Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Музыка. Четыре века итальянской оперы

1  2  3

В конце XVI века в Италии сложился художественный стиль барокко (от ит. barocco — странный, причудливый). Этому стилю были присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI— XVII веков. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки», слово «опера» (opera) стало употребляться для подобного рода музыкально-драматических произведений только в середине XVII века. Идея «драмы для музыки» родилась во Флоренции, в художественном кружке «Флорентийская камерата». Заседания кружка проходили в камерной (от ит. camera — комната), домашней обстановке. С 1579 до 1592 года в доме мецената и композитора графа Джованни Барди (1534—1612) собирались просвещенные любители музыки, поэты, ученые. Его посещали и профессиональные музыканты — певцы и композиторы Якопо Пери (1561 —1633) и Джулио Каччини (ок. 1550—1618), а также музыкальный теоретик и композитор Винченцо Галилей (ок. 1520—1591), отец знаменитого ученого Галилео Галилея.

Идеал сочетания слова и музыки члены Флорентийской камераты находили в античном театре. Ранние флорентийские оперы сочинялись на сюжеты из античной мифологии. Первые дошедшие до нас произведения нового жанра — оперы «Дафна» (1598) и «Эвридика» (1600) Я. Пери, в последней автор сам исполнил партию Орфея. Пение сопровождал инструментальный ансамбль, который состоял из чембало (предшественник фортепиано), лиры, лютни, гитары и других музыкальных инструментов. У истоков оперы стояли также итальянские композиторы Эмилио де Кавальери (ок. 1550— 1602) и Марко да Гальяно (1582—1643), придворный капельмейстер во Флоренции.

Новый жанр стал быстро развиваться, в первую очередь как придворная музыка. Многочисленные итальянские правители покровительствовали опере, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному — процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные школы.

Лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьезный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643) — первый классик оперы. Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился еще в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах. В 1590 году Монтеверди был приглашен в качестве певца и музыканта в Мантую ко двору герцога Винченцо Гонзага, а с 1613 года поселился в Венеции. Там композитор возглавил капеллу собора Сан-Марко. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 году в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Наиболее известны такие оперы Монтеверди, как «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).

Крупнейшим представителем венецианской оперной школы является младший современник Монтеверди, композитор Франческо Кавалли (1602—1676). С 1617 года — певчий, а затем органист и капельмейстер в соборе Сан-Марко в Венеции. Ему принадлежат оперы «Дидона» (1641), «Ясон» (1649), «Орион» (1653). Среди других представителей венецианской оперной школы отметим таких композиторов, как Антонио Чести (1623—1669), автора свыше 100 опер, среди которых особенно выделялась пышностью постановки опера «Золотое яблоко» (1667) в духе итальянского барокко, и Джованни Легрен-ци (1626—1690), известного своими операми «Этеокл и Полиник» (1675) и «Тотила» (1677).

Один из крупнейших оперных композиторов XVII века Жан Батист Люлли (1632— 1687), итальянец по происхождению, стал основоположником французской оперной школы. Люлли создал классические типы лирической трагедии («Альцеста», 1674; «Тезей», 1675) и французской оперной увертюры, ему также принадлежит музыка к комедиям Мольера.

На рубеже XVII—XVIII веков центр оперного искусства из республиканской Венеции переместился в королевский Неаполь. Придворный театр Сан-Карло стал центром неаполитанской оперной школы во главе с композитором Алессандро Скарлатти (1660—1725). Его перу принадлежит свыше свыше 100 опер, в том числе такие известные, как «Причуды любви» (1690), «Коринфский пастух» (1701), «Великий Тамерлан» (1706), «Сципион в Испании» (1714), «Теле-мак» (1718).

Неаполитанская школа культивировала жанр оперы-сериа (серьезной оперы) с условно-героическими сюжетами преимущественно из античной мифологии. На первый план в ней выдвигалась внешняя, виртуозная сторона исполнения, самодовлеющее мастерство вокалистов. Опера превращалась в «концерт в костюмах», в чередование блестящих арий и связывающих их речитативов, что ослабляло драматическое содержание. Эта тенденция проявилась еще в творчестве учителя А. Скарлатти, неаполитанского композитора и педагога Франческо Про-венцале (ок. 1627—1704), автора героических опер «Кир» (1653) и «Артемисия» (1657), а также комической оперы «Раб своей жены» (1671).

Вместе с тем неаполитанская школа имеет неоспоримые заслуги в развитии оперно-вокального искусства, форм арии и увертюры. У более поздних представителей неаполитанской оперной школы заметно стремление преодолеть установившиеся штампы.

Отметим здесь творчество композитора и педагога Николы Порпора (1686— 1768), создавшего свыше 500 (!) опер-сериа, которые стали классическими образцами жанра и виртуозного стиля бельканто. Кстати, его учеником был выдающийся австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн.

Еще дальше от канонов школы в своем творчестве отошел неаполитанец Никколо Йоммелли (1714—1774), автор опер «Артаксеркс» (1749) и «Фаэтон» (1753). В поздних операх-сериа «Армида» (1770), «Ифигения в Тавриде» (1771) Йоммелли осуществил реформу жанра — введение хоров, усиление драматургической роли оркестра, был прозван «итальянским Глюком».

Здесь также нельзя не отметить имя крупнейшего итальянского поэта и драматурга XVIII века Пьетро Метастазио (1698—1782). На его либретто написано огромное количество опер, причем не только итальянскими композиторами, но и Г. Ф. Генделем, К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ф. Й. Гайдном.

Многие итальянские оперные композиторы успешно работали за пределами Италии. Помимо уже упомянутого Ж. Б. Люлли, в Париже был известен Эджидио Ромуальдо Дуни (1709— 1775) — один из основоположников жанра французской комической оперы (опера «Добрая дочка», 1756). Много лет проработал за границей (в Лондоне и Дрездене) флорентиец Франческо Мария Верачини (1690—1768), гастролировал он и в других странах Европы. Верачини известен как автор опер «Адриан в Сирии» (1735), «Милосердие Тита» (1737), «Розалинда» (1744), а также как скрипач-виртуоз.

В Вене работали итальянские композиторы Антонио Кальдара (ок. 1670—1736), автор опер «Ифигения в Авлиде» (1718) и «Фемистокл» (1736), и Антонио Сальери (1750—1825), несправедливо обвиненный А. С. Пушкиным в отравлении Моцарта. Учениками Антонио Сальери были великие композиторы Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист.

1  2  3