Марке — область в Центральной Италии, на побережье Адриатического моря. Площадь — 9,7 тыс. км² (3,2% территории Италии). Население составляет 1,487 млн
человек (2,6% населения страны). Плотность населения — 153 человека на км². Административный центр — город Анкона (Аnсоnа), насчитывающий 100 тысяч жителей.
Область разделена на пять провинции: Анкона, Асколи-Пичено, Мачерата, Пезаро-э-Урбино и Фермо. Крупные города области: Пезаро (Pesaro, 90 000), Фано (Fano,
57 000), Асколи-Пичено (Ascoli Piceno, 50 000), Мачерата (Macerata, 42 000).
Марке расположена между Апеннинами и Адриатическим морем. На севере область граничит с Эмилией-Романьей и Республикой Сан-Марино, на востоке — с Тосканой и
Умбрией, на юге — с Лацио и Абруцци. На востоке область омывается Адриатическим морем.
В регионе можно выделить две климатические зоны. В северной части области, открытой северо-восточным ветрам, климат более прохладный и влажный, в южной
части — более мягкий и сухой. Наиболее мягкий климат наблюдается на морском побережье. В Анконе средняя температура января +3 °С, июля +20,7 °С.
Территория области представляет собой гористую местность, за исключением узкой прибрежной полосы. Все реки области: Метауро (Metauro), Эзино (Esino),
Чезано (Cesano), Потенца (Potenza), Тронто (Tronto) — впадают в Адриатическое море.
На протяжении многих лет этот регион отставал в экономическом развитии по причине удаленности и отсутствия дорог, связывающих его с центральной частью Италии.
Со времен Средневековья область производит бумагу, пользующуюся большим спросом в Италии и за рубежом (города Фабриано, Пиорако, Толентино). В городке
Кастельфидардо производят современные электронные органы. В городах Мачерата и Асколи-Пичено — всемирно известную модную обувь. В области развита также
нефтехимическая, фармацевтическая, мебельная, швейная, табачная и пищевая промышленность.
Недостаток плодородных земель и преобладание в регионе мелкой земельной собственности обусловили медленное развитие сельского хозяйства. В регионе выращиваются
зерновые культуры, подсолнечник, сахарная свекла. Большое значение в экономике области имеет рыболовство (10% национального продукта). Среди многочисленных
рыболовецких портов области Марке наиболее развитые — Пезаро, Фано, Чивитанова, Сан-Бенедетто-дель-Тронто. Значительная часть населения области (до 54%) занята
в торговле и сфере обслуживания.
Название Марке происходит от древнегерманского слова «марка», которое означает «граница». Когда эта территория стала границей Священной Римской империи
(в XI веке), некоторые районы стали называться Марка Камерино, Марка Анкона и т. д. Впоследствии весь регион получил имя Марке.
Территория области была заселена уже в период неолита. В III— II тысячелетии до нашей эры здесь жили балканские и греческие племена. В III веке до нашей эры
сюда пришли римляне, заинтересованные в контроле над этой территорией, которая являлась стратегическим выходом к Адриатике. Они построили две важные дороги —
Саларию и Фламинию, которые соединили побережья Тирренского и Адриатического морей. В это время город и порт Анкона становится одним из наиболее важных
морских торговых центров на востоке страны.
С падением Западной Римской империи область перешла под контроль лангобардов, затем на протяжении нескольких веков была частью Византийской империи.
В конце VIII века франки передали область во владение церкви, а на ее границах были созданы маркизаты Анкона, Фермо и Камерино. На протяжении столетий берега
области подвергались нападениям пиратов-сарацинов, что привело к миграции населения с побережья в горные районы области. В эти годы демографический и экономический
рост был крайне низким. В XV—XVI веках ведущую роль в экономике, политике и культуре играет город Урбино, где правили герцоги Монтефельтро. В XVII веке этот регион
вновь переходит под власть Папы Римского. В конце XVIII века область была оккупирована французскими войсками. После Венского конгресса 1815 года она была возвращена
Папскому государству. В 1869 году Марке вошла в состав объединенного Итальянского государства.
Общеизвестно, что Италия — страна с самым внушительным культурным и художественным наследием в мире. Более того, ее культурные ценности находятся не только в
крупных городах-сокровищницах искусства, а разбросаны по всей территории страны, как ни в одной другой стране мира. Доказательством этому может служить область
Марке, в которой богатую и разнообразную природу дополняют города, поселки, палаццо, церкви и соборы, отмеченные мастерством известных живописцев и архитекторов.
Что касается замечательной природы региона, то это — Адриатическое море с ровным песчаным побережьем, порой прерываемое грядой обрывистых скал; гармоничный сельский
ландшафт с зеленым покровом холмов; глубокие и загадочные гроты; находящиеся под защитой законов об охране окружающей среды территории и многое-многое другое.
Пожалуй, наибольший интерес представляет для туристов небольшой городок Урбино, расположенный в центральной части Марке. Сегодня в нем
проживает всего 15 тысяч человек. Между тем в XIII—XVI веках город играл важную роль в жизни региона и всей Центральной Италии. Известен Урбино с IV века до
нашей эры. С XIII века город находился во владении герцогов Монтефельтро, самым известным из которых был герцог Федерико II Монтефельтро (1422— 1482).
