Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Наиболее ценные свойства в художнике — искренность и скромность.
Веронезе (Veronese) Паоло

В природе все мудро продумано и устроено, всякий должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Дзанотти-Бьянко (Zanotti Bianco) Умберто (1889—1963), общественно-политический деятель, публицист, археолог, филантроп. В 1922 году по поручению Итальянского комитета помощи голодающим русским детям вместе с эшелоном с зерном, одеждой и медикаментами отправился в Украину, посетил Харьков, а затем Крым. По пути следования организовывал детские приюты, медпункты, кухни для приготовления и раздачи еды. Побывав в Симферополе, Севастополе, Ялте, Судаке, Керчи, телеграфировал в Рим о необходимости срочной помощи по спасению населения от голода. Одновременно Дзанотти-Бьянко обратил внимание итальянской общественности на бедственное положение советских ученых, организовал отправку им продовольствия и литературы по специальности. Ценным источником изучения новейшей истории Украины является его дневник 1922 года.

Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265— 1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль ну-ово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292—1293, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304— 1307, издание 1529), «Послания» (1304— 1316). Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия» (1307—1321, издание 1472) в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия Средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
 
Итальянцы за границей. Итальянцы в России и на Украине

1  2  3  4

Следующая «итальянская волна» накатилась на Россию уже в начале XVIII века, при Петре I. И это не удивительно. Строительство новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга — требовало архитекторов-градостроителей. И здесь в первую очередь следует назвать имя выдающегося архитектора, одного из основоположников т. н. «петровского барокко» Доменико Трезини (ок. 1670— 1734). Итальянец по происхождению, Трезини родился в швейцарском городке Астано в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка молодой архитектор приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию — «служить в городовом и палатном строении» (1703). В том же году Трезини приехал к месту строительства новой российской столицы. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 году обновлял поврежденные фортификационные укрепления Нарвы. Наконец в 1706 году Доменико Трезини приступил к главному своему труду — строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 году крепость как таковая — с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами — была в значительной своей части уже построена. В 1712—1733 годах над ней вознесся Петропавловский собор — трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 метров, на 32 метра больше колокольни «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех архитектурных памятников Петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу. Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года.

Не забудем упомянуть имя еще одного крупного итальянского архитектора, родившегося в Швейцарии, а прославившегося в России. Это Луиджи (Алоизий Иванович) Руска (1758—1822). Еще мальчиком, в 1767 году, он приехал в Россию с отцом — каменных дел мастером Джованни Руска, приглашенным И. И. Бецким для строительства Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Официально поступил на службу в 1783 году. К основным работам Луиджи Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по его проекту (1809) была построена Гранитная терраса, а также Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Руска был избран академиком архитектуры Петербургской академии художеств. По его проектам в Украине построен Нежинский лицей в стиле классицизма (1807—1817), гос-тинные дворы в Киеве (вместе с арх. Ме-ленским, 1809), Белой Церкви (1809— 1814) и Феодосии, церковь в Симферополе (1809). В 1818 году он уволился со службы и вернулся в Италию.

В 1716 году в Петербург приехал известный итальянский скульптор, уроженец Флоренции, Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744). Мастер прибыл со своим сыном (будущим великим архитектором). Предполагалось, что Растрелли будет руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров (на практике же его деятельность ограничилась скульптурой). Растрелли по праву считается мастером скульптуры барокко, одним из основоположников этого стиля в России. Он создал ряд портретных образов Петра I — его парадно-триумфальный конный монумент (1719— 1743; отлит из бронзы в 1745—1746 и в 1800 году установлен перед Инженерным замком) и большой бюст (бронза, 1723— 1729, Эрмитаж, Петербург). Среди других произведений мастера — бюст А. Д. Мен-шикова (1723—1729, Русский музей, Петербург), группа «Императрица Анна Ивановна с арапчонком» (бронза, 1733— 1741, Русский музей).

