Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Полюбить можно лишь то, что знаешь.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Кто умеет довольствоваться малым, тот богат.
Гольдони (Goldoni) Карло

Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Пери (Peri) Якопо (1561—1633), итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты. Написал музыку (совместно с Я. Кореи) первой оперы — «Дафна» (на текст О. Ринуччини, 1598); опера «Эвридика» (1600, исполнял партию Орфея).

Дольчино (Dolcino) (ок. 1250—1307), вождь крестьянско-плебейского восстания 1304—1307 годов в северо-западной Италии, направленного против феодальных повинностей и церковных властей. Последователь Сегарелли, возглавивший вслед за ним апостоликов. В 1307 году повстанцы были разгромлены, Дольчино был казнен.
 
Итальянцы за границей. Итальянцы в России и на Украине

1  2  3  4

Следующая «итальянская волна» накатилась на Россию уже в начале XVIII века, при Петре I. И это не удивительно. Строительство новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга — требовало архитекторов-градостроителей. И здесь в первую очередь следует назвать имя выдающегося архитектора, одного из основоположников т. н. «петровского барокко» Доменико Трезини (ок. 1670— 1734). Итальянец по происхождению, Трезини родился в швейцарском городке Астано в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка молодой архитектор приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию — «служить в городовом и палатном строении» (1703). В том же году Трезини приехал к месту строительства новой российской столицы. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 году обновлял поврежденные фортификационные укрепления Нарвы. Наконец в 1706 году Доменико Трезини приступил к главному своему труду — строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 году крепость как таковая — с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами — была в значительной своей части уже построена. В 1712—1733 годах над ней вознесся Петропавловский собор — трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 метров, на 32 метра больше колокольни «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех архитектурных памятников Петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу. Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года.

Не забудем упомянуть имя еще одного крупного итальянского архитектора, родившегося в Швейцарии, а прославившегося в России. Это Луиджи (Алоизий Иванович) Руска (1758—1822). Еще мальчиком, в 1767 году, он приехал в Россию с отцом — каменных дел мастером Джованни Руска, приглашенным И. И. Бецким для строительства Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Официально поступил на службу в 1783 году. К основным работам Луиджи Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по его проекту (1809) была построена Гранитная терраса, а также Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Руска был избран академиком архитектуры Петербургской академии художеств. По его проектам в Украине построен Нежинский лицей в стиле классицизма (1807—1817), гос-тинные дворы в Киеве (вместе с арх. Ме-ленским, 1809), Белой Церкви (1809— 1814) и Феодосии, церковь в Симферополе (1809). В 1818 году он уволился со службы и вернулся в Италию.

В 1716 году в Петербург приехал известный итальянский скульптор, уроженец Флоренции, Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744). Мастер прибыл со своим сыном (будущим великим архитектором). Предполагалось, что Растрелли будет руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров (на практике же его деятельность ограничилась скульптурой). Растрелли по праву считается мастером скульптуры барокко, одним из основоположников этого стиля в России. Он создал ряд портретных образов Петра I — его парадно-триумфальный конный монумент (1719— 1743; отлит из бронзы в 1745—1746 и в 1800 году установлен перед Инженерным замком) и большой бюст (бронза, 1723— 1729, Эрмитаж, Петербург). Среди других произведений мастера — бюст А. Д. Мен-шикова (1723—1729, Русский музей, Петербург), группа «Императрица Анна Ивановна с арапчонком» (бронза, 1733— 1741, Русский музей).

