Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Если фильм имеет успех — это бизнес, если фильм не имеет успеха — это искусство.
Карло Понти

Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса, то он, подобно пчеле, летает, высасывая мед, только по цветочным венчикам.
Тассо (Tasso) Торквато
 
Персоналии
Чиано (Ciano) Галеаццо (1903—1944), министр иностранных дел Италии в 1936—1943 годах. В 1943 году участвовал в заговоре против Б. Муссолини. Казнен фашистами.

Бальиви (Baglivi) Джорджо (1668— 1707), итальянский врач и анатом, видный представитель ятрофизики (направление в медицине XVI—XVIII веков), последователь Дж. Борелли. В основном труде «О медицинской практике» (1696) рассматривал медицину как науку, основанную на наблюдении и эксперименте. Установил различие между гладкими и поперечно-полосатыми мышцами (ок. 1700). Одним из первых описал брюшной тиф.
 
Области и города Италии. Рим (Roma)

1  2  3  4

Новый подъем архитектуры начался в эпоху Возрождения, в XV веке, когда был создан ряд церковных (Сикстинская капелла, 1473—1481) и светских зданий (Палаццо Венеция, с 1452). В конце XV — начале XVI века Рим становится ведущим культурным центром Италии. Здесь творят крупнейшие итальянские ученые, архитекторы, скульпторы, живописцы. В городе сооружаются монументальные здания, создаются целые архитектурные ансамбли и обширные площади. Архитектура эпохи Возрождения изменила облик Рима. Ренессансное строительство началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к площади Навона и Капитолию. В Ватикане был возведен грандиозный собор Святого Петра (1506—1614, архитекторы Донато Браманте (1444—1514), Микеланджело (1475—1564), Якопо да Виньола (1507— 1573), Джакомо делла Порта (ок. 1540— 1602), Карло Мадерно (1556—1629) и др.), купол которого стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима.

Деловой центр ренессансного Рима находился в районе моста Сант-Анджело. Среди построек эпохи Возрождения Палаццо Венеция (Palazzo Venezia, с 1452, архитектор Джулиано да Майано (1432— 1490)), Палаццо делла Канчеллерия (Palazzo della Cancelleria, 1485— 1511, архитектор Андреа Бреньо (1421 —1506)), Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese, 1513— 1534), Палаццо Видони-Каффарелли (Palazzo Vidoni Caffarelli, 1515—1520, архитектор Рафаэль(1483—1520)). Виллы Фарнезина (Farnesina, 1509—1511, архитектор Бальдассарре Перуцци (1481— 1536), фрески Рафаэля, Джулио Романо и др.),Мадама (Madama,c 1517, архитектор Рафаэль и Джулиано да Сангалло Младший (1445—1516)). Церкви: Сан-Пьетро ин Монторио (San Pietro in Montorio, ок. 1480, архитектор Баччо Понтелли (ок. 1450—1492); во дворе — часовня Темпьетто, 1502, архитектор Д. Браманте), Санта-Мария делла Паче (Santa Maria della Расе, 1480-е годы, архитектор Б. Понтелли; двор 1500— 1504, архитектор Д. Браманте; фасад 1656, архитектор Пьетро да Кортона (1596—1669)), Санта-Мария дель Анима (Santa Maria deH'Anima, начало XVI века, архитекторы Дж. да Сангалло и Д. Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи (Sant'Eligio degli Orefici, 1509, проект Рафаэля).

Во второй четверти XVI века в архитектуре некоторых зданий Рима появились черты маньеризма: Палаццо Массимо (Palazzo Massimo, 1536, архитектор Б. Перуцци), вилла Джулия (1550— 1555), архитекторы Дж. да Виньола, Бартоломео Амманнати (1511 —1592), Джорджо Вазари (1511 — 1574)).

Приемы, предвосхищающие градостроительство XVII—XVIII веков, характерны для созданного Микеланджело близ римского Форума ансамбля площади Капитолия, нового светского центра города, в котором проявилось стремление подчеркнуть связь папской столицы с античным Римом. Строительство началось в 1546 году и включает в себя перестроенный Микеланджело Палаццо Сенаторио, Палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, а также античную конную статую Марка Аврелия. При папе Сиксте V (понтификат 1585— 1590) были проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы Рима в единую систему.

К важнейшим ансамблям эпохи барокко относится Пьяцца дель Пополо (XVI— XVII века; завершена в 1816—1820, архитектор Джузеппе Валадьер (1762— 1839)). Обелиск в центре площади был привезен в Рим из Египта во времена правления Августа для украшения цирка и установлен на площади по приказу папы Сикс-та V. Ворота (Porta Flamina) были прорублены в стене Аврелия в III веке, а в XVI веке украшены наружным фасадом. До появления железных дорог приезжие вступали в Рим, как правило, через эти ворота. На площади расположены три церкви, в том числе Санта-Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo,1472— 1477), в интерьере которой фрески Пин-туриккьо (ок. 1454—1513), работы Караваджо (1571—1610), две гробницы работы скульптора Андреа Сансовино (ок. 1460—1529), а также знаменитая капелла Киджи, выполненная Рафаэлем (1483— 1520). С Пьяцца дель Пополо расходится первый в истории градостроительства «трезубец» улиц, который впоследствии лег в основу регулярной планировки многих европейских городов. Центральный луч трезубца — Виа дель Корсо (Via del Corso) является главной улицей центра Рима, на которой расположено много дворцов и фешенебельных магазинов.

