Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Только то надо называть пользой, что или лишено ущерба, или, по крайней мере, больше, чем ущерб...
Валла (Valla) Лоренцо

Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса, то он, подобно пчеле, летает, высасывая мед, только по цветочным венчикам.
Тассо (Tasso) Торквато

Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо
 
Персоналии
Белли (Belli) Джузеппе Джоаккино (1791—1863), итальянский поэт. Около двух тысяч сатирических сонетов («Римские сонеты», издание 1886—1889) отразили народные представления о религии, истории, смысле жизни; любовная лирика.

Шортино (Sciortino) Антонио (1881?— 1947), скульптор, профессор. Первое признание получил как автор бронзовой группы «Гаврош». В 1909—1914 годах работал над проектом памятника Т. Г. Шевченко. В апреле 1914 года приехал в Киев, поскольку его проект был признан победителем на IV Международном конкурсе. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война помешала работе Шортино над памятником поэту, который планировалось установить в Киеве.
 
Итальянцы за границей. Итальянцы в России и на Украине

1  2  3  4

Огромную роль сыграли итальянцы в становлении и развитии оперы в Украине. Уже в конце XVIII века с их помощью возникли здесь первые оперные коллективы, а в Одессе был создан первый городской театр итальянской оперы, со временем признанный одним из лучших в Европе. Уже в 1824 году в немецкой прессе отмечалось, что артистическому составу одесской труппы мог позавидовать любой театр Европы.

Нельзя не вспомнить имя крупнейшего итальянского балетмейстера, педагога и реформатора хореографии Доменико Мария Гаспаро Анджолини (1731 — 1803). В общей сложности он прожил в России около 15 лет (с 1765 по 1786 год с перерывами), из них большую часть в Петербурге. Занимая пост балетмейстера Императорского театра, Анджолини поставил немало спектаклей, главным образом по собственному сценарию и на собственную музыку. Он стал одним из первых, кто смог объединить танец, музыку и драматическое действие в единое целое — ballet d'action.

С 1851 года в Петербурге работал известный итальянский балетный композитор Чезаре Пуньи (1802—1870), которого знали в России под именем Цезарь Пуни. Здесь он написал музыку к 35 балетам, самым известным из которых является «Конек-Горбунок» (1864) — первый балет на русский сюжет.

В XIX веке в России и Украине гастролируют выдающиеся итальянские балерины: в 1837—1842 годах — Мария Тальони (1804—1884), в 1850—1853-м — Карлотта Гризи (1819—1899), в 1885— 1892 годах — Вирджиния Цукки (1847— 1930). Знаменитая итальянская балерина Карлотта Брианца (1867—1930) в 1887— 1891 годах с блеском выступала в России, была первой исполнительницей партии Авроры в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица». Другая итальянская балерина Пьерина Леньяни (1863—1923) в течение восьми лет (с 1893 по 1901) занимала положение примы-балерины на сцене Мариинского театра. В 1895 году она впервые блистательно исполнила партию Одетты в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Крупнейшей фигурой в мире балета на рубеже XIX и XX вв. был итальянский танцовщик и педагог Энрико Чеккетти (1850—1928). В 1890 году он был назначен балетмейстером Мариинского театра. Чеккетти преподавал в Театральном училище; в числе его учеников были великие Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь.

Начиная с середины XVIII века в России и Украине выступают итальянские оперные певцы и певицы. Практически все крупные итальянские мастера бельканто XIX века побывали в России. Среди них певцы: Джованни Баттиста Рубини (1794— 1854), Антонио Тамбурини (1800— 1876), Антонио Тамберлик (1820—1889), Анджело Мазини (1844—1926), Франческо Таманьо (1850—1905), Маттиа Баттистини (1856—1928), Энрико Карузо (1873— 1921),Титта Руффо (1877—1953) и певицы — Катерина Габриелли (1730—1796), Анджелика Каталани (1780—1849), Джудитта Паста (1797—1865), Джулия Гризи (1811—1869), Аделина Патти (1843—1919), Амелита Галли-Курчи (1882—1963).

Кстати, с именем Катерины Габриелли связан один исторический анекдот. Певица запросила у императрицы Екатерины II неслыханную сумму — пять тысяч дукатов за два месяца выступления в Петербурге. «Я своим фельдмаршалам плачу меньше», — запротестовала императрица. «Отлично, Ваше императорское величество, — отпарировала певица, — пусть Ваши фельдмаршалы Вам и поют». Императрица уплатила указанную сумму.

В конце XIX — начале XX века в России работает целый ряд выдающихся музыкантов, композиторов, дирижеров итальянского происхождения. Среди них:

Ипполит Альтани( 1846— 1919),в 1867— 1882 годах — главный дирижер и хормейстер Киевской оперы и одновременно преподаватель Киевского музыкального училища, в 1882— 1906 годах — главный дирижер Большого театра.

