Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Наука. Философия и общественные науки

1  2  3  4  5

Дальнейшее развитие получают не только философские и политические науки, но и юриспруденция. Так, профессор права в Болонье Франческо Аккурсио (ок. 1184-1260) известен как автор авторитетного труда по римскому праву «Magna Glossa» (1220-1250). Крупнейший итальянский юрист эпохи Бартоло да Сассоферрато (Бартолус) (1314-1357) прославился как глава школы постглоссаторов и автор комментария к Кодификации Юстиниана.

Рубеж XIV-XV веков в Италии ознаменовался возникновением целой плеяды блестящих светских философов, историков, поэтов и писателей. Появляются первые исторические работы нерелигиозного содержания. Так, историк Бенвенуто деи Рамбальди де Имола (1338-1390) был одним из первых исследователей и комментаторов «Божественной комедии» Данте. Историк-гуманист Леонардо Бруни (ок. 1369-1444) в своих трудах отстаивал идею полного развития личности, осуждал аскетизм. Был убежденным республиканцем, противником тирании. Автор произведений «История Флоренции» (т. 1-12,1439), «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки».

Педагог-гуманист и писатель Пьетро Паоло Верджерио (1370-1444) в трактате «О благородных нравах и свободных науках» (1402) изложил основополагающие принципы гуманистической педагогики. Он — автор первой дошедшей до нас нравоучительной комедии «Павел» (1390). Еще один итальянский педагог-гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446) развивал идеи Верджерио и Бруни. Он создал светское учебное заведение нового типа, дававшее классическое образование. В педагогической деятельности да Фельтре способствовал преодолению религиозно-схоластической ориентации школы. Заметный вклад в развитие идей гражданского гуманизма внес философ, педагог и писатель Франческо Филельфо (1398-1481). Его перу принадлежит множество моралистических трактатов, комментарии и переводы сочинений древнегреческих авторов на латинский язык. Философские взгляды Филельфо отмечены стремлением примирить аристотелизм и платонизм. Нравственный идеал человека он видел в гармонии души и тела.

Крупнейшим мыслителем первой половины XV века был итальянский гуманист, философ и филолог Лоренцо Валла (1407-1457). Он пытался примирить античную мудрость и христианскую веру, боролся с догматиками, утверждал приоритет добра в человеческой природе. Философ-гуманист выступил в защиту философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. На основании лингвистического анализа Валла доказал подложность т. н. «Константинова дара» — средневекового документа, согласно которому император Константин Великий еще в IV веке передал Папе Римскому Сильвестру I верховную власть над западной частью Римской империи, в том числе и над самим Римом.

В это же время в Италии работал Николай Кузанский (1401-1464), выдающийся мыслитель раннего Возрождения, ученый, политик, деятель церкви. Он родился в Германии, окончил Падуанский университет (1424), а с 1436 года жил и работал в Риме. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Стремился к упорядочению социального и церковного организма вокруг единого духовного центра, строил планы объединения религий во всеобъемлющем католичестве («О согласии веры», 1453). В ряде работ ученый предвосхитил черты философии Нового времени. Он автор огромного количества работ, в том числе по этике, математике, физике, реформе календаря. Большая часть его наследия до сих пор не опубликована.

Итальянский гуманист Лет Помпоний (1428-1497) в 1465 году основал в Риме кружок единомышленников, т. н. Римскую академию, где изучалась античная и арабская философия, критиковались средневековая схоластика, католическая церковь.

Среди итальянских мыслителей второй половины XV века выделяется фигура Марсилио Фичино (1433-1499) — выдающегося философа, теолога и ученого, оказавшего значительное влияние на развитие европейской философии XVI-XVIII веков. Он изучал латинский, греческий, арабский языки, философию и медицину. Еще в молодости заинтересовался Платоном и его школой и, благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников, полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 году Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Сделанные Фичино превосходные переводы на латинский язык Платона и Плотина, первые полные собрания этих мыслителей в Западной Европе были в ходу вплоть до XIX века. Фичино также перевел на латинский язык других неоплатоников (Ямвлиха, Прокла, Порфирия), сделав их достоянием европейской философии. Главный философский труд Фичино — «Платоновская теология о бессмертии души» (1482). Философская система Фичино представляет собой оригинальную переработку неоплатонизма и мистических учений поздней античности в духе согласования с основными догматами христианства. Обширная переписка философа — богатый источник биографической и исторической информации, многие его письма являются фактически небольшими философскими трактатами.

