Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Только со смертью догмы начинается наука.
Галилей (Galilei) Галилео

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.
Данте (Dante) Алигьери

Как теплая одежда защищает от стужи, так .выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не кбснется.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Александр VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони, Pietro Ottoboni) (1610—1691), Папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился улучшения отношений с Людовиком XIV, вернул Авиньон, оказал помощь Польше и Венеции в их борьбе с Турцией.

Руффини (Ruffini) Паоло (1765—1822), итальянский математик. Лав первое (с пробелами) доказательство неразрешимости в радикалах общего алгебра и ческого уравнения 5-й степени.
 
Области и города Италии. Флоренция (Firenze)

1  2  3

В 1497 году на площади Синьории были преданы огню музыкальные инструменты, живописные полотна, книги; в пламени костра погибли бесценные шедевры флорентийских мастеров. Годом позже та же участь постигла самого Савонаролу. По приговору синьории он был повешен, а его труп сожжен.

В 1512 году испанские войска помогли восстановить во Флоренции власть Медичи. В 1527 году Медичи были изгнаны вновь, а через три года, в 1530 году, после 11- месячной осады города испанскими войсками правление Медичи было восстановлено. Флоренция стала столицей герцогства, а с 1569 года — Великого Герцогства Тосканского. Кстати сказать, из рода Медичи происходили две знаменитые французские королевы: Екатерина Медичи (1519—1589) — супруга Генриха II и Мария Медичи (1573—1642) — супруга Генриха IV. Последним видным представителем рода Медичи был Фердинанд I (1549—1609), женившийся на французской принцессе Кристине де Лорран.

В XVII веке власть над Флоренцией перешла к Лотарингской династии, которая мирно правила Тосканой до начала XIX века. В 1801 году наполеоновские войска вошли во Флоренцию, здесь было образовано т. н. королевство Этрурии. После присоединения последнего к Франции Флоренция являлась центром одного из французских департаментов. В 1814 году вновь было восстановлено Великое Герцогство Тосканское.

В 1848—1849 годах Флоренция — один из центров итальянской революции, в 1860 году, после свержения народным восстанием герцога Леопольда II, она вместе со всей Тосканой присоединилась к Сардинскому королевству. С 1865 по январь 1871 года Флоренция — столица объединенной Италии.

В период Второй мировой войны, в 1943 году, Флоренция была оккупирована гитлеровской Германией; являлась крупным центром движения Сопротивления. В 1944 году она была освобождена партизанами в результате кровопролитных боев.

Что касается достопримечательностей, то прежде всего нужно сказать, что Венеция — это музей под открытым небом. Неизгладимое впечатление производит ее архитектура.

Первые крупные сооружения во Флоренции были созданы в римскую эпоху, оставившую свой след в прямолинейной планировке центра города. Сохранились остатки средневековых укреплений. Большинство зданий Флоренции, создавших ей славу города-музея, было построено в эпоху Возрождения.

Основная масса архитектурных памятников сосредоточена в правобережной части города. На пьяцца дель Дуомо расположен собор Санта-Мария дель Фьоре (заложен в 1296 г., архитектор Арнольфо ди Камбио (ок. 1245 — ок. 1302)); грандиозный купол собора был сооружен в 1420—1436 годах (архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446)), колокольня построена в XIV веке. Рядом с собором расположен баптистерий Сан-Джованни (XI век, фасад отделан в XII—XIII вв.) с замечательными бронзовыми дверями работы Андреа Пизано (ок. 1290 — ок. 1349) и Лоренцо Гиберти (ок. 1381 —1455). На Пьяцца делла Синьория находятся Палаццо Век-кьо (начат в 1298 году, Арнольфо ди Камбио), Лоджия деи Ланци (XIV век), копия статуи «Давид» Микеланджело.

Рядом с площадью разместилось здание картинной галереи Уффици (1560—1574, архитектор Джорджо Вазари (1511 — 1574)). Ренессансный облик сохранила также обрамленная аркадами Пьяцца делла Аннунциата со зданием Воспитательного дома (1421 — 1444, архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446)). В правобережной части Флоренции находятся церкви: Санта-Тринита (XIII— XIV вв., фасад в стиле барокко сооружен в XVI веке), Санта-Мария Новелла (начата в 1278), Санта-Кроче (около 1295 г.) с капеллой Пацци во дворе (начата в 1429—1430, Брунеллески), Орсанмикеле (XIV—XV века), украшенная статуями работы Донателло (ок. 1386—1466) и Андреа дель Верроккьо (ок. 1435—1488). Отметим также монастырь Сан-Марко (теперь музей) с фресками фра Беато Ан-джелико (ок. 1400—1455) и церковь Сан-Лоренцо, перестраивавшуюся с 1422 года Брунеллески, соорудившим ее Старую сакристию (ризницу). Прославленную Новую сакристию — капеллу Медичи с гробницами Лоренцо и Джулиано Медичи — создал в 1520— 1534 годах Микеланджело (1475—1564). Им же построена примыкающая к церкви библиотека Лауренциана (начата в 1523—1524 гг.).

