1 2
Церковь Сан-Лоренцо Маджоре (San Lorenzo Maggiore) построена в XIII веке на месте раннехристианской базилики, которая, в свою очередь, была сооружена на
месте языческого храма. В интерьере церкви заметны следы нескольких архитектурных стилей: от примитивных греческих конструкций, которые видны в подземной
части храма, до наслоений средневековой и более поздних эпох. При церкви открыт подземный комплекс, где располагаются многочисленные захоронения.
Церковь Сан-Пьетро а Майелла (San Pietro a Maiella) XIV века знаменита своим расписным потолком, над которым художник из Калабрии Маттиа Прети (1613—1699),
осмелившийся бросить вызов более именитым неаполитанским мастерам, трудился в течение пяти лет. Прекрасная работа принесла художнику долгожданное признание.
Здание базилики Санта-Кьяра (Santa Chiara) сильно пострадало во время бомбардировки 1943 года. После войны было принято решение восстановить храм в его
первоначальном виде. Сегодня базилику можно видеть такой, какой она была при Роберте I Анжуйском в начале XIV века. Раньше церковь принадлежала женскому
монастырю Святой Клары Ассизской, а сейчас — францисканцам. Главная достопримечательность базилики — двор, внутренние стены которого отделаны
великолепными майоликовыми плитками.
Церковь Джезу Нуово (Gesu Nuovo) — один из наиболее гармоничных примеров неаполитанского барокко. У церкви необычная граненая облицовка — ранее она
украшала фасад ренессансного дворца, который на рубеже XVI—XVII веков иезуиты переделали в церковь.
Церковь Сант-Анна деи Ломбарди (Sant'Anna dei Lombardi), построенная в XV веке, фактически представляет собой маленький музей эпохи Ренессанса, где можно
полюбоваться резными изображениями сцен Рождества работы Антонио Росселлино (1427—1479), терракотовыми скульптурами Гвидо Мадзони (1450—1518) и фресками
Джорджо Вазари (1511 — 1574).
Музеи Неаполя предлагают вниманию туристов богатейшие экспозиции.
Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale) — один из крупнейших музеев этого профиля в Италии. Здание было возведено в XVI веке и
первоначально предназначалось для постоя королевской кавалерии. С 1610 по 1777 год в нем располагался университет. В дальнейшем здание было передано музею.
Основу коллекции составили предметы искусства и обстановки, принадлежавшей семейству Фарнезе. После начала раскопок древнеримских городов Помпеи и Геркуланум
экспозиция музея пополнилась предметами античной культуры, сформировавшими одно из богатейших собраний греко-римских древностей в мире.
В галерее направо от входа выставлены произведения античного искусства, среди которых знаменитая Афродита Со-сандра. Параллельно этой галерее расположена
еще одна — галерея старых мастеров, в которой выставлены античные статуи — величественная Афина Паллада, Орфей и Эвридика, барельеф, копирующий оригинал Фидия.
Еще одна галерея получила свое название от скульптурной группы, изображающей смерть Дирки. Эта группа была вычленена из огромного блока мрамора и отреставрирована
Микеланджело. В одном из залов выставлена знаменитая Каллипигийская Венера — римская копия с греческого оригинала, выполненного Лисиппом. В соседнем зале находится
Психея из Капуи.
В музее много скульптур, выполненных из цветного мрамора. Наиболее известная — статуя Артемиды Эфесской, почитавшейся на островах Эгейского моря. Греческая
портретная галерея и императорская галерея располагают бюстами Сократа, Гомера, Еврипида и превосходными портретами римских императоров.
Большинство мозаик, представленных в музее, было доставлено сюда из Помпей. Мозаики охватывают широкий спектр стилей и материалов. Среди них имеются две
небольшие работы Диоскурия Самосского и мозаика с изображением Александра Македонского. Последняя выстилала пол в одном из домов Помпей и изображала сцену
победы Александра над царем Персии Дарием.
На первом этаже музея представлены предметы из виллы Писон, раскопанной в Геркулануме в XVIII веке. Вилла принадлежала Кальпурниусу Писону, свекру Юлия Цезаря.
Документы и великолепные произведения искусства, найденные на этой вилле, бесценны. Всего в собрании музея насчитывается около 800 папирусов. Здесь также выставлены
бронзовые статуи, которые украшали крытую колоннаду виллы: пьяный фавн, спящий сатир, пара борцов (IV век до нашей эры), отдыхающий Гермес и др. Особенно
интересна коллекция малой бронзы: вазы, тарелки, лампы, музыкальные и хирургические инструменты, кухонная утварь.
К северу от города находится холм, на котором возвышается Дворец и Национальная галерея Каподимонте (Palazzo е Galleria Nazionale di Capodimonte). Он известен
катакомбами, которые служили гробницами еще древним грекам. На их стенах сохранились росписи, выполненные первыми христианами.
На холме расположено поместье, основной постройкой которого является массивный и суровый дворец. Он строился с 1738 по 1838 год и имеет роскошные интерьеры
времен последних неаполитанских Бурбонов. К поместью примыкает прекрасный парк. Сам дворец, в дополнение к королевским апартаментам, располагал галереей,
предназначенной для обширной дворцовой коллекции произведении искусства, из которой в основном и сформирована нынешняя экспозиция музея.
