрекся от своих взглядов. 17 февраля 1600 года ученый был сожжен на площади Цветов в Риме.

Менее известно имя итальянского философа и мыслителя Джулио Чезаре Ванини (1585—1619), но не менее трагична его судьба. Родился Ванини в Неаполе, а философское образование получил в Сорбонне. В Париже он написал две прославивших его книги — «Амфитеатр» и «Диалоги», в которых критиковал основы христианской веры с позиций пантеизма и даже атеизма. Церковью было вынесено решение о сожжении книг, а сам Ванини в 1617 году бежал в Тулузу, где скрывался под псевдонимом Лючилио. Известна легенда, что в одном из писем Папе Римскому Ванини угрожал за три дня подорвать все устои христианской веры. Возможно, кстати, что такое письмо-памфлет действительно было написано. В Тулузе Ванини жил уединенно, но постепенно завел знакомства, начал преподавать медицину, философию и теологию широкому кругу местной молодежи. Не удивительно, что вскоре он был предан и осенью 1618 года арестован. Современник этих событий писал: «Будучи схвачен и допрошен, он продолжал утверждать, что придерживается правильного учения». Суд Тулузы приговорил ученого к смертной казни, и Ванини был сожжен на костре.

Долгие 27 лет провел в тюрьмах выдающийся итальянский гуманист, философ и поэт Томмазо Кампанелла (1568—1639). В заточении он написал множество сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца». Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями Папу Римского Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение. Однако вскоре, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла вынужден был бежать во Францию. Там, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, он издал многие из своих старых сочинений и написал новые политические трактаты с призывами к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.

Вспомним итальянского богослова Ле-лио Соццини (1525—1562), перешедшего в протестантизм. Он был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Его теологические сочинения определили антитрини-тарные (то есть отвергающие христианский догмат о Троице) воззрения его племянника Фаусто Соццини (1537— 1604). Последний также эмигрировал в Швейцарию, а затем — в Польшу, где соццинианство получило широкое распространение.

Итальянец по рождению, герцог Пармы и Пьяченцы Александр Фарнезе (1545— 1592) вошел в историю как выдающийся испанский полководец. Он занимал высокую должность наместника испанского короля в Нидерландах, где вел борьбу с Нидерландской революцией и вернул под власть Испании большую часть Южных Нидерландов.

Итальянец Юлий Цезарь (Жюль Сезар) Скалигер (1484—1558) известен как крупный французский филолог, критик и поэт эпохи Возрождения. Писал он на латинском языке. Обоснованный им закон о трех единствах впоследствии лег в основу нормативной эстетики классицизма (трактат «Поэтика, 1561). Более известно имя его сына, Жозефа Жюста Скалигера (1540—1609). Гугенот по вероисповеданию, он принимал активное участие в религиозных войнах во Франции, пережил Варфоломеевскую ночь. В 1593 году был вынужден эмигрировать в Лейден (Нидерланды). Ж. Ж. Скалигер заложил основы нидерландского языкознания, в трактате «Рассуждение о европейских языках» (1599) одним из первых исследовал языковое родство индоевропейских языков. Он также стоял у истоков научной хронологии, разработал систему унификации летоисчисления. Кстати, именно Ж. Ж. Скалигера известный российский ученый Н. Т. Фоменко упрекает в едва ли не умышленном искажении хронологии.

1  2