Во Флоренции сложился тип городского дворца — палаццо и были созданы выдающиеся сооружения этого типа: Палаццо Барджелло (XIII—XIV века), Палаццо дель Подеста (ныне национальный музей), Палаццо Медичи-Риккарди (1440—1460 гг., архитектор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396—1472)), Палаццо Ручеллаи (середина XV века, архитектор Леон Баттиста Альберти (1404— 1472)), Палаццо Гонди (1490—1494 гг., архитектор Джулиано да Сангалло (1445— 1516)), Палаццо Строцци (конец XV века, архитектор Бенедетто да Майано (1442— 1497)), Палаццо Пандольфини (ок. 1520, проект Рафаэля (1483—1520)).

На левом берегу реки Арно был сооружен величественный Палаццо Питти (начат в середине XV века, ныне галерея Палатина), задний фасад которого выходит в сады Боболи. В левобережной части Флоренции находятся церкви Сан-то-Спирито (XV век, архитектор Брунел-лески), Санта-Мария дель Кармине с известной капеллой Бранкаччи, расписанной Мазаччо (1401 —1428) и Мазолино (1383—1447), и церковь Сан-Миньято (XI—XIII века). Обе части города соединяются мостами, из которых наиболее значительный в архитектурном отношении Понте Веккьо (сооружен в римское время, современный вид приобрел в XIV веке) и Санта-Тринита (современный вид приобрел в XVI веке).

В окрестностях Флоренции расположены ренессансные виллы, в том числе семьи Медичи в Кареджи (1443, архитектор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци) и Поджо-а-Кайано (1485, архитектор Джулиано да Сангалло).

Из монументальных архитектурных сооружений XX века наиболее значительными являются центральный вокзал (1930—1936, архитектор Джованни Микелуччи (1891 — 1990)) и стадион (1932, архитектор Пьер Луиджи Нерви (1891 — 1979)).

Тоскана — крупный центр музыкальной культуры Италии. Еще в XI веке здесь протекала деятельность Гвидо д'Ареццо (ок. 992 — ок. 1050), первого итальянского музыкального теоретика. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. На рубеже XIII—XIV веков именно во Флоренции сложилось направление Ars nova (Новое искусство) — музыкальный стиль раннего Возрождения, положивший начало расцвету светских лирических и жанровых песен, а также инструментальной музыки.

Крупнейшим итальянским композитором этого времени был флорентиец Франческо Ландини (ок. 1325—1397). Много лет он работал органистом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, прославился как виртуоз-импровизатор, автор многочисленных мадригалов. Сохранилось около 150 его композиций.

В 1580 году во Флоренции образовалось объединение поэтов, музыкантов, ученых-гуманистов и просто любителей музыки, которое получило название Флорентийская камерата. Душой и организатором Флорентийской камераты стал композитор и меценат граф Джованни Барди (1534—1612). В это содружество входили такие известные флорентийцы, как музыкант Я. Кореи, поэт Оттавио Ринуччини (1563—1621), певцы и композиторы Джулио Каччини (ок. 1550— 1618) и Якопо Пери (1561 — 1633). Кстати, в это объединение входил также Винченцо Галилей (ок. 1520—1591), известный флорентийский композитор, лютнист, музыкальный теоретик, отец великого ученого Галилео Галилея. Именно с Флорентийской камератой связано появление нового музыкально-драматического жанра — оперы. Во Флоренции на рубеже XVI—XVII веков были созданы первые оперы (на тексты О. Ринуччини): «Дафна» Я. Пери совместно с Я. Кореи (1592, пост. 1597—1598), «Эвридика» Я. Пери (пост. 1600), «Эвридика» Дж. Каччини (пост. 1602) и др. У истоков оперы стояли также известные композиторы-флорентийцы Эмилио де Кавальери (ок. 1550—1602) и Марко да Гальяно (1582— 1643), который с 1611 года до конца жизни занимал должность придворного капельмейстера во Флоренции. Здесь же родился один из крупнейших оперных композиторов XVII века, основоположник французской оперной школы Жан Батист Люлли (1632—1687). Таким образом, Флоренция по праву считается родиной оперы — жанра, которому суждено было сыграть огромную роль в истории итальянской и мировой музыкальной культуры.

В последующие годы Флоренция продолжает играть важную роль в музыкальной жизни страны наряду с другими признанными музыкальными центрами Италии — Болоньей, Венецией, Миланом, Римом, Неаполем. В разные годы здесь жили и творили такие знаменитости, как композитор и скрипач Франческо Мария Верачини (1690—1768), певица Виттория Тези (1700—1775), композитор и хореограф Гаспаро Анджолини (1731—1803), выдающийся итальянский композитор Луиджи Керубини (1760—1842), чьим именем названа Флорентийская консерватория — один из ведущих музыкальных центров Италии.

Флорентийская школа в живописи, скульптуре и архитектуре — одна из ведущих художественных школ Италии эпохи Возрождения.

Родоначальником флорентийской школы в живописи в эпоху Проторенессанса стал Джотто ди Бондоне (ок. 1226— 1337), наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом. Он стремился придать образам и многофигурным композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность. Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приемы его творчества. В последней трети XIV века во флорентийской школе утвердилось интернациональное готическое направление.

1  2  3