Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Полюбить можно лишь то, что знаешь.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренне и вполне, — такое желание не может оказаться безуспешным.
Петрарка (Petrarca) Франческо
 
Персоналии
Скуарцина (Squarzina) Луиджи (р. 1922), итальянский режиссер, драматург. В 1952 году организовал и возглавил совместно с В. Гассманом Театр итальянского искусства (Рим), в 1962—1976 годах — руководитель «Театро стабиле» (Генуя), 1977—1983-м — «Театро стабиле» (Рим).

Сакко (Sacco) Никола (1891 —1927), американский рабочий. По происхождению итальянец. По ложному обвинению казнен.
 
Области и города Италии. Неаполь (Napoli)

1  2

Церковь Сан-Лоренцо Маджоре (San Lorenzo Maggiore) построена в XIII веке на месте раннехристианской базилики, которая, в свою очередь, была сооружена на месте языческого храма. В интерьере церкви заметны следы нескольких архитектурных стилей: от примитивных греческих конструкций, которые видны в подземной части храма, до наслоений средневековой и более поздних эпох. При церкви открыт подземный комплекс, где располагаются многочисленные захоронения.

Церковь Сан-Пьетро а Майелла (San Pietro a Maiella) XIV века знаменита своим расписным потолком, над которым художник из Калабрии Маттиа Прети (1613—1699), осмелившийся бросить вызов более именитым неаполитанским мастерам, трудился в течение пяти лет. Прекрасная работа принесла художнику долгожданное признание.

Здание базилики Санта-Кьяра (Santa Chiara) сильно пострадало во время бомбардировки 1943 года. После войны было принято решение восстановить храм в его первоначальном виде. Сегодня базилику можно видеть такой, какой она была при Роберте I Анжуйском в начале XIV века. Раньше церковь принадлежала женскому монастырю Святой Клары Ассизской, а сейчас — францисканцам. Главная достопримечательность базилики — двор, внутренние стены которого отделаны великолепными майоликовыми плитками.

Церковь Джезу Нуово (Gesu Nuovo) — один из наиболее гармоничных примеров неаполитанского барокко. У церкви необычная граненая облицовка — ранее она украшала фасад ренессансного дворца, который на рубеже XVI—XVII веков иезуиты переделали в церковь.

Церковь Сант-Анна деи Ломбарди (Sant'Anna dei Lombardi), построенная в XV веке, фактически представляет собой маленький музей эпохи Ренессанса, где можно полюбоваться резными изображениями сцен Рождества работы Антонио Росселлино (1427—1479), терракотовыми скульптурами Гвидо Мадзони (1450—1518) и фресками Джорджо Вазари (1511 — 1574).

Музеи Неаполя предлагают вниманию туристов богатейшие экспозиции.

Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale) — один из крупнейших музеев этого профиля в Италии. Здание было возведено в XVI веке и первоначально предназначалось для постоя королевской кавалерии. С 1610 по 1777 год в нем располагался университет. В дальнейшем здание было передано музею. Основу коллекции составили предметы искусства и обстановки, принадлежавшей семейству Фарнезе. После начала раскопок древнеримских городов Помпеи и Геркуланум экспозиция музея пополнилась предметами античной культуры, сформировавшими одно из богатейших собраний греко-римских древностей в мире.

В галерее направо от входа выставлены произведения античного искусства, среди которых знаменитая Афродита Со-сандра. Параллельно этой галерее расположена еще одна — галерея старых мастеров, в которой выставлены античные статуи — величественная Афина Паллада, Орфей и Эвридика, барельеф, копирующий оригинал Фидия. Еще одна галерея получила свое название от скульптурной группы, изображающей смерть Дирки. Эта группа была вычленена из огромного блока мрамора и отреставрирована Микеланджело. В одном из залов выставлена знаменитая Каллипигийская Венера — римская копия с греческого оригинала, выполненного Лисиппом. В соседнем зале находится Психея из Капуи.

В музее много скульптур, выполненных из цветного мрамора. Наиболее известная — статуя Артемиды Эфесской, почитавшейся на островах Эгейского моря. Греческая портретная галерея и императорская галерея располагают бюстами Сократа, Гомера, Еврипида и превосходными портретами римских императоров.

Большинство мозаик, представленных в музее, было доставлено сюда из Помпей. Мозаики охватывают широкий спектр стилей и материалов. Среди них имеются две небольшие работы Диоскурия Самосского и мозаика с изображением Александра Македонского. Последняя выстилала пол в одном из домов Помпей и изображала сцену победы Александра над царем Персии Дарием.

На первом этаже музея представлены предметы из виллы Писон, раскопанной в Геркулануме в XVIII веке. Вилла принадлежала Кальпурниусу Писону, свекру Юлия Цезаря. Документы и великолепные произведения искусства, найденные на этой вилле, бесценны. Всего в собрании музея насчитывается около 800 папирусов. Здесь также выставлены бронзовые статуи, которые украшали крытую колоннаду виллы: пьяный фавн, спящий сатир, пара борцов (IV век до нашей эры), отдыхающий Гермес и др. Особенно интересна коллекция малой бронзы: вазы, тарелки, лампы, музыкальные и хирургические инструменты, кухонная утварь.

К северу от города находится холм, на котором возвышается Дворец и Национальная галерея Каподимонте (Palazzo е Galleria Nazionale di Capodimonte). Он известен катакомбами, которые служили гробницами еще древним грекам. На их стенах сохранились росписи, выполненные первыми христианами.

