Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться.
Граф (Graf) Артуро

Лучше смерть, чем усталость.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.
Никколо Поганини
 
Персоналии
Карраччи (Carracci), семья итальянских художников болонской школы, представители академизма: Лудовико (1555— 1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609). Основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (1583). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597—1604).

Фаттори (Fattori) Джованни (1825— 1908), итальянский живописец школы «маккьяйоли». Участник революции 1848—1849 годов. Реалистические батальные сцены, жанровые композиции («Римские повозки», ок. 1873), портреты.
 
Итальянцы за границей. Итальянцы в России и на Украине

1  2  3  4

Среди крупнейших российских архитекторов XIX века также немало итальянцев. Вспомним имя выдающегося представителя русского ампира Джузеппе (Осипа) Бове (1784—1834). Он родился в Петербурге в семье неаполитанского живописца, приехавшего в 1782 г. в город на Неве и работавшего в Эрмитаже. Был его старшим сыном, два же младших брата — Микеле и Алессандро (Михаил и Александр) — позднее тоже стали архитекторами и его сотрудниками.Вскоре семья переселилась в Москву. Осип Бове учился в архитектурной школе при «Экспедиции кремлевского строения» (1802—1807) у итальянца Ф. Кампорези, затем работал помощником таких крупных архитекторов, как М. Ф. Казаков и К. Росси. В Отечественную войну 1812 года был в народном ополчении. Вернувшись на городскую службу (1813), Осип Бове вошел в состав «Комиссии для строения Москвы», созданной с целью восстановления города после катастрофического пожара. На следующий год Бове назначили главным архитектором «фа-садической части», призванным следить не только за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Благодаря этому он смог обновить планировку и весь облик древней столицы, в особенности облик ее центра, причем обновить с невиданным еще в московском строительстве размахом и согласно единому стилистическому замыслу. Под его началом в центре Москвы были перестроены Торговые ряды напротив Кремля (1814—1815), разбит Александровский сад с гротом (1820—1822), декоративно оформлена инженерная структура Манежа (1824—1825), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим театром (1821—1824; здесь Бове переработал проект А. А. Михайлова). Из ансамблей, осуществленных Бове вне центра, наиболее значительна Первая городская больница за Калужской заставой (1828—1833). Величественные же Триумфальные ворота, возведенные по его проекту у Тверской заставы (1827— 1834), были разобраны в 1938 году, а в 1968-м воссозданы близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Великий архитектор Карло Росси (1775— 1849) — крупнейший зодчий русского ампира — был сыном итальянской балерины Г. Росси. Родился он в Петербурге. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В. Бренны. В 1803—1804 годах учился в Италии. По возвращении в Россию работал в Петербурге, Москве, Твери и в малых городах Тверской губернии. В 1815 году уже опытным мастером Росси возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. В 1819 голу он полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы — между Невским проспектом и Марсовым полем — послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819—1825; ныне — Русский музей). Преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку Росси возвел здесь в 1828—1834 годах Александрийский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси). Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829— 1834 годах архитектором А. Е. Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, — тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ — по перестройке зрительного зала Александрийского театра. Умер Росси в Петербурге в 1849 году.

Архитектор Доменико (Дементий) Жилярди (1785—1845) работал в России в 1810—1832 годах. После пожара 1812 году в Москве восстановил здание университета (1817—1819), перестроил Опекунский совет (ныне Российская АМН, 1823— 1826), усадьбу Кузьминки (1820-е гг.); дома-усадьбы Луниных (1818—1823), Усачевых-Найденовых (1829—1831).

В эти же годы в Москве работает знаменитый итальянский скульптор Джованни (Иван) Витали (1794—1855). Он выполнил скульптуры для Триумфальных ворот, установленных ныне на Кутузовском проспекте, и для фонтана на Театральной площади. Хорошо известен его портретный бюст А. С. Пушкина (1837).

