1 2 3 4
Огромную роль сыграли итальянцы в становлении и развитии оперы в Украине. Уже в конце XVIII века с их помощью возникли здесь первые оперные коллективы,
а в Одессе был создан первый городской театр итальянской оперы, со временем признанный одним из лучших в Европе. Уже в 1824 году в немецкой прессе отмечалось,
что артистическому составу одесской труппы мог позавидовать любой театр Европы.
Нельзя не вспомнить имя крупнейшего итальянского балетмейстера, педагога и реформатора хореографии Доменико Мария Гаспаро Анджолини (1731 — 1803). В общей
сложности он прожил в России около 15 лет (с 1765 по 1786 год с перерывами), из них большую часть в Петербурге. Занимая пост балетмейстера Императорского
театра, Анджолини поставил немало спектаклей, главным образом по собственному сценарию и на собственную музыку. Он стал одним из первых, кто смог объединить
танец, музыку и драматическое действие в единое целое — ballet d'action.
С 1851 года в Петербурге работал известный итальянский балетный композитор Чезаре Пуньи (1802—1870), которого знали в России под именем Цезарь Пуни. Здесь
он написал музыку к 35 балетам, самым известным из которых является «Конек-Горбунок» (1864) — первый балет на русский сюжет.
В XIX веке в России и Украине гастролируют выдающиеся итальянские балерины: в 1837—1842 годах — Мария Тальони (1804—1884), в 1850—1853-м — Карлотта Гризи
(1819—1899), в 1885— 1892 годах — Вирджиния Цукки (1847— 1930). Знаменитая итальянская балерина Карлотта Брианца (1867—1930) в 1887— 1891 годах с блеском выступала
в России, была первой исполнительницей партии Авроры в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица». Другая итальянская балерина Пьерина Леньяни (1863—1923) в
течение восьми лет (с 1893 по 1901) занимала положение примы-балерины на сцене Мариинского театра. В 1895 году она впервые блистательно исполнила партию Одетты в
балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Крупнейшей фигурой в мире балета на рубеже XIX и XX вв. был итальянский танцовщик и педагог Энрико Чеккетти (1850—1928). В 1890 году он был назначен
балетмейстером Мариинского театра. Чеккетти преподавал в Театральном училище; в числе его учеников были великие Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин,
Вацлав Нижинский и Серж Лифарь.
Начиная с середины XVIII века в России и Украине выступают итальянские оперные певцы и певицы. Практически все крупные итальянские мастера бельканто XIX века
побывали в России. Среди них певцы: Джованни Баттиста Рубини (1794— 1854), Антонио Тамбурини (1800— 1876), Антонио Тамберлик (1820—1889), Анджело Мазини (1844—1926),
Франческо Таманьо (1850—1905), Маттиа Баттистини (1856—1928), Энрико Карузо (1873— 1921),Титта Руффо (1877—1953) и певицы — Катерина Габриелли (1730—1796),
Анджелика Каталани (1780—1849), Джудитта Паста (1797—1865), Джулия Гризи (1811—1869), Аделина Патти (1843—1919), Амелита Галли-Курчи (1882—1963).
Кстати, с именем Катерины Габриелли связан один исторический анекдот. Певица запросила у императрицы Екатерины II неслыханную сумму — пять тысяч дукатов за
два месяца выступления в Петербурге. «Я своим фельдмаршалам плачу меньше», — запротестовала императрица. «Отлично, Ваше императорское величество, — отпарировала
певица, — пусть Ваши фельдмаршалы Вам и поют». Императрица уплатила указанную сумму.
В конце XIX — начале XX века в России работает целый ряд выдающихся музыкантов, композиторов, дирижеров итальянского происхождения. Среди них:
Ипполит Альтани( 1846— 1919),в 1867— 1882 годах — главный дирижер и хормейстер Киевской оперы и одновременно преподаватель Киевского музыкального
училища, в 1882— 1906 годах — главный дирижер Большого театра.
Риккардо Дриго (1846—1930), композитор и дирижер. Более 40 лет работал в Санкт-Петербурге, в 1920 году вернулся в Италию. Под его руководством впервые
поставлены балеты П. П. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892), А.К.Глазунова («Раймонда», 1898).
