Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Всякий, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Полюбить можно лишь то, что знаешь.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Кастракани (Castracani) Каструччо (1281—1328),1ггальянскийшовяотьерна службе у французского короля, затем у правителей Милана (Висконти) и Вероны (Скалигеры). С 1316 года синьор Лукки, значительно расширивший ее владения.

Росселлино (Rossellino), семья итальянских скульпторов и архитекторов. Представители раннего Возрождения. Наиболее известны: 1) Бернардо (1409— 1464), главная работа — планировка и строительство г. Пиенца (с 1459), воплотившего гуманистические представления об «идеальном городе». В скульптуре стремился к ясности и уравновешенности. 2) Антонио (1427—1479. брат Бернардо, мастер монументальной и декоративной скульптуры (гробница кардинала Португальского, 1461—1466), портретные бюсты.
 
Области и города Италии. Рим (Roma)

1  2  3  4

Новый подъем архитектуры начался в эпоху Возрождения, в XV веке, когда был создан ряд церковных (Сикстинская капелла, 1473—1481) и светских зданий (Палаццо Венеция, с 1452). В конце XV — начале XVI века Рим становится ведущим культурным центром Италии. Здесь творят крупнейшие итальянские ученые, архитекторы, скульпторы, живописцы. В городе сооружаются монументальные здания, создаются целые архитектурные ансамбли и обширные площади. Архитектура эпохи Возрождения изменила облик Рима. Ренессансное строительство началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к площади Навона и Капитолию. В Ватикане был возведен грандиозный собор Святого Петра (1506—1614, архитекторы Донато Браманте (1444—1514), Микеланджело (1475—1564), Якопо да Виньола (1507— 1573), Джакомо делла Порта (ок. 1540— 1602), Карло Мадерно (1556—1629) и др.), купол которого стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима.

Деловой центр ренессансного Рима находился в районе моста Сант-Анджело. Среди построек эпохи Возрождения Палаццо Венеция (Palazzo Venezia, с 1452, архитектор Джулиано да Майано (1432— 1490)), Палаццо делла Канчеллерия (Palazzo della Cancelleria, 1485— 1511, архитектор Андреа Бреньо (1421 —1506)), Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese, 1513— 1534), Палаццо Видони-Каффарелли (Palazzo Vidoni Caffarelli, 1515—1520, архитектор Рафаэль(1483—1520)). Виллы Фарнезина (Farnesina, 1509—1511, архитектор Бальдассарре Перуцци (1481— 1536), фрески Рафаэля, Джулио Романо и др.),Мадама (Madama,c 1517, архитектор Рафаэль и Джулиано да Сангалло Младший (1445—1516)). Церкви: Сан-Пьетро ин Монторио (San Pietro in Montorio, ок. 1480, архитектор Баччо Понтелли (ок. 1450—1492); во дворе — часовня Темпьетто, 1502, архитектор Д. Браманте), Санта-Мария делла Паче (Santa Maria della Расе, 1480-е годы, архитектор Б. Понтелли; двор 1500— 1504, архитектор Д. Браманте; фасад 1656, архитектор Пьетро да Кортона (1596—1669)), Санта-Мария дель Анима (Santa Maria deH'Anima, начало XVI века, архитекторы Дж. да Сангалло и Д. Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи (Sant'Eligio degli Orefici, 1509, проект Рафаэля).

Во второй четверти XVI века в архитектуре некоторых зданий Рима появились черты маньеризма: Палаццо Массимо (Palazzo Massimo, 1536, архитектор Б. Перуцци), вилла Джулия (1550— 1555), архитекторы Дж. да Виньола, Бартоломео Амманнати (1511 —1592), Джорджо Вазари (1511 — 1574)).

Приемы, предвосхищающие градостроительство XVII—XVIII веков, характерны для созданного Микеланджело близ римского Форума ансамбля площади Капитолия, нового светского центра города, в котором проявилось стремление подчеркнуть связь папской столицы с античным Римом. Строительство началось в 1546 году и включает в себя перестроенный Микеланджело Палаццо Сенаторио, Палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, а также античную конную статую Марка Аврелия. При папе Сиксте V (понтификат 1585— 1590) были проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы Рима в единую систему.

К важнейшим ансамблям эпохи барокко относится Пьяцца дель Пополо (XVI— XVII века; завершена в 1816—1820, архитектор Джузеппе Валадьер (1762— 1839)). Обелиск в центре площади был привезен в Рим из Египта во времена правления Августа для украшения цирка и установлен на площади по приказу папы Сикс-та V. Ворота (Porta Flamina) были прорублены в стене Аврелия в III веке, а в XVI веке украшены наружным фасадом. До появления железных дорог приезжие вступали в Рим, как правило, через эти ворота. На площади расположены три церкви, в том числе Санта-Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo,1472— 1477), в интерьере которой фрески Пин-туриккьо (ок. 1454—1513), работы Караваджо (1571—1610), две гробницы работы скульптора Андреа Сансовино (ок. 1460—1529), а также знаменитая капелла Киджи, выполненная Рафаэлем (1483— 1520). С Пьяцца дель Пополо расходится первый в истории градостроительства «трезубец» улиц, который впоследствии лег в основу регулярной планировки многих европейских городов. Центральный луч трезубца — Виа дель Корсо (Via del Corso) является главной улицей центра Рима, на которой расположено много дворцов и фешенебельных магазинов.