Отметим также архитектурный шедевр — площадь Святого Петра (Piazza San Pietro,1656—1663, архитектор Джан Лоренцо Бернини (1598—1680)), знаменитую площадь Навона (Piazza Navona, XVII век) и не менее знаменитую площадь Испании (Piazza di Spagna). Величественная лестница на площади Испании построена в 1723—1726 гг. архитекторами Алессандро Спекки (1668—1729) и Франческо Де Санктисом (1693—1740) в стиле барокко и составляет великолепную композицию с фонтаном Баркачча (Fontana della Barcaccia, 1627—1629, Пьетро Бернини (1562—1629)).

Среди других памятников барочного зодчества дворцы: Palazzo del Quirinale (с 1574, архитекторы Фламинио Понцио (1559—1613), Карло Мадерно (1556— 1629), Дж. Л. Бернини) — ныне резиденция Президента Итальянской Республики, Palazzo Laterano (1586—1590, архитектор Доменико Фонтана (1543—1607)), Palazzo Borghese (1590—1615, архитектор Мартино Лонги Старший (ок. 1520—1591), Ф. Понцио) — ныне музей, Palazzo Ваг-berini (1625—1663, архитекторы К. Мадерно, Франческо Борромини (1599— 1667), Дж. Л. Бернини), Palazzo Falconieri (1639—1641, архитектор Ф. Борромини), Palazzo Doria Pamphili (XVII—XVIII века, архитектор Антонио Дель Гранде (1625— 1671)). Церкви: Иль Джезу (Il Gesu, 1568— 1584, архитектор Якопо да Виньола (1507—1573); фасад — 1575, архитектор Джакомо делла Порта (1533—1602)) — первая в истории постройка в стиле барокко, Сан-Луиджи деи Франчези (San Luigi dei Francesi, 1518— 1588, фасад 1589, архитектор Дж. делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (Sanf Andrea della Valle, 1591 —1663, архитекторы К. Мадерно, Карло Райнальди (1611—1691)), Сан-Карло алле Куаттро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane, 1634—1667, архитектор Ф. Борромини), Сант-Иво алла Сапиен-ца (Sant'Ivo alia Sapienza, 1642—1660, архитектор Ф. Борромини), Сант-Андреа аль Квиринале (Sant'Andrea al Quirinale, 1653—1658, архитектор Дж. Л. Бернини).

В конце XVII — первой половине XVIII века в Риме работает целый ряд известных архитекторов: Джованни Баттиста Контини (1642—1723) построил виллу Барберини (Villa Barberini, 1667— 1671) и Арсенал близ Porta Portese (1715); Карло Бидзаккери (1655— 1721) — дворец Сан-Луиджи (Palazzo di S. Luigi, 1707— 1712) и фонтан (1717) близ церкви Санта-Мария ин Космедин; Себастьяно Чи-приани (1662—1738) — виллу Патрици (Villa Patrizi, 1716 1726); Алессандро Спекки (1668—1729) — дворец Пикини (Palazzo Pichini, 1705—1708) и дворец Декаролис (Palazzo Decarolis, 1712—1714); Филиппо Рагуццини (1680—1771) перестроил фасады церквей Санта-Мария дель Розарио (Santa Maria del Rosario, 1726) и Сан-Систо Веккьо (San Sisto Vecchio, 1725—1727). Любимый архитектор папы Клемента XII — Фердинандо Фуга (1699—1782) построил дворец делла Косульта (Palazzo della Consulta, 1732— 1734), дворец Корсини (Palazzo Corsini, 1736—1738), перестроил фасад церкви Санта-Мария Маджоре (1735—1743).

Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространственные акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырех рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Рима зрелищную увлекательность.

С превращением в 1871 году Рима в столицу Италии его рост становится особенно интенсивным. Застраивались (преимущественно доходными домами) район Прати у Ватикана, восточный и юго-восточный районы города. В результате расширения Рима большинство загородных вилл оказалось включенными в черту города, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с генеральным планом застройки Рима 1873 года были проложены новые магистрали Корсо Витторио Эмануэле (Corso Vittorio Emanuele), Виа Национале (Via Nazionale), строились многочисленные здания и ансамбли помпезного характера — памятник Виктору Эммануилу II (1885—1911, архитектор Джузеппе Саккони (1854— 1905), скульпторы Анджело Дзанелли (1879— 1942) и Энрико Кьярадиа (1851 — 1892)). Общественный центр Рима переместился на Пьяцца Колонна.

1  2  3  4