Урбино живописно раскинулся на двух холмах — Метауро и Фолья — и почти полностью сохранил средневековый облик. Еще за несколько километров до Урбино открывается
завораживающая панорама: сверху город кажется искусно выполненной декорацией к средневековой пьесе. Из моря черепичных крыш и башен вырастает огромный дворец —
Палаццо Дукале — выдающийся памятник ренессансной архитектуры. Дворец сочетает в себе живописность планировки и черты укрепленного средневекового замка с
гармоничной легкостью ренессансного внутреннего дворца.
Этот архитектурный шедевр строился около 100 лет — с середины XV века по 1563 год. Сооружение грандиозного дворца было начато по инициативе герцога Федерико II.
Через несколько лет после начала строительства в Урбино был приглашен выдающийся итальянский архитектор Лучано Лаурана (ок. 1420—1479), ему и был поручен
дальнейший надзор за ходом строительства. Мастер Лучано стал главным архитектором, воплотившим в камне идею герцога о городе-дворце. Зодчий разработал уникальную
планировочную схему, гармонично объединив старые и новые постройки. Этому архитектору принадлежат идеи внутреннего двора и парадной лестницы, но главным творением
Лаурана в Урбино стал грандиозный «Башенный фасад». В 1472 году Лучано Лаурана оставил свой пост и покинул город, а на его место синьор Монтефельтро приглашает
другого выдающегося мастера — крупного ученого и архитектора Франческо ди Джорджо Мартини (1439—1502). К его заслугам можно отнести разработку декоративного
убранства фасадов и создание великолепных интерьеров Палаццо Дукале.
Кроме дворца, в Урбино и его окрестностях сохранилось множество других замечательных архитектурных памятников,
в том числе знаменитая церковь Сан-Бернардино дельи Цокколанти (1472).
Жители Урбино гордились (и сегодня гордятся) своим замечательным городом, за что завистники прозвали город «тщеславный Урбино». Имел Урбино и еще одно прозвище
— «город математиков». Надо сказать, что это прозвище, в отличие от первого, вполне справедливо. Здесь работала целая плеяда выдающихся ученых: Пьеро делла
Франческа (ок. 1420— 1492), которого мы больше знаем как живописца, математики Лука Пачоли (ок. 1445 — ок. 1509), Сципион Даль Ферро (1465—1526), Никколо Тарталья
(ок. 1499—1557), Федерико Коммандино (1509—1575), Гвидо Убальди дель Монте (1545—1607), Пьетро Антонио Катальди (1552—1626) и другие.
Кстати, именно в Урбино Лука Пачоли написал свой знаменитый труд «Основания арифметики» (1494), в котором помимо чисто математических вопросов впервые
рассматривались вопросы, связанные с ведением бухгалтерского баланса. Многие исследователи считают именно Луку Пачоли «отцом» современной бухгалтерии. В таком
случае город Урбино — ее колыбель.
Большой интерес для туристов представляют также другие города области Марке. Так, административный центр области — город Анкона славится как
бальнеологический курорт. Здесь сохранились многочисленные памятники античности и Средневековья, в том числе Триумфальная арка Траяна (начало II века нашей эры)
и романский собор (XI—XIII вв.).
Город Мачерата также славится своими архитектурными памятниками и университетом — одним из старейших не только в Италии, но и в Европе
(основан в 1290 году).
Живописный курортный город Пезаро известен, в первую очередь, как родина великого итальянского композитора Джоаккино Россини.
Так уж получилось, что область Марке является родиной нескольких знаменитых итальянских оперных композиторов и певцов. Может быть, искусствоведы объяснят этот
любопытный факт? Впрочем, кроме певцов и композиторов, в этих краях родилось еще немало прославленных деятелей. Вот далеко не полный их перечень: Донато Браманте
(1444—1514), архитектор; Джоаккино Россини (1792— 1868), композитор; Джованни Баттиста Перголези (1710—1736), композитор; Распаре Спонтини (1774— 1851), композитор;
Джакомо Леопарди (1798—1837), поэт-романтик; Вито Вольтерра (1860—1940), математик; Рафаэль Сабатини (1875— 1950), писатель; Мария Монтессори (1870— 1952), педагог;
Беньямино Джильи (1890—1957), певец, лирический тенор; Франко Корелли (1921—2003), певец, драматический тенор; Валентино Росси (р. 1979), мотогонщик.
Все же самым знаменитым уроженцем Марке был и остается родившийся в Урбино великий итальянский живописец и архитектор, гений эпохи Возрождения Рафаэль Санти
(1483—1520). В Урбино на улице Контрада дель Монте сохранился дом, где гениальный живописец появился на свет. Отец Рафаэля, Джованни Санти, сам был художником при
дворе герцогов Монтефельтро. Как только мальчик, его единственный сын, немного подрос, «отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к
этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и несколько лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые
Джованни выполнял для государства Урбинского». Это свидетельство Джорджо Вазари (151 1 — 1574) — выдающегося итальянского архитектора, живописца, историка
искусства, автора знаменитого «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Вскоре Джованни убедился в том, что Раффаэллино уже превосходит
его в мастерстве и таланте. Тогда синьор Санти решил определить мальчика на обучение к маэстро Пьетро Перуджино, который, в его представлении, занимал первое место
среди живописцев. Отъездом в Перуджу заканчивается самый ранний и безоблачный период жизни одного из титанов Возрождения Рафаэля Санти. После Перуджи были
Флоренция и Рим, но это уже совсем другая история.
|