Его сын, Бартоломео Франческо Растрелли (1700—1771) по праву считается крупнейшим представителем русского и украинского барокко. В 1730 году он был назначен придворным архитектором императрицы Анны Ивановны. В 1736— 1740 годах построил для графа Бирона дворцы в Рундале и Митаве в Курляндии (ныне Латвия). В 1745—1757 годах он руководил работами по перестройке царских резиденций в Петергофе и Царском Селе. В 1754—1762 годах по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки. Среди других произведений Растрелли — Воронцовский (1749—1757) и Строгановский (1752—1754) дворцы в Петербурге. Мастер радикально обновил русское церковное зодчество: он создал проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748—1767 годах вел архитектор И. Ф. Мичурин. Бартоломео Франческо Растрелли был автором и другой жемчужины архитектуры украинской столицы — Мариинского дворца (1745—1752), который ныне является резиденцией Президента Украины. Самым крупным из церковных сооружений зодчего явился Смольный монастырь в Петербурге (1748—1764) с жилыми корпусами и храмами. Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

В 1751 году графом К. Розумовским был приглашен в Украину из Италии крупный архитектор — Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), который работал в Киеве и на Черниговщине. В 1754 году по предложению Петра III Ринальди приступил к большому строительству в Ораниенбауме под Петербургом. По его проектам здесь были возведены: дворец Йетра III (1759— 1762), впечатляющий декоративно-пластической изысканностью Китайский дворец (1762—1769) и уникальная Катальная горка (1762—1774). Среди других произведений зодчего особо значительны живописный Мраморный дворец в Петербурге (1768—1783, ныне отдел Русского музея) и дворец в Гатчине (1766—1781), в архитектуре которых уже намечается переход к классицизму. В 1783 году Ринальди сильно ушибся, упав с лесов возводившегося по его проекту здания. После этого печального события архитектор уехал на родину и жил в Риме, где и умер в 1794 году.

В 1756 году по приглашению императрицы Елизаветы Цетровны в Петербург прибыл известный итальянский художник Пьетро Ротари (1707—1762). Перед этим он работал в Венеции, Риме, Неаполе, а с 1750 года — в Вене при дворе Марии Терезии. Он выступал в разных живописных жанрах, однако международный авторитет Ротари был основан прежде всего на его портретном искусстве. Сочетал в своих работах парадную импозантность с внутренним душевным оживлением, тонко передавая индивидуальные характеры моделей. Среди его произведений — портрет Б. Ф. Растрелли (1756—1762, Русский музей, Петербург) и несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Творчество Ротари оказало большое влияние на русских живописцев А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова.

Нельзя не сказать несколько слов о выдающемся архитекторе, представителе классицизма Джакомо Кваренги (1744—1817). Он работал в России с 1780 года. Его творения отличаются монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа — павильон «Концертный зал» (1782—1788) и Александровский дворец (1792—1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783— 1799), Эрмитажный театр (1783—1787), Смольный институт (1806—1708) — в Санкт-Петербурге. Много храмов, дворцов, усадеб, жилых домов и других зданий возведено по проектам Кваренги и в Украине: на Черниговщине, Слобожанщине, Полтавщине. Его учеником был А. Меленский и другие украинские зодчие.

С 1783 по 1802 год в России работал известный итальянский архитектор и художник-декоратор Винченцо Бренна (1745—1820). Он построил дом княгине Гагариной (в Павловске), дом графа Кутайсова (там же), возвел Румянцевский обелиск (1798—1799, в Румянцевском сквере). В 1797—1800-м строил Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге.

С 1780-х годов в Москве работал также архитектор Франческо Кампорези (1747—1831). Известны его работы в стиле русского классицизма — дом Апраксиных на Знаменке, дом Волконского на Лубянке, проект дворца в Останкино.

Знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзаго (1751—1831) работал в России с 1792 года. Архитектурно-перспективные декорации, написанные Гонзаго для придворных театров и театра в Архангельском, отличаются гармонической ясностью классических форм. Выполненные Гонзаго монументально-декоративные росписи благодаря иллюзионистическим эффектам служили как бы продолжением реально существующей архитектуры (росписи т. н. галереи Гонзаго во дворце в Павловске, 1822— 1823). Гонзаго также участвовал в планировке парков (в Павловске и др.).

1  2  3  4