На холме расположено поместье, основной постройкой которого является массивный и суровый дворец. Он строился с 1738 по 1838 год и имеет роскошные интерьеры времен последних неаполитанских Бурбонов. К поместью примыкает прекрасный парк. Сам дворец, в дополнение к королевским апартаментам, располагал галереей, предназначенной для обширной дворцовой коллекции произведении искусства, из которой в основном и сформирована нынешняя экспозиция музея.

На втором этаже дворца находится национальная галерея, в которой выставлены работы итальянских и испанских мастеров. Ранняя итальянская живопись представлена картиной «Святой Луи Тулузский» — шедевром сиенской школы кисти Симоне Мартини, несколькими работами Таддео Гадди, «Мадонной» Мазолино, а также «Распятием» Мазаччо. В соседних комнатах выставлены работы великих итальянских мастеров эпохи Возрождения — Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи, Рафаэля, Лоренцо Лотто, Андреа Мантеньи и Джованни Беллини.

Маньеризм представлен полотнами Россо Фьорентино («Портрет юноши»), Антонио Корреджо («Цыганка»), Пар-миджанино и др. В следующих комнатах выставлены несколько прекрасных холстов Эль Греко. Несколько залов отведены художникам неаполитанской школы XVII века, в том числе там представлены Сальватор Роза (1615—1673), Бернардо Каваллино (1616—1656), Маттиа Прети (1613—1699), Лука Джордано (1632— 1705).

На первом этаже, в помещении королевских апартаментов, выставлены прекрасные образцы мебели. В пяти комнатах расположился музей знаменитого фарфора Каподимонте. Одна из комнат, под названием «фарфоровая комната», выдержана в китайском стиле, популярном в Европе в XVIII веке, и предназначалась для летней королевской резиденции в Партици.

Можно без преувеличения сказать, что Неаполь является крупнейшим музыкальным центром не только Италии, но и всего мира. Еще в конце XVII века здесь сложилась знаменитая неаполитанская оперная школа. У ее истоков стоял композитор Франческо Провенцале (ок. 1627—1704), а признанным лидером был композитор Алессандро Скарлатти (1660—1725). Неаполитанская оперная школа не только вобрала в себя достижения римской и венецианской оперных школ, но и создала новые оперные жанры: опера-сериа (серьезная опера) и опера-буффа (комическая опера). Большое значение в формировании неаполитанской оперной школы имели многовековые традиции народной неаполитанской музыки, а также деятельность консерваторий города, выпустивших многих выдающихся певцов-виртуозов. Интересно, что первоначально консерваториями назывались городские приюты для детей-сирот, где, помимо других наук, детей обучали также и музыке. Первая консерватория была создана в Неаполе в 1537 году. Неаполь — родина бельканто (ит. bel canto — буквально «прекрасное пение») — стиля вокального исполнения, отличающегося легкостью и красотой звучания, мелодичностью, изяществом и виртуозным исполнением вокальных орнаментов. Яркие образцы оперы-сериа создали в XVIII веке композиторы Никола Порпора (1686—1768), Никколо Йоммелли (1714—1774), Томмазо Траэтта (1727— 1779) и др. Либретто к их операм писали выдающиеся поэты и драматурги XVIII века Апостоло Дзено (1668— 1750) и Пьетро Метастазио (1698—1782).

Среди творцов оперы-буффа такие выдающиеся композиторы, как Джованни Баттиста Перголези (1710—1736), Никколо Пиччинни (1728—1800), Джованни Паизиелло (1740—1816), Доменико Чимароза (1749—1801) и др. Заметим, что большинство из перечисленных выше композиторов были неаполитанцами.

В 1737 году в Неаполе был открыт знаменитый оперный театр «Сан-Карло» (Teatro San Carlo), построенный по проекту архитектора Дж. А. Медрано, а руководил строительствам А. Каразале. В XIX веке здесь состоялись премьеры ряда опер итальянских композиторов Джакомо Россини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди. Сегодня, в XXI веке, театр «Сан-Карло» продолжает оставаться центром музыкальной жизни Италии.

Неаполь — родина множества выдающихся людей, одно только перечисление имен которых могло бы занять несколько страниц. С некоторыми из них читатель уже познакомился в предыдущих разделах. Мы позволим себе напомнить 12 выдающихся неаполитанцев, представляющих различные области человеческой деятельности:

Фома Аквинский (1225—1274), великий средневековый философ и теолог; Джан Лоренцо Бернини (1598—1680), архитектор и скульптор; Лука Джордано (1632—1705), живописец и гравер; Джамбаттиста Вико (1668—1744), философ; Джузеппе (Осип) Де Рибас (1749—1800), испанец по национальности, русский адмирал, руководитель строительства порта и города Одесса; Гаэтано Филанджери (1752—1788), экономист, юрист и просветитель; Руджеро Леонкавалло (1857—1919), композитор; Виктор Эммануил III (1869—1947), последний король Италии (1900—1946); Энрико Карузо (1873—1921), драматический тенор; Паскуале Амато (1878— 1942), певец (баритон); Альфонс Фьорелло Капоне (1899—1947), больше известный как Аль Капоне,— один из самых известных в мире гангстеров; Риккардо Мути (р. 1941), крупнейший дирижер современности.

1  2