Большое признание получило творчество итальянских скульпторов и в Украине. Здание Новой биржи в Одессе было украшено в 1894—1899 годах скульптурными композициями Л. Менционе, участвовавшего также в создании памятника Екатерине II (1894—1900), и Марко Мо-линари, который работал также в Одессе над монументально-декоративной отделкой гостиницы «Бристоль» и городского театра. В Киеве хорошо известны скульптурные композиции Элио Сала, жившего здесь с конца XIX века до начала Первой мировой войны и работавшего над скульптурным украшением зданий Художественного музея, городского театра, Николаевского костела и многих других сооружений. Итальянский скульптор Биоджолли выполнил беломраморный саркофаг художника И. Айвазовского в Феодосии (1901).

Наряду с архитекторами, скульпторами и художниками, огромный вклад в развитие культурных связей I Палии, России и Украины внесли итальянские композиторы и музыканты. Здесь можно назвать целый ряд замечательных имен.

Так, много лет проработал в России неаполитанец Франческо Арайя (1709— ок. 1770). С 1735 по 1762 год он (с перерывами) возглавлял итальянскую оперную труппу в Санкт-Петербурге. Арайя — автор первой поставленной в России оперы «Сила любви и ненависти» (1736). Для петербургской придворной сцены композитор написал оперы «Селевк» (1744), «Сципион» (1745), «Митридат» (1747), «Беллерофонт» (1750), аллегорическую пастораль «Прибежище мира» (1748), а также первую оперу на русское либретто (по трагедии А. П. Сумарокова) «Цефал и Прокрис» (1755).

Известный итальянский композитор, руководитель капеллы Сан-Марко в Венеции Бальдассарре Галуппи (1706—1785) в 1765—1768 годах был придворным капельмейстером в Санкт-Петербурге. Он руководил придворными спектаклями и концертами, писал музыку для православного богослужения и преподавал (среди его учеников композитор Дмитрий Бортнянский). В России Галуппи написал свою самую известную оперу «Ифигения в Тавриде» (1768), ряд кантат и ораторий.

В 1768 году на пост придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге «заступил» итальянский композитор Томмазо Траэтта (1727—1779), проработавший до 1775 года. Здесь он создал свою лучшую оперу «Антигона» (1772).

В 1787—1791 годах должность придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге занимал знаменитый неаполитанец — композитор, клавесинист, скрипач Доменико Чимароза (1749—1801).

Композитор и педагог Джузеппе Сарти (1729—1802) работал в России в 1784—1801 годах. Он не только занимал пост придворного капельмейстера, но и возглавлял домашнюю капеллу князя Г. А. Потемкина в Украине (насчитывающую более 180 певцов и музыкантов), с которой выступал в Кременчуке, Херсоне, Бендерах. В мае 1787 года капелла сопровождала Екатерину II во время ее путешествия по Днепру. С его именем связано основание по инициативе Потемкина первой в Украине консерватории. Сарти вплоть до 1796 года, пока действовала Екатеринославская музыкальная академия, был ее директором. В России Сарти написал ряд опер и две помпезные оратории во славу русского оружия. Среди его учеников известные русские и украинские композиторы Л. С. Гурилев, С. И. Давыдов, Д. Н. Кашин, С. Дегтярев.

Завершает эту блестящую «итальянскую музыкальную галерею» портрет композитора и дирижера Катерино Кавоса (1775—1840), хотя его творчество относится уже к первой половине XIX века. Родился он в Венеции в семье музыканта, там же получил музыкальное образование. С 1799 года Кавос работал в Петербурге капельмейстером итальянской и русской оперы, дирижером оперных оркестров, преподавал в Театральном училище. Кавос стал одним из тех итальянцев, кто обрел в России вторую родину. Среди его сочинений патриотические оперы «Илья-богатырь» (1806), «Иван Сусанин» (1815), балеты. Скончался Кавос в 1840 году в Петербурге.

Надо сказать, что труд нескольких поколений итальянских композиторов, исполнителей, музыкальных педагогов не пропал даром. В 70-е годы XVIII века Санкт-Петербург приобрел репутацию одного из крупнейших оперных центров Европы, славящегося прекрасным оркестром, образцовым хором и великолепным декорационным оформлением спектаклей.

1  2  3  4