Его сын, Бартоломео Франческо Растрелли (1700—1771) по праву считается крупнейшим представителем русского и украинского барокко. В 1730 году он был назначен придворным архитектором императрицы Анны Ивановны. В 1736— 1740 годах построил для графа Бирона дворцы в Рундале и Митаве в Курляндии (ныне Латвия). В 1745—1757 годах он руководил работами по перестройке царских резиденций в Петергофе и Царском Селе. В 1754—1762 годах по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки. Среди других произведений Растрелли — Воронцовский (1749—1757) и Строгановский (1752—1754) дворцы в Петербурге. Мастер радикально обновил русское церковное зодчество: он создал проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748—1767 годах вел архитектор И. Ф. Мичурин. Бартоломео Франческо Растрелли был автором и другой жемчужины архитектуры украинской столицы — Мариинского дворца (1745—1752), который ныне является резиденцией Президента Украины. Самым крупным из церковных сооружений зодчего явился Смольный монастырь в Петербурге (1748—1764) с жилыми корпусами и храмами. Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

В 1751 году графом К. Розумовским был приглашен в Украину из Италии крупный архитектор — Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), который работал в Киеве и на Черниговщине. В 1754 году по предложению Петра III Ринальди приступил к большому строительству в Ораниенбауме под Петербургом. По его проектам здесь были возведены: дворец Йетра III (1759— 1762), впечатляющий декоративно-пластической изысканностью Китайский дворец (1762—1769) и уникальная Катальная горка (1762—1774). Среди других произведений зодчего особо значительны живописный Мраморный дворец в Петербурге (1768—1783, ныне отдел Русского музея) и дворец в Гатчине (1766—1781), в архитектуре которых уже намечается переход к классицизму. В 1783 году Ринальди сильно ушибся, упав с лесов возводившегося по его проекту здания. После этого печального события архитектор уехал на родину и жил в Риме, где и умер в 1794 году.

В 1756 году по приглашению императрицы Елизаветы Цетровны в Петербург прибыл известный итальянский художник Пьетро Ротари (1707—1762). Перед этим он работал в Венеции, Риме, Неаполе, а с 1750 года — в Вене при дворе Марии Терезии. Он выступал в разных живописных жанрах, однако международный авторитет Ротари был основан прежде всего на его портретном искусстве. Сочетал в своих работах парадную импозантность с внутренним душевным оживлением, тонко передавая индивидуальные характеры моделей. Среди его произведений — портрет Б. Ф. Растрелли (1756—1762, Русский музей, Петербург) и несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Творчество Ротари оказало большое влияние на русских живописцев А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова.

Нельзя не сказать несколько слов о выдающемся архитекторе, представителе классицизма Джакомо Кваренги (1744—1817). Он работал в России с 1780 года. Его творения отличаются монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа — павильон «Концертный зал» (1782—1788) и Александровский дворец (1792—1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783— 1799), Эрмитажный театр (1783—1787), Смольный институт (1806—1708) — в Санкт-Петербурге. Много храмов, дворцов, усадеб, жилых домов и других зданий возведено по проектам Кваренги и в Украине: на Черниговщине, Слобожанщине, Полтавщине. Его учеником был А. Меленский и другие украинские зодчие.

С 1783 по 1802 год в России работал известный итальянский архитектор и художник-декоратор Винченцо Бренна (1745—1820). Он построил дом княгине Гагариной (в Павловске), дом графа Кутайсова (там же), возвел Румянцевский обелиск (1798—1799, в Румянцевском сквере). В 1797—1800-м строил Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге.

С 1780-х годов в Москве работал также архитектор Франческо Кампорези (1747—1831). Известны его работы в стиле русского классицизма — дом Апраксиных на Знаменке, дом Волконского на Лубянке, проект дворца в Останкино.

Знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзаго (1751—1831) работал в России с 1792 года. Архитектурно-перспективные декорации, написанные Гонзаго для придворных театров и театра в Архангельском, отличаются гармонической ясностью классических форм. Выполненные Гонзаго монументально-декоративные росписи благодаря иллюзионистическим эффектам служили как бы продолжением реально существующей архитектуры (росписи т. н. галереи Гонзаго во дворце в Павловске, 1822— 1823). Гонзаго также участвовал в планировке парков (в Павловске и др.).

1  2  3  4