Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.
Данте (Dante) Алигьери

Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью.
Граф (Graf) Артуро

Мудрый муж скорее предпочтет крайние несчастья и мучения пребыванию в невежестве, глупости и пороках.
Помпонацци (Pomponazzi) Пьетро
 
Персоналии
Иоанн Павел II (Joannes Paulus) (в миру Кароль Войтыла, Karol Wojtyla) (1920—2005), Папа Римский с октября 1978 года. Поляк по национальности. С 1964 года — архиепископ Кракова, с 1967 — кардинал. Официальный курс католической церкви при папе Иоанне Павле II был направлен на сохранение основных церковных традиций при одновременной осторожной модернизации позиции по ряду вопросов. Энциклики и послания: «Сияние истины» (1993), «Послание, к семьям» (1994), «Послание к женщинам» (1995), «Евангелие жизни» (1995), «Свет с Востока» (1995), «Пусть они станут едиными» (1995), «Вера и разум» (1998) и другие. Новый катехизис католической церкви (1992). Скончался 2 апреля 2005 года.



Муратори (Muratori) Лудовико Антонио (1672—1750), итальянский историк. С 1700 года — главный библиотекарь и архивист герцогов Моденских. Муратори называли «отцом итальянской истории» за его фундаментальный труд «Историки Италии» (т. 1—28,1723—175^.включающий более 2 тысяч источников по истории Италии за период с 500 по 1500 год.
 

Гетто: защита или тюрьма? (Часть 2)
21-11-2012, 12:52

Отношение венецианцев к евреям отличалось большей частью экономическим прагматизмом. В отличие от Германии или Испании жизни евреев в Венеции никогда не угрожал религиозный фанатизм. Однако жизнь рядом с венецианцами не всегда была простой. Евреи должны были платить очень высокие налоги и подати. Они были вынуждены содержать на свои деньги высокопоставленных лиц, посещавших Венецию. Среди христианского населения существовали дискриминационные обычаи, как, например, еврейские бега во время карнавала, когда полуголые, самые толстые евреи должны были бежать наперегонки под хохот зрителей. В случае обнаруженного обмана бега, к радости публики, повторялись несколько раз. Некоторые источники сообщают даже, что, пользуясь такой возможностью, венецианцы забрасывали евреев камнями.

Гетто: защита или тюрьма? (Часть 2)


Вима (возвышение для священника) в Scuola Levantina. Приписывается Андреа Бру сто лону (1662—1732)


Жилищные условия в гетто также были очень плохими. Еврейская община постоянно росла. В «Гетто нуово», построенном в начале XVI в. для 600 евреев, к концу века проживало более 2000 человек Поэтому в течение времени строительство домов велось вверх. На высоких этажах устанавливались дополнительные потолки, так что в нижних комнатах уже невозможно было стоять. Несколько раз дома, расширенные таким образом, обваливались, поскольку фундамент не был рассчитан на такую силу тяжести. Однако все эти проблемы отодвигались на второй план перед лицом защиты, которую венецианское государство предоставляло евреям.

Гетто: защита или тюрьма? (Часть 2)


Scuola Grande Tedesca, XVI—XVIII вв.


Нигде больше в Европе евреи не могли так долго чувствовать свою безопасность и получать столь высокий статус, как в Венеции. Редкие нападки со стороны христиан преследовались тяжелыми наказаниями. Еврейские врачи пользовались большим спросом. Им было разрешено обучаться в университете в Падуе (разумеется, за большую плату). В XVI в., несмотря на многочисленные нападки со стороны цензуры, Венеция стала центром еврейского книгопечатания. Еврейские музыкальные и танцевальные школы посещались многими христианами, еврейским музыкантам был открыт доступ в дома венецианской знати.

Гетто: защита или тюрьма? (Часть 2)


Палаццо Treves, XVIII в.


Часто христианские и еврейские ученые работали над совместными переводами античных и арабских текстов. Особенно тесный контакт с венецианскими семьями сохраняли очень образованные и богатые испанские евреи. Для них в 1633 г. было основано «Гетто нуовиссимо», новейшее гетто, где находилось более удобное жилье и даже строились дворцы, вроде здания, принадлежавшего семье Тревез. Экономический упадок Республики предопределил также закат гетто. В XVIII в. состоятельные, открытые миру евреи все чаще покидали Венецию. Оставались большей частью бедняки. Гетто начали разваливаться.

Когда-то богатая культурная жизнь ограничивалась теперь все более пустеющими синагогами. После того как в 1797 г. ворота в гетто были сожжены Наполеоном, судьба этого когда-то цветущего квартала была надолго решена. Никакие побуждения, кроме, пожалуй, религиозных, не могли заставить людей осесть в этом районе с плохими жилищными условиями. Только в 1848 г. евреи, наконец, получили полные гражданские права. Они уже были итальянцами еврейской веры, когда в Италии начало распространяться нацистское безумие. Не всем венецианским евреям удалось спастись, включая тех, кто жил вдали от синагог. Так венецианское гетто стало кошмарной тюрьмой для тех, кто в течение более чем 300 лет находил здесь защиту. Некоторым из тех, кто пережил нацистский террор, удалось вернуться в Венецию. Однако большой еврейской общины в городе больше не существует.

Несмотря на это, вблизи синагоги сохранился маленький (в масштабах минувших веков даже крошечный) центр еврейской жизни. Здесь находятся еврейская булочная и мясная лавка. Однако едва ли посетитель обратит на них внимание, сразу же погрузившись в печальную атмосферу пришедшего в упадок тихого и тесного гетто, где все когда-то искрилось весельем и дышало радостью жизни.

Гетто: защита или тюрьма? (Часть 2)


Арбит Блатас. Монумент жертвам холокоста (фрагмент), 1980 г. Campo del Ghetto, Венеция





Вернуться назад