Джузеппе Труффи (1850—1925), дирижер. В начале 1880-х годов — дирижер итальянской оперы в Одессе. В 1885— 1999 годах (с перерывом — дирижер Московской
частной русской оперы С. И. Мамонтова. Вернувшись в Одессу, организовал в 1892 ГОДУ-Товарищество оперных артистов» и тогда же осуществил поездку по южным
городам Украины. Дирижировал первыми постановками опер Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога»; выступал в симфонических концертах.
Ферруччо Бузони (1866—1924), крупнейший итальянский пианист, композитор, дирижер, музыкальный писатель, педагог. Неоднократно концертировал в России.
Профессор Московской консерватории (1890—1891).
Умберто Мазетти (1869—1919), певец (лирический тенор), композитор, педагог. С 1899 года работал в России, профессор Московской консерватории. Воспитал плеяду
выдающихся русских певиц, в том числе А. В. Нежданову, Н. А. Обухову, В. В. Барсову и других. Автор трех опер, симфоний, ряда романсов, а также методических
пособий по вокалу.
Оставили свой след итальянцы и в истории цирка. Так, семья цирковых артистов Чинизелли работала в России с 1869 года. Основатель династии — Гаэтано Чинизелли
(1815—1881) в 1877 году построил в Санкт-Петербурге первое стационарное здание цирка. Другая известная семья цирковых артистов — Труц-ци — работала в России с
1880 года. Труппы Чинизелли, Труцци, Феррони неоднократно гастролировали и в Украине. Особым успехом пользовались пантомимы на украинские сюжеты: «Мазепа,
или Степной конь», «Тарас Бульба». В севастопольском цирке Труцци выступал легендарный борец Иван Поддубный.
После 1917 года по понятным причинам количество итальянцев, приезжавших в Россию и Украину значительно уменьшилось. Однако нельзя сказать, что
русско-итальянские и украинско-итальянские связи полностью прервались. В январе 1921 года на съезде в Ливорно была образована Итальянская коммунистическая
партия (ИКП). А уже в октябре 1922 года к власти в Италии пришел Муссолини. Начались гонения на левые партии, в том числе на коммунистов. Многие из них
оказались в тюрьмах, часть ушла в подполье, часть вынуждена была эмигрировать. Некоторых итальянских коммунистов приняла Москва. Так, несколько лет жил
и работал в Москве генеральный секретарь ИКП с 1926 года Пальмиро Тольятти (1893—1964). Кстати, его именем назван город в Самарской области, центр
автомобильной промышленности России. Некоторое время проработала в Коминтерне итальянка Тина Модотти (1896— 1942), известный фотограф.
В годы Второй мировой войны многие итальянцы оказались на территории СССР далеко не по своей воле. 22 июня 1941 года, в день нападения гитлеровской Германии,
фашистская Италия также объявила войну СССР. На Восточный фронт был брошен Итальянский экспедиционный корпус, позже преобразованный в армию, который уже в
первые месяцы войны понес большие потери. В ходе боев в районе среднего течения Дона и Сталинградской битвы (ноябрь-декабрь 1942 года) итальянская армия была
полностью разгромлена. Более 20 тысяч итальянцев было взято в плен. Общие потери фашистской Италии на Восточном фронте составили около 150 тысяч человек. Эта
печальная страница в истории российско-итальянских отношений была перевернута с окончанием Второй мировой войны.
История послевоенных советско-итальянских (а с 1991 года российско-итальянских и украинско-итальянских) отношений выходит далеко за пределы этого очерка.
Есть, впрочем, человек, о котором просто невозможно не сказать здесь несколько слов. Один из крупнейших физиков XX века Бруно Понтекорво (1913— 1993) родился
в Италии. В 1936 году он вступил в Итальянскую коммунистическую партию, которая была тогда в подполье. В 1940 году, подобно другим выдающимся итальянским
физикам, лауреатам Нобелевской премии, Энрико Ферми и Эмилио Сегре, он эмигрировал в США. Научные интересы Понтекорво лежали в области ядерной и нейтронной физики.
Ученый работал в США, Канаде, Великобритании, а с 1950 г. — в СССР. Здесь он продолжал активно трудиться, получил все мыслимые звания и награды, в том числе
Государственную премию СССР (1954), Ленинскую премию (1963), звание академика АН СССР (1964). Долгие годы Бруно Понтекорво оставался «невыездным» и даже не мог
встретиться со своим родным братом — известным итальянским кинорежиссером Джилло Понтекорво (р. 1919).
1 2 3 4
|