Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Области и города Италии. Флоренция (Firenze)

1  2  3

Новый подъем флорентийской школы относится к периоду раннего Возрождения, чему во многом способствовало усиление демократического движения во Флоренции. Основоположниками искусства Ренессанса стали архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446), одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему, скульптор Донателло (ок. 1386—1466) и живописец Мазаччо (1401 —1428), стремившиеся пластически убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой личности. За ними последовали архитектор и теоретик архитектуры Леон Баттиста Альберти (1404—1472), архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396—1472), скульпторы Лоренцо Гиберти (ок. 1381 —1455), Лука делла Роббиа (ок. 1400—1482), Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1430—1464), Бенедетто да Майано (1442—1497) и другие.

Формированию флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей значимость земного, человеческого бытия и обратившейся к наследию античности. Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии человека, математики, оптики, теории перспективы и др.). В архитектуре флорентийской школы в XV веке был создан новый ренессансный тип здания (палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции с введением ордерных элементов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи.

Для изобразительного искусства флорентийской школы первой половины XV века характерны увлечения математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры. Яркими представителями флорентийской художественной школы этого периода являются скульптор, живописец и ювелир Андреа дель Верроккьо (ок. 1435—1488), живописцы Паоло Уччелло (1397—1475) и Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 —1457). Новаторские искания флорентийских мастеров, во многом опиравшихся на опыт античного искусства, оказали огромное влияние на искусство Италии и других стран Западной Европы. Вместе с тем как живописи, так и скульптуре флорентийской школы XV века были свойственны отдельные готические реминисценции — черты повышенной одухотворенности и интимной лирической созерцательности (живопись фра Беато Анджелико (ок. 1400—1455) и Филиппо Липпи (ок. 1406— 1469)). В конце XV века наряду с идущими от искусства Мазаччо и Донателло демократическими традициями (живописец Доменико Гирландайо (1449—1494)) начали усиливаться аристократические тенденции, сказавшиеся, прежде всего, в работах художников, близких ко двору Медичи (Сандро Боттичелли (1445—1510), Филиппино Липпи (ок. 1457—1504), Пьеро ди Козимо (1462—1521), Антонио Поллайоло (1433—1498)).

Искания мастеров XV века завершили гениальные Леонардо да Винчи (1452— 1519) и Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), поднявшие художественные завоевания флорентийской школы на недосягаемую высоту. Их творчество, переросшее границы собственно флорентийской школы, ознаменовало эпоху Высокого Возрождения в итальянском искусстве. Утверждение образа идеального человека приняло в их произведениях возвышенный, а порой и героико-драматический характер.

Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства Флоренции, несмотря на то что здесь продолжал работать целый ряд крупных мастеров: живописцы Фра Бартоломео (Бартоломео делла Порта) (1472—1517) и Андреа дель Сарто (1486—1530), скульптор и архитектор Андреа Сансовино (ок. 1460—1529). В 30-е годы XVI века флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма, которую представляют такие выдающиеся мастера, как архитектор и живописец Джорджо Вазари (1511 —1574), живописцы Анджело Бронзино (1503—1572), Якопо Понтормо (1494—1557), Россо Фьорентино (1494—1540) и другие.

Крупнейшим в мире собранием итальянской живописи по праву считается Картинная галерея Уффици. Здание, где сегодня размещается галерея Уффици, было построено после образования Великого Герцогства Тосканского.

Когда герцог Козимо I Медичи (его статуя расположена у входа в музей) заказывал своему любимому архитектору Джорджо Вазари проект здания, там предполагалось разместить вовсе не бессмертные картины и статуи, а куда более прозаических городских чиновников и правительственные канцелярии (uffizi). Отсюда и современное название галереи. Для строительства нового здания было даже снесено два исторических здания, стоявших на этом месте: церковь Сан-Пьер Скьераджо (San Pier Schieraggio), где некогда выступали с речами Данте и Боккаччо (от нее остались следы на той стене, что выходит к Палаццо Веккьо), и Монетный двор (прилегавший к лоджии Ланци), где с 1251 года чеканился знаменитый флорентийский флорин.