Риккардо Дриго (1846—1930), композитор и дирижер. Более 40 лет работал в Санкт-Петербурге, в 1920 году вернулся в Италию. Под его руководством впервые поставлены балеты П. П. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892), А.К.Глазунова («Раймонда», 1898).

Джузеппе Труффи (1850—1925), дирижер. В начале 1880-х годов — дирижер итальянской оперы в Одессе. В 1885— 1999 годах (с перерывом — дирижер Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. Вернувшись в Одессу, организовал в 1892 ГОДУ-Товарищество оперных артистов» и тогда же осуществил поездку по южным городам Украины. Дирижировал первыми постановками опер Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога»; выступал в симфонических концертах.

Ферруччо Бузони (1866—1924), крупнейший итальянский пианист, композитор, дирижер, музыкальный писатель, педагог. Неоднократно концертировал в России. Профессор Московской консерватории (1890—1891).

Умберто Мазетти (1869—1919), певец (лирический тенор), композитор, педагог. С 1899 года работал в России, профессор Московской консерватории. Воспитал плеяду выдающихся русских певиц, в том числе А. В. Нежданову, Н. А. Обухову, В. В. Барсову и других. Автор трех опер, симфоний, ряда романсов, а также методических пособий по вокалу.

Оставили свой след итальянцы и в истории цирка. Так, семья цирковых артистов Чинизелли работала в России с 1869 года. Основатель династии — Гаэтано Чинизелли (1815—1881) в 1877 году построил в Санкт-Петербурге первое стационарное здание цирка. Другая известная семья цирковых артистов — Труц-ци — работала в России с 1880 года. Труппы Чинизелли, Труцци, Феррони неоднократно гастролировали и в Украине. Особым успехом пользовались пантомимы на украинские сюжеты: «Мазепа, или Степной конь», «Тарас Бульба». В севастопольском цирке Труцци выступал легендарный борец Иван Поддубный.

После 1917 года по понятным причинам количество итальянцев, приезжавших в Россию и Украину значительно уменьшилось. Однако нельзя сказать, что русско-итальянские и украинско-итальянские связи полностью прервались. В январе 1921 года на съезде в Ливорно была образована Итальянская коммунистическая партия (ИКП). А уже в октябре 1922 года к власти в Италии пришел Муссолини. Начались гонения на левые партии, в том числе на коммунистов. Многие из них оказались в тюрьмах, часть ушла в подполье, часть вынуждена была эмигрировать. Некоторых итальянских коммунистов приняла Москва. Так, несколько лет жил и работал в Москве генеральный секретарь ИКП с 1926 года Пальмиро Тольятти (1893—1964). Кстати, его именем назван город в Самарской области, центр автомобильной промышленности России. Некоторое время проработала в Коминтерне итальянка Тина Модотти (1896— 1942), известный фотограф.

В годы Второй мировой войны многие итальянцы оказались на территории СССР далеко не по своей воле. 22 июня 1941 года, в день нападения гитлеровской Германии, фашистская Италия также объявила войну СССР. На Восточный фронт был брошен Итальянский экспедиционный корпус, позже преобразованный в армию, который уже в первые месяцы войны понес большие потери. В ходе боев в районе среднего течения Дона и Сталинградской битвы (ноябрь-декабрь 1942 года) итальянская армия была полностью разгромлена. Более 20 тысяч итальянцев было взято в плен. Общие потери фашистской Италии на Восточном фронте составили около 150 тысяч человек. Эта печальная страница в истории российско-итальянских отношений была перевернута с окончанием Второй мировой войны.

История послевоенных советско-итальянских (а с 1991 года российско-итальянских и украинско-итальянских) отношений выходит далеко за пределы этого очерка. Есть, впрочем, человек, о котором просто невозможно не сказать здесь несколько слов. Один из крупнейших физиков XX века Бруно Понтекорво (1913— 1993) родился в Италии. В 1936 году он вступил в Итальянскую коммунистическую партию, которая была тогда в подполье. В 1940 году, подобно другим выдающимся итальянским физикам, лауреатам Нобелевской премии, Энрико Ферми и Эмилио Сегре, он эмигрировал в США. Научные интересы Понтекорво лежали в области ядерной и нейтронной физики. Ученый работал в США, Канаде, Великобритании, а с 1950 г. — в СССР. Здесь он продолжал активно трудиться, получил все мыслимые звания и награды, в том числе Государственную премию СССР (1954), Ленинскую премию (1963), звание академика АН СССР (1964). Долгие годы Бруно Понтекорво оставался «невыездным» и даже не мог встретиться со своим родным братом — известным итальянским кинорежиссером Джилло Понтекорво (р. 1919).

1  2  3  4