На втором этаже дворца находится национальная галерея, в которой выставлены работы итальянских и испанских мастеров. Ранняя итальянская живопись представлена
картиной «Святой Луи Тулузский» — шедевром сиенской школы кисти Симоне Мартини, несколькими работами Таддео Гадди, «Мадонной» Мазолино, а также «Распятием»
Мазаччо. В соседних комнатах выставлены работы великих итальянских мастеров эпохи Возрождения — Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи, Рафаэля, Лоренцо Лотто,
Андреа Мантеньи и Джованни Беллини.
Маньеризм представлен полотнами Россо Фьорентино («Портрет юноши»), Антонио Корреджо («Цыганка»), Пар-миджанино и др. В следующих комнатах выставлены несколько
прекрасных холстов Эль Греко. Несколько залов отведены художникам неаполитанской школы XVII века, в том числе там представлены Сальватор Роза (1615—1673),
Бернардо Каваллино (1616—1656), Маттиа Прети (1613—1699), Лука Джордано (1632— 1705).
На первом этаже, в помещении королевских апартаментов, выставлены прекрасные образцы мебели. В пяти комнатах расположился музей знаменитого фарфора
Каподимонте. Одна из комнат, под названием «фарфоровая комната», выдержана в китайском стиле, популярном в Европе в XVIII веке, и предназначалась
для летней королевской резиденции в Партици.
Можно без преувеличения сказать, что Неаполь является крупнейшим музыкальным центром не только Италии, но и всего мира. Еще в конце XVII века здесь сложилась
знаменитая неаполитанская оперная школа. У ее истоков стоял композитор Франческо Провенцале (ок. 1627—1704), а признанным лидером был композитор Алессандро
Скарлатти (1660—1725). Неаполитанская оперная школа не только вобрала в себя достижения римской и венецианской оперных школ, но и создала новые оперные жанры:
опера-сериа (серьезная опера) и опера-буффа (комическая опера). Большое значение в формировании неаполитанской оперной школы имели многовековые традиции
народной неаполитанской музыки, а также деятельность консерваторий города, выпустивших многих выдающихся певцов-виртуозов. Интересно, что первоначально
консерваториями назывались городские приюты для детей-сирот, где, помимо других наук, детей обучали также и музыке. Первая консерватория была создана в Неаполе
в 1537 году. Неаполь — родина бельканто (ит. bel canto — буквально «прекрасное пение») — стиля вокального исполнения, отличающегося легкостью и красотой звучания,
мелодичностью, изяществом и виртуозным исполнением вокальных орнаментов. Яркие образцы оперы-сериа создали в XVIII веке композиторы Никола Порпора (1686—1768),
Никколо Йоммелли (1714—1774), Томмазо Траэтта (1727— 1779) и др. Либретто к их операм писали выдающиеся поэты и драматурги XVIII века Апостоло Дзено (1668— 1750)
и Пьетро Метастазио (1698—1782).
Среди творцов оперы-буффа такие выдающиеся композиторы, как Джованни Баттиста Перголези (1710—1736), Никколо Пиччинни (1728—1800), Джованни Паизиелло (1740—1816),
Доменико Чимароза (1749—1801) и др. Заметим, что большинство из перечисленных выше композиторов были неаполитанцами.
В 1737 году в Неаполе был открыт знаменитый оперный театр «Сан-Карло» (Teatro San Carlo), построенный по проекту архитектора Дж. А. Медрано, а руководил
строительствам А. Каразале. В XIX веке здесь состоялись премьеры ряда опер итальянских композиторов Джакомо Россини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди. Сегодня,
в XXI веке, театр «Сан-Карло» продолжает оставаться центром музыкальной жизни Италии.
Неаполь — родина множества выдающихся людей, одно только перечисление имен которых могло бы занять несколько страниц. С некоторыми из них читатель уже
познакомился в предыдущих разделах. Мы позволим себе напомнить 12 выдающихся неаполитанцев, представляющих различные области человеческой деятельности:
Фома Аквинский (1225—1274), великий средневековый философ и теолог; Джан Лоренцо Бернини (1598—1680), архитектор и скульптор; Лука Джордано (1632—1705),
живописец и гравер; Джамбаттиста Вико (1668—1744), философ; Джузеппе (Осип) Де Рибас (1749—1800), испанец по национальности, русский адмирал, руководитель
строительства порта и города Одесса; Гаэтано Филанджери (1752—1788), экономист, юрист и просветитель; Руджеро Леонкавалло (1857—1919), композитор; Виктор
Эммануил III (1869—1947), последний король Италии (1900—1946); Энрико Карузо (1873—1921), драматический тенор; Паскуале Амато (1878— 1942), певец (баритон);
Альфонс Фьорелло Капоне (1899—1947), больше известный как Аль Капоне,— один из самых известных в мире гангстеров; Риккардо Мути (р. 1941), крупнейший дирижер
современности.
1 2
|