Строительство здания было начато в 1560 году архитектором Джорджо Вазари (1511 —1574), а завершено уже после его смерти архитектором Бернардо Буонталенти (1536—1608). Около 1575 года сын Козимо I, Франческо I Медичи распорядился проделать в восточной стене еще одну дверь — так называемую Дверь прошений (Porta delle Suppliche), куда подданные всемилостивейшего герцога могли бы обращаться со своими жалобами, а помещения в верхних этажах отвести под коллекции. При нем, собственно, палаццо и превратилось в музей.

Еще через век, в 1681 году, на базе коллекций Медичи открылась крупнейшая в Италии художественная галерея. В 1737 году последняя представительница рода Медичи — Анна Мария Лудовика — передала галерею в дар городу с условием, что ни один из экспонатов не будет вывезен из Италии и собрание будет открыто для всех желающих.

Галерея Уффици невероятно богата всемирно известными полотнами. Описывать их бессмысленно — их надо увидеть. Среди жемчужин, составляющих собрание Уффици, трудно указать наиболее драгоценные. Но некоторые картины уже давно стали визитной карточкой галереи, подобно «Джоконде» или Венере Милос-ской в парижском Лувре.

Здесь находятся такие шедевры, как «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Поклонение пастухов» Лоренцо ди Креди, «Портреты герцога и герцогини Урбинских» Пьеро делла Франческа, «Мадонна с младенцем и святыми» Гирлан-дайо, «Святое семейство» Микеланджело, «Портрет папы Юлия II» Рафаэля, «Аллегория Весны» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Давид с головой Голиафа» Гвидо Рени и другие.

Итальянское собрание составляет львиную долю экспозиции галереи, но не исчерпывает ее. Представлена также испанская (Веласкес, Гойя), фламандская (Рубенс, Ван Дейк), французская (Энгр, Коро) живопись, среди произведений немецких художников не могут не привлечь внимание шесть полотен Альбрехта Дюрера.

Галерея немало повидала и пережила на своем веку. Серьезной опасности она подверглась во время вторжения Наполеона в Италию, когда часть картин была вывезена во Францию. Уже в XX веке в годы Второй мировой войны галерея пострадала от фашистских захватчиков. Серьезный ущерб галерее Уффици нанесло печально известное наводнение 1966 года. Самым трагическим инцидентом последних лет стал террористический акт (1993 год), вследствие которого погибло пять человек и было повреждено само здание.

Недавно средства массовой информации сообщили о планах Министерства культуры Италии, связанных с дальнейшим масштабным расширением всемирно известной флорентийской галереи, которое позволит ей превзойти по площади и по количеству выставленных экспонатов Лувр. И это несмотря на значительное сокращение общих расходов на культуру! Идеи расширить выставочные площади одной из самых знаменитых художественных галерей не только Италии, но и всего мира вынашиваются и согласовываются уже очень давно. Основной сложностью реконструкции является то, что подковообразное здание само по себе является памятником архитектуры.

Основная идея проекта «Новые Уффици» состоит в выводе из первого этажа здания флорентийских архивов и переоборудовании его в выставочные залы. При этом произведения до 1500 года останутся на втором этаже, а более позднего времени будут перемещены на первый этаж. После завершения работ площадь выставочных залов «хрестоматии итальянского Возрождения» (как иногда называют галерею Уффици) увеличится более чем вдвое — с 6000 до 13 000 квадратных метров. Частично этот проект уже осуществлен. Открылись залы, где представлено творчество гениального Караваджо и его последователей, худож-ников-караваджистов, причем не только итальянцев, но и фламандцев, французов, испанцев.

Таким образом, можно рассчитывать, что через год-два многочисленным посетителям галереи Уффици станут доступны сотни картин и скульптур, хранившихся в запасниках. Остается рассчитывать, что с увеличением площади галереи не увеличится количество туристов, испытывающих «синдром Стендаля» (подавленное состояние от перенасыщения произведениями искусства, известное многим туристам).

1  2  3