Говоря о Флоренции второй половины XV века, нельзя не упомянуть такую яркую и противоречивую личность, как Джироламо Савонарола (1452-1498). Он был настоятелем монастыря доминиканцев во Флоренции. В своих проповедях призывал церковь к аскетизму, обличал погрязшее в пороках папство, выступал против тирании Медичи. После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 году способствовал установлению республиканского строя. В 1497 году Савонарола был отлучен от церкви, а затем по приговору приората казнен. Савонарола не оставил после себя философских трудов, однако его пламенные проповеди оказали огромное влияние на современников.

Одним из мыслителей, испытавших воздействие идей Савонаролы, был Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), проживший короткую, но яркую жизнь. Основной его труд — «900 тезисов» (1489), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), — был осужден папской курией. Введение к «900 тезисам» — «Речь о достоинстве человека» — один из самых ярких манифестов ренессансного мировосприятия. В сочинении «Против предсказующей астрологии» (1495) Пико делла Мирандола подверг критике астральный детерминизм, выступил в пользу свободы человеческой воли. Этот трактат оказал значительное влияние на последующую натурфилософию.

Ведущим представителем аристотелизма эпохи Возрождения был итальянский философ Пьетро Помпонацци (1462-1525). В духе учения о двойственной истине он отвергал возможность рационального доказательства бессмертия души как истины религиозного откровения, считал, что нравственная добродетель — сама по себе естественная награда человека. Помпонацци оказал влияние на европейское свободомыслие XVI-XVII веков, а его сочинение «О бессмертии души» вызвало нападки со стороны ортодоксального томизма.

Жизнь и деятельность крупнейшего итальянского политического мыслителя, историка и писателя Никколо Макиавелли (1469-1527) тесно связана с Флоренцией. В качестве секретаря Совета десяти на протяжении 14 лет (1498-1512) он выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических, исторических и социальных концепций. Главную причину бедствий Италии Макиавелли видел в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Его перу принадлежит знаменитый трактат «Государь» (1513) и «История Флоренции» (1520-1525). Принято считать, что ради упрочения государства Макиавелли считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Младший современник и друг Макиавелли, более молодой и удачливый Франческо Гвиччардини (1483-1540) сделал политическую карьеру как посланник Флоренции в Испании (1511-1514), наместник в Папской области (1516-1534), генерал папской армии и советник папы Климента VII. Гвиччардини был умелым администратором, способным военачальником; его блестящий ум и способность предвидеть события позволяли ему предупреждать тех, кому он служил, о надвигающихся опасностях и избегать серьезных неприятностей. В «Истории Италии» (1537-1540) он выступил за национальное и государственное объединение Италии в форме федерации, критиковал католическую церковь.

Одним из первых социалистов-утопистов стал итальянец Антонио Франческо Дони (1513-1574). В произведении «Миры» он изобразил идеальное общество, основанное на коллективной собственности, всеобщем равенстве и обязательном для всех труде.

Крупнейший итальянский ученый-энциклопедист первой половины XVI века Джероламо Кардано (1501-1576) оставил после себя множество трудов по математике, механике, медицине, астрономии, философии. Для натурфилософии Кардано характерен гилозоизм — философское учение о всеобщей одушевленности материи.

Сходных философских взглядов придерживался еще один известный итальянский мыслитель эпохи Возрождения Бернардино Телезио (1509-1588). Он основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении «О природе вещей согласно ее собственным законам» (1586) Телезио возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Основой этики он считал стремление всего сущего к самосохранению. Взгляды Телезио оказали большое влияние на таких мыслителей, как Т. Каспанелла, Дж. Бруно, Р. Декарт, Ф. Бэкон.

Нельзя не упомянуть имя итальянского гуманиста и философа, яркого представителя неоплатонизма эпохи Возрождения Франческо Патрици (1529-1597). В основном сочинении «Новая философия универсума» (1591) он развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевленной органической целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органической связи всех вещей — свет, излучаемый божественным всеединством и пронизывающий весь мир. Патрици известен также как автор фундаментального труда «Поэтика» (1582), трактатов по риторике и историографии.

1  2  3  4  5