Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Истина была единственной дочерью времени.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Липпи (Lippi), итальянские живописцы, представители раннего Возрождения, отец и сын: 1) Фра Филиппо (ок. 1406— 1469), автор религиозных картин и фресок, проникнутых светской жизнерадостностью («Поклонение младенцу», конец 1450-х — начало 1460-х гг.). 2) Филиппи-но (ок. 1457—1504), в религиозные картины и фрески вносил черты стилистической утонченности, ноты беспокойства, напряженности («Видение св. Бернарда», ок. 1486).

Капелли (СареШ) Альфредо (1855— 1910), итальянский математик, член Академии деи Линчей в Риме (1901), профессор университетов в Палермо (с 1881) и Неаполе (с 1886). Основные труды по алгебраическим формам, подстановкам, эллиптическим функциям, алгебраическим уравнениям. Известна теорема Кро-некера — Капелли.
 
Наука. Философия и общественные науки

1  2  3  4  5

Итальянский юрист Филиппо Буонарроти (1761—1837) под влиянием идей французских просветителей вел революционную пропаганду, за что был изгнан из Италии. В 1796 году в Париже он присоединился к заговору Гракха Бабефа. Чудом остался в живых, а спустя много лет описал эти события в работе «Заговор Бабефа» (1828).

В истории итальянской философии первой половины XIX века выделяется фигура Винченцо Джоберти (1801—1852), религиозного философа, публициста, государственного деятеля. В 1833 году он был изгнан из Пьемонта, жил во Франции и в Бельгии. Выдвинутая им программа национального возрождения («О нравственном и гражданском первенстве итальянцев», 1843, «О политическом восстановлении Италии», 1851), религиозного и философского обновления («Теория сверхъестественного», 1838) была с энтузиазмом встречена в Италии, несмотря на запрет его сочинений. В философском плане Джоберти выступал как против влияния французского материализма, так и против все более усиливавшегося в Италии влияния философии Гегеля.

Выдающийся итальянский революционер и писатель Джузеппе Мадзини (1805—1872), напротив, использовал гегелевскую диалектику для доказательства необходимости буржуазно-демократической революции. Среди итальянских философов-гегельянцев выделим таких известных, как Бертрандо Спавента (1817— 1883), его ученик Франческо Фиорентино (1834—1884) и Франческо Де Санктис (1817—1883). Последний, впрочем, больше известен не как философ, а как литературный критик и историк литературы, автор «Истории итальянской литературы» (1870).

Среди славных имен следует упомянуть имя Паскуале Станислао Манчини (1817—1888), юриста, дипломата и государственного деятеля, профессора университетов Турина, Неаполя и Рима. Он известен как основатель итальянской доктрины международного частного права XIX века.

Перу итальянского писателя и известного ученого-лингвиста Никколо Том-мазео (1802—1874), помимо патриотической и религиозной лирики и исторического романа «Красота и вера» (1840), принадлежат также исследования по философии и педагогике. Томмазео явился составителем фундаментального «Словаря итальянского языка» (т. 1— 4, 1858—1879).

Во второй половине XIX века в Италии работает целая плеяда выдающихся историков, философов, юристов, общественных деятелей. Но даже на их фоне выделяется мощная фигура Чезаре Ломброзо (1835—1909) — итальянского антрополога и психиатра. В молодости он был посажен в крепость по подозрению в заговоре, участвовал в военных действиях 1859—1860 годов. С 1855 года стал публиковать свои статьи по психиатрии, в частности по кретинизму. С 1862-го Ломброзо — профессор в университете Павии, затем с 1876 года — профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Одним из первых Ломброзо предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные. Преступник, по его мнению, — это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества, который не может затормаживать свое преступное поведение; наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» — избавиться, лишая его свободы или жизни. Основными признаками, свидетельствующими об отставании в развитии и преступных наклонностях («атавистическими признаками»), им признавались: сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти и т. д. («стигматы»). Владея большим фактическим материалом, Ломброзо смог выявить, что некоторые преступления носят сезонный характер. Он выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом.

Отметим также труды итальянского криминалиста, последователя Ломброзо, Энрико Ферри (1856—1929). С 1919 года он возглавлял комиссию по составлению проекта итальянского уголовного кодекса. Социолог и криминолог Шипио Сигеле (1868—1913) под влиянием идей криминальной антропологии Ломброзо обратился к изучению социологии преступности с точки зрения коллективной психологии, а в более конкретном плане — психологии толпы. Основной его труд — «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии» (1909).

Нельзя не упомянуть имя еще одного ученика Чезаре Ломброзо — итальянского социолога, историка и государственного деятеля, профессора университетов Турина, Флоренции и Женевы Гульельмо Ферреро (1871—1943). Ферреро уделял внимание изучению явлений социальной дезорганизации, характерных для европейской цивилизации в начале XX века. Глобальный кризис, вылившийся в мировые войны и революции, навел его на исторические аналогии с римской древностью. Его главное сочинение по античной истории «Величие и падение Рима» (1902—1907) было попыткой рассказать об отдаленной эпохе в терминах и понятиях новейшего времени. Критическую реакцию современников вызвала его работа «Между двумя мирами» (1913), посвященная социологии промышленного развития. Значительную часть историко-социологического наследия Ферреро составили труды по международным отношениям. Итогом его научной деятельности и духовным завещанием стала работа «Власть» (1945), опубликованная посмертно. Ключевым положением этой работы является принцип легитимности власти как гарантия соблюдения социального мира между властным меньшинством и подвластным ему большинством.

