1 2 3 4
Среди крупнейших российских архитекторов XIX века также немало итальянцев. Вспомним имя выдающегося представителя русского ампира Джузеппе (Осипа) Бове
(1784—1834). Он родился в Петербурге в семье неаполитанского живописца, приехавшего в 1782 г. в город на Неве и работавшего в Эрмитаже. Был его старшим сыном,
два же младших брата — Микеле и Алессандро (Михаил и Александр) — позднее тоже стали архитекторами и его сотрудниками.Вскоре семья переселилась в Москву.
Осип Бове учился в архитектурной школе при «Экспедиции кремлевского строения» (1802—1807) у итальянца Ф. Кампорези, затем работал помощником таких крупных
архитекторов, как М. Ф. Казаков и К. Росси. В Отечественную войну 1812 года был в народном ополчении. Вернувшись на городскую службу (1813), Осип Бове вошел
в состав «Комиссии для строения Москвы», созданной с целью восстановления города после катастрофического пожара. На следующий год Бове назначили главным
архитектором «фа-садической части», призванным следить не только за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям,
а также выдаваемым планам и фасадам». Благодаря этому он смог обновить планировку и весь облик древней столицы, в особенности облик ее центра, причем обновить
с невиданным еще в московском строительстве размахом и согласно единому стилистическому замыслу. Под его началом в центре Москвы были перестроены Торговые
ряды напротив Кремля (1814—1815), разбит Александровский сад с гротом (1820—1822), декоративно оформлена инженерная структура Манежа (1824—1825), создана
Театральная площадь (1818—1824) с Большим театром (1821—1824; здесь Бове переработал проект А. А. Михайлова). Из ансамблей, осуществленных Бове вне центра,
наиболее значительна Первая городская больница за Калужской заставой (1828—1833). Величественные же Триумфальные ворота, возведенные по его проекту у Тверской
заставы (1827— 1834), были разобраны в 1938 году, а в 1968-м воссозданы близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.
Великий архитектор Карло Росси (1775— 1849) — крупнейший зодчий русского ампира — был сыном итальянской балерины Г. Росси. Родился он в Петербурге. Постигал
архитектуру на практике, работая под началом В. Бренны. В 1803—1804 годах учился в Италии. По возвращении в Россию работал в Петербурге, Москве, Твери и в малых
городах Тверской губернии. В 1815 году уже опытным мастером Росси возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений
и гидравлических работ. В 1819 голу он полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания
Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы —
между Невским проспектом и Марсовым полем — послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819—1825; ныне — Русский музей). Преображая
территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку Росси возвел здесь в 1828—1834 годах Александрийский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной
улицей (ныне улица зодчего Росси). Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829— 1834 годах архитектором
А. Е. Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, — тем самым была завершена система трех парадных площадей центра
города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по
строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ — по перестройке зрительного зала Александрийского театра. Умер Росси в Петербурге в 1849 году.
Архитектор Доменико (Дементий) Жилярди (1785—1845) работал в России в 1810—1832 годах. После пожара 1812 году в Москве восстановил здание университета
(1817—1819), перестроил Опекунский совет (ныне Российская АМН, 1823— 1826), усадьбу Кузьминки (1820-е гг.); дома-усадьбы Луниных (1818—1823),
Усачевых-Найденовых (1829—1831).
В эти же годы в Москве работает знаменитый итальянский скульптор Джованни (Иван) Витали (1794—1855). Он выполнил скульптуры для Триумфальных ворот,
установленных ныне на Кутузовском проспекте, и для фонтана на Театральной площади. Хорошо известен его портретный бюст А. С. Пушкина (1837).
