1 2 3 4
Следующая «итальянская волна» накатилась на Россию уже в начале XVIII века, при Петре I. И это не удивительно. Строительство новой столицы Российской империи
— Санкт-Петербурга — требовало архитекторов-градостроителей. И здесь в первую очередь следует назвать имя выдающегося архитектора, одного из основоположников
т. н. «петровского барокко» Доменико Трезини (ок. 1670— 1734). Итальянец по происхождению, Трезини родился в швейцарском городке Астано в небогатой дворянской
семье. Учился в Венеции. В поисках заработка молодой архитектор приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол
А. Измайлов пригласил его в Россию — «служить в городовом и палатном строении» (1703). В том же году Трезини приехал к месту строительства новой российской
столицы. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления
этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 году обновлял поврежденные фортификационные укрепления Нарвы. Наконец в 1706 году Доменико
Трезини приступил к главному своему труду — строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 году крепость как
таковая — с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами — была в значительной своей части уже построена. В 1712—1733 годах над ней вознесся
Петропавловский собор — трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 метров,
на 32 метра больше колокольни «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех архитектурных памятников Петровского времени, что
как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу. Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года.
Не забудем упомянуть имя еще одного крупного итальянского архитектора, родившегося в Швейцарии, а прославившегося в России. Это Луиджи (Алоизий Иванович)
Руска (1758—1822). Еще мальчиком, в 1767 году, он приехал в Россию с отцом — каменных дел мастером Джованни Руска, приглашенным И. И. Бецким для строительства
Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Официально поступил на службу в 1783 году. К основным работам Луиджи Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец
Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, дом с
четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по его проекту (1809) была построена Гранитная
терраса, а также Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Руска был избран академиком архитектуры Петербургской академии художеств. По его проектам
в Украине построен Нежинский лицей в стиле классицизма (1807—1817), гос-тинные дворы в Киеве (вместе с арх. Ме-ленским, 1809), Белой Церкви (1809— 1814) и Феодосии,
церковь в Симферополе (1809). В 1818 году он уволился со службы и вернулся в Италию.
В 1716 году в Петербург приехал известный итальянский скульптор, уроженец Флоренции, Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744). Мастер прибыл со своим сыном
(будущим великим архитектором). Предполагалось, что Растрелли будет руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять
портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров
(на практике же его деятельность ограничилась скульптурой). Растрелли по праву считается мастером скульптуры барокко, одним из основоположников этого стиля в
России. Он создал ряд портретных образов Петра I — его парадно-триумфальный конный монумент (1719— 1743; отлит из бронзы в 1745—1746 и в 1800 году установлен
перед Инженерным замком) и большой бюст (бронза, 1723— 1729, Эрмитаж, Петербург). Среди других произведений мастера — бюст А. Д. Мен-шикова (1723—1729, Русский
музей, Петербург), группа «Императрица Анна Ивановна с арапчонком» (бронза, 1733— 1741, Русский музей).
Его сын, Бартоломео Франческо Растрелли (1700—1771) по праву считается крупнейшим представителем русского и украинского барокко. В 1730 году он был назначен
придворным архитектором императрицы Анны Ивановны. В 1736— 1740 годах построил для графа Бирона дворцы в Рундале и Митаве в Курляндии (ныне Латвия). В 1745—1757
годах он руководил работами по перестройке царских резиденций в Петергофе и Царском Селе. В 1754—1762 годах по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец,
который поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки. Среди других произведений Растрелли —
Воронцовский (1749—1757) и Строгановский (1752—1754) дворцы в Петербурге. Мастер радикально обновил русское церковное зодчество: он создал проект Андреевского
собора в Киеве, строительство которого в 1748—1767 годах вел архитектор И. Ф. Мичурин. Бартоломео Франческо Растрелли был автором и другой жемчужины архитектуры
украинской столицы — Мариинского дворца (1745—1752), который ныне является резиденцией Президента Украины. Самым крупным из церковных сооружений зодчего явился
Смольный монастырь в Петербурге (1748—1764) с жилыми корпусами и храмами. Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.
В 1751 году графом К. Розумовским был приглашен в Украину из Италии крупный архитектор — Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), который работал в Киеве и на
Черниговщине. В 1754 году по предложению Петра III Ринальди приступил к большому строительству в Ораниенбауме под Петербургом. По его проектам здесь были
возведены: дворец Йетра III (1759— 1762), впечатляющий декоративно-пластической изысканностью Китайский дворец (1762—1769) и уникальная Катальная горка
(1762—1774). Среди других произведений зодчего особо значительны живописный Мраморный дворец в Петербурге (1768—1783, ныне отдел Русского музея) и дворец в
Гатчине (1766—1781), в архитектуре которых уже намечается переход к классицизму. В 1783 году Ринальди сильно ушибся, упав с лесов возводившегося по его проекту
здания. После этого печального события архитектор уехал на родину и жил в Риме, где и умер в 1794 году.
В 1756 году по приглашению императрицы Елизаветы Цетровны в Петербург прибыл известный итальянский художник Пьетро Ротари (1707—1762). Перед этим он
работал в Венеции, Риме, Неаполе, а с 1750 года — в Вене при дворе Марии Терезии. Он выступал в разных живописных жанрах, однако международный авторитет
Ротари был основан прежде всего на его портретном искусстве. Сочетал в своих работах парадную импозантность с внутренним душевным оживлением, тонко передавая
индивидуальные характеры моделей. Среди его произведений — портрет Б. Ф. Растрелли (1756—1762, Русский музей, Петербург) и несколько портретов императрицы
Елизаветы Петровны. Творчество Ротари оказало большое влияние на русских живописцев А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова.
Нельзя не сказать несколько слов о выдающемся архитекторе, представителе классицизма Джакомо Кваренги (1744—1817). Он работал в России с 1780 года. Его
творения отличаются монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа — павильон «Концертный зал» (1782—1788) и Александровский дворец
(1792—1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783— 1799), Эрмитажный театр (1783—1787), Смольный институт (1806—1708) — в Санкт-Петербурге. Много храмов,
дворцов, усадеб, жилых домов и других зданий возведено по проектам Кваренги и в Украине: на Черниговщине, Слобожанщине, Полтавщине.
Его учеником был А. Меленский и другие украинские зодчие.
С 1783 по 1802 год в России работал известный итальянский архитектор и художник-декоратор Винченцо Бренна (1745—1820). Он построил дом княгине Гагариной
(в Павловске), дом графа Кутайсова (там же), возвел Румянцевский обелиск (1798—1799, в Румянцевском сквере). В 1797—1800-м строил Михайловский (Инженерный)
замок в Петербурге.
С 1780-х годов в Москве работал также архитектор Франческо Кампорези (1747—1831). Известны его работы в стиле русского классицизма — дом Апраксиных на
Знаменке, дом Волконского на Лубянке, проект дворца в Останкино.
Знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзаго (1751—1831) работал в России с 1792 года. Архитектурно-перспективные декорации, написанные Гонзаго для
придворных театров и театра в Архангельском, отличаются гармонической ясностью классических форм. Выполненные Гонзаго монументально-декоративные росписи
благодаря иллюзионистическим эффектам служили как бы продолжением реально существующей архитектуры (росписи т. н. галереи Гонзаго во дворце в Павловске,
1822— 1823). Гонзаго также участвовал в планировке парков (в Павловске и др.).
1 2 3 4
|