В эти же годы работает Вильфредо Парето (1848—1923) — крупнейший итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Парето пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Он сформулировал закон распределения доходов (т. н. закон Парето). Выдвинул концепцию «циркуляции (смены) элит», согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть. Среди его научных работ отметим «Курс политической экономии» (1896—1897), «Социалистические системы» (1902—1903), «Учебник политической экономии» (1906), «Трактат по общей социологии» (1916). Последним его трудом стало «Краткое руководство по общей социологии» (1920).

Бурно развиваются в этот период и другие общественные науки. Итальянский антрополог Джузеппе Серджи (1841—1936) опубликовал труды по методике антропологических исследовании, палеоантропологии и этнической антропологии. Труды итальянского лингвиста Грациадио Асколи (1829—1907) посвящены сравнительной фонетике индоевропейских языков, романской и итальянской диалектологии, кельтологии. Он является одним из создателей теории субстрата. Языковед Альфредо Тромбетти (1866—1929) исследовал вопросы происхождения и становления человеческого языка, генеалогической классификации языков мира. Известны его работы в области баскского, этрусского, семитских, индейских и других языков.

Итальянский журналист Эрнесто Монета (1833—1918) известен как один из организаторов пацифистского движения. Главное его детище — газета «Секоло» (1867—1896), чрезвычайно популярная в свое время. Ему также принадлежат труды по проблемам мирного сосуществования и международного арбитража. В 1907 году Монета был удостоен Нобелевской премии мира.

Юрист и социолог Гаэтано Моска (1858—1941) в своих работах сформулировал концепцию о «политическом или правящем классе» — разновидность теории элиты. Демократию он считал расширенной аристократией, критиковал фашизм. Археолог Родольфо Амадео Ланчиани (1847—1929) прославился своими исследованиями топографии и памятников Рима. В 1872 году он возглавил Римскую археологическую комиссию.

Видный итальянский философ и публицист Антонио Лабриола (1843—1904), познакомившись с трудами К. Маркса, с позиций левого гегельянства перешел на позиции марксизма. Он вел переписку с Ф. Энгельсом. Лабриола содействовал основанию (1892) Итальянской социалистической партии (ИСП), хотя и не участвовал непосредственно в ее деятельности. Основной труд Лабриолы — «Очерки материалистического понимания истории» (т. 1—4, 1895—1925). У истоков ИСП стоял также Андреа Коста (1851— 1910), в молодости — теоретик и лидер итальянских анархистов.

Достойно упоминания имя видного итальянского философа первой полоины XX века Джованни Джентиле (1875—1944). Он преподавал в университетах Палермо и Пизы, в 1917-м стал профессором философии Римского университета. Джентиле — основатель «актуального идеализма», «теории духа как чистого акта» — субъективно-идеалистического варианта неогегельянства. Наиболее полно «актуальная» диалектика проявляется в логике, метафизике и философии государства. Главная работа Джентиле «Общая теория духа как чистого акта» (1916), среди других его работ — «Принципы философии права» (1916), «Истоки современной итальянской философии» (1917—1923), «Реформа образования» (1920), «Философия искусства» (1931). Джентиле был редактором «Итальянской энциклопедии» в 1925—1943 годах. В Советском Союзе о Джентиле писали не иначе как об одном из идеологов фашизма. Воздержимся от столь категоричной оценки, однако отметим, что в качестве члена фашистской партии Джентиле был сенатором, председателем совета по образованию (1926—1928), членом Большого фашистского совета (1925—1929) и председателем комиссии по реформе конституции Италии. Во время Второй мировой войны его авторитет в обществе, влияние и репутация быстро сошли на нет. Джентиле был убит на улице во Флоренции партизанами 15 апреля 1944 года.

Крупнейший итальянский мыслитель этой эпохи, безусловно, Бенедетто Кроче (1866—1952) — философ, историк, литературный критик, публицист, общественный деятель. В 1902—1920 годах — профессор в Неаполе. В 1903 году вместе с Джентиле начал издавать журнал «Критика». Однако в дальнейшем пути этих двух философов разошлись. Кроче — яркий представитель итальянского либерализма, противник фашистского режима. Развивал систему философии духа, подобную гегелевской. Дух, по Кроче, проявляется в теоретических логических и эстетических) и практических (этических и экономических) формах. При этом логическое и эстетическое направлены на всеобщее, а этическое и экономическое — на частное. Соответственно философия делится на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Идеи Кроче оказали большое влияние на все сферы гуманитарного знания в Италии в первой половине XX века. Основные его работы — «Философия духа: Эстетика» (1902), «Теория и история историографии» (1912—1913).

1  2  3  4  5