Большое признание получило творчество итальянских скульпторов и в Украине. Здание Новой биржи в Одессе было украшено в 1894—1899 годах скульптурными
композициями Л. Менционе, участвовавшего также в создании памятника Екатерине II (1894—1900), и Марко Мо-линари, который работал также в Одессе над
монументально-декоративной отделкой гостиницы «Бристоль» и городского театра. В Киеве хорошо известны скульптурные композиции Элио Сала, жившего здесь с конца
XIX века до начала Первой мировой войны и работавшего над скульптурным украшением зданий Художественного музея, городского театра,
Николаевского костела и многих других сооружений. Итальянский скульптор Биоджолли выполнил беломраморный саркофаг художника И. Айвазовского в Феодосии (1901).
Наряду с архитекторами, скульпторами и художниками, огромный вклад в развитие культурных связей I Палии, России и Украины внесли итальянские
композиторы и музыканты. Здесь можно назвать целый ряд замечательных имен.
Так, много лет проработал в России неаполитанец Франческо Арайя (1709— ок. 1770). С 1735 по 1762 год он (с перерывами) возглавлял итальянскую оперную
труппу в Санкт-Петербурге. Арайя — автор первой поставленной в России оперы «Сила любви и ненависти» (1736). Для петербургской придворной сцены композитор
написал оперы «Селевк» (1744), «Сципион» (1745), «Митридат» (1747), «Беллерофонт» (1750), аллегорическую пастораль «Прибежище мира» (1748), а также первую
оперу на русское либретто (по трагедии А. П. Сумарокова) «Цефал и Прокрис» (1755).
Известный итальянский композитор, руководитель капеллы Сан-Марко в Венеции Бальдассарре Галуппи (1706—1785) в 1765—1768 годах был придворным капельмейстером
в Санкт-Петербурге. Он руководил придворными спектаклями и концертами, писал музыку для православного богослужения и преподавал (среди его учеников композитор
Дмитрий Бортнянский). В России Галуппи написал свою самую известную оперу «Ифигения в Тавриде» (1768), ряд кантат и ораторий.
В 1768 году на пост придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге «заступил» итальянский композитор Томмазо Траэтта (1727—1779),
проработавший до 1775 года. Здесь он создал свою лучшую оперу «Антигона» (1772).
В 1787—1791 годах должность придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге занимал знаменитый неаполитанец — композитор, клавесинист,
скрипач Доменико Чимароза (1749—1801).
Композитор и педагог Джузеппе Сарти (1729—1802) работал в России в 1784—1801 годах. Он не только занимал пост придворного капельмейстера, но и возглавлял
домашнюю капеллу князя Г. А. Потемкина в Украине (насчитывающую более 180 певцов и музыкантов), с которой выступал в Кременчуке, Херсоне, Бендерах. В мае 1787
года капелла сопровождала Екатерину II во время ее путешествия по Днепру. С его именем связано основание по инициативе Потемкина первой в Украине консерватории.
Сарти вплоть до 1796 года, пока действовала Екатеринославская музыкальная академия, был ее директором. В России Сарти написал ряд опер и две помпезные оратории
во славу русского оружия. Среди его учеников известные русские и украинские композиторы Л. С. Гурилев, С. И. Давыдов, Д. Н. Кашин, С. Дегтярев.
Завершает эту блестящую «итальянскую музыкальную галерею» портрет композитора и дирижера Катерино Кавоса (1775—1840), хотя его творчество относится уже к
первой половине XIX века. Родился он в Венеции в семье музыканта, там же получил музыкальное образование. С 1799 года Кавос работал в Петербурге капельмейстером
итальянской и русской оперы, дирижером оперных оркестров, преподавал в Театральном училище. Кавос стал одним из тех итальянцев, кто обрел в России вторую родину.
Среди его сочинений патриотические оперы «Илья-богатырь» (1806), «Иван Сусанин» (1815), балеты. Скончался Кавос в 1840 году в Петербурге.
Надо сказать, что труд нескольких поколений итальянских композиторов, исполнителей, музыкальных педагогов не пропал даром. В 70-е годы XVIII века
Санкт-Петербург приобрел репутацию одного из крупнейших оперных центров Европы, славящегося прекрасным оркестром, образцовым хором и великолепным декорационным
оформлением спектаклей.
1 2 3 4
|