Отметим также архитектурный шедевр — площадь Святого Петра (Piazza San Pietro,1656—1663, архитектор Джан Лоренцо Бернини (1598—1680)), знаменитую площадь Навона (Piazza Navona, XVII век) и не менее знаменитую площадь Испании (Piazza di Spagna). Величественная лестница на площади Испании построена в 1723—1726 гг. архитекторами Алессандро Спекки (1668—1729) и Франческо Де Санктисом (1693—1740) в стиле барокко и составляет великолепную композицию с фонтаном Баркачча (Fontana della Barcaccia, 1627—1629, Пьетро Бернини (1562—1629)).

Среди других памятников барочного зодчества дворцы: Palazzo del Quirinale (с 1574, архитекторы Фламинио Понцио (1559—1613), Карло Мадерно (1556— 1629), Дж. Л. Бернини) — ныне резиденция Президента Итальянской Республики, Palazzo Laterano (1586—1590, архитектор Доменико Фонтана (1543—1607)), Palazzo Borghese (1590—1615, архитектор Мартино Лонги Старший (ок. 1520—1591), Ф. Понцио) — ныне музей, Palazzo Ваг-berini (1625—1663, архитекторы К. Мадерно, Франческо Борромини (1599— 1667), Дж. Л. Бернини), Palazzo Falconieri (1639—1641, архитектор Ф. Борромини), Palazzo Doria Pamphili (XVII—XVIII века, архитектор Антонио Дель Гранде (1625— 1671)). Церкви: Иль Джезу (Il Gesu, 1568— 1584, архитектор Якопо да Виньола (1507—1573); фасад — 1575, архитектор Джакомо делла Порта (1533—1602)) — первая в истории постройка в стиле барокко, Сан-Луиджи деи Франчези (San Luigi dei Francesi, 1518— 1588, фасад 1589, архитектор Дж. делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (Sanf Andrea della Valle, 1591 —1663, архитекторы К. Мадерно, Карло Райнальди (1611—1691)), Сан-Карло алле Куаттро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane, 1634—1667, архитектор Ф. Борромини), Сант-Иво алла Сапиен-ца (Sant'Ivo alia Sapienza, 1642—1660, архитектор Ф. Борромини), Сант-Андреа аль Квиринале (Sant'Andrea al Quirinale, 1653—1658, архитектор Дж. Л. Бернини).

В конце XVII — первой половине XVIII века в Риме работает целый ряд известных архитекторов: Джованни Баттиста Контини (1642—1723) построил виллу Барберини (Villa Barberini, 1667— 1671) и Арсенал близ Porta Portese (1715); Карло Бидзаккери (1655— 1721) — дворец Сан-Луиджи (Palazzo di S. Luigi, 1707— 1712) и фонтан (1717) близ церкви Санта-Мария ин Космедин; Себастьяно Чи-приани (1662—1738) — виллу Патрици (Villa Patrizi, 1716 1726); Алессандро Спекки (1668—1729) — дворец Пикини (Palazzo Pichini, 1705—1708) и дворец Декаролис (Palazzo Decarolis, 1712—1714); Филиппо Рагуццини (1680—1771) перестроил фасады церквей Санта-Мария дель Розарио (Santa Maria del Rosario, 1726) и Сан-Систо Веккьо (San Sisto Vecchio, 1725—1727). Любимый архитектор папы Клемента XII — Фердинандо Фуга (1699—1782) построил дворец делла Косульта (Palazzo della Consulta, 1732— 1734), дворец Корсини (Palazzo Corsini, 1736—1738), перестроил фасад церкви Санта-Мария Маджоре (1735—1743).

Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространственные акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырех рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Рима зрелищную увлекательность.

С превращением в 1871 году Рима в столицу Италии его рост становится особенно интенсивным. Застраивались (преимущественно доходными домами) район Прати у Ватикана, восточный и юго-восточный районы города. В результате расширения Рима большинство загородных вилл оказалось включенными в черту города, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с генеральным планом застройки Рима 1873 года были проложены новые магистрали Корсо Витторио Эмануэле (Corso Vittorio Emanuele), Виа Национале (Via Nazionale), строились многочисленные здания и ансамбли помпезного характера — памятник Виктору Эммануилу II (1885—1911, архитектор Джузеппе Саккони (1854— 1905), скульпторы Анджело Дзанелли (1879— 1942) и Энрико Кьярадиа (1851 — 1892)). Общественный центр Рима переместился на Пьяцца Колонна.

1  2  3  4