Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.
Петрарка (Petrarca) Франческо

Во всем, что радуется в природе своему изяществу, изобилует плодородием и блещет красой, проявляется любовь, печать же ее нарушения несет то, что изнемогает от вялости, бледности, слабости и близости смерти.
Пизано (Pisano) Лоренцо

Ревность потрясает и отравляет все то, что есть красивого и хорошего в любви.
Бруно (Bruno) Джордано
 
Персоналии
Маренцио (Marenzio) Лука (1553—1599), итальянский композитор. Руководил придворными капеллами в Риме (в т. ч. кардинала д'Эсте), служил при польском дворе. Выдающийся мастер хоровой полифонии — мадригалы (всего свыше 600 на тексты Тассо, Данте, Петрарки). Его произведения были широко известны во Франции и Англии.



Фраполли (Frapolli) Франческо (?— 1817), архитектор. Итальянец по происхождению. Один из первых зодчих Одессы, начал работать здесь с 1804 года. Участвовал в сооружении городской больницы, театра, собора. Разрабатывал проекты жилых зданий.
 

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 1)
21-11-2012, 16:00

Радостная, торжественная музыка Вивальди вызывает у многих в памяти нежные пастельные тона сверкающего великолепия искусства венецианского рококо. Однако немногие знают, что его музыка самым тесным образом была связана с Оспедале делла Пьета — одним из крупнейших сиротских приютов Венеции.

4 марта 1678 г. Венеция пережила сильное землетрясение, вызвавшее заметные разрушения в (общине) Сан Джованни в Брагоре и окрестных местах. В этот день Эмилия Каликкьо, жена цирюльника Джованни Баттисты Вивальди, родила своего первого ребенка. Мальчик Антонио Лучио был настолько слаб, что повитуха даже настояла на срочном крещении. Позднее, желая избежать излишних обязанностей церковной службы, Антонио Вивальди всегда ссылался на унаследованную с детства слабую конституцию. После этого у Вивальди были другие сыновья и дочери, о которых известно очень мало, кроме того, что два брата Антонио промышляли уличным разбоем в ночной Венеции; обстоятельство, указывающее на то, что Вивальди не принадлежали к состоятельным венецианским семьям. Положение не изменилось, когда отец стал все больше склоняться к выбору для сына профессии музыканта. Антонио был определен для духовного звания, вероятно, из-за своей конституции или в силу драматических обстоятельств своего рождения, за тавивших мать дать клятвенное обещание посвятить своего сына Богу.

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 1)


Неизвестный художник. Портрет Антонио Вивальди, 1723 г. Литография


Едва ли социальная стабильность была обеспечена священнику, происходившему из бедной семьи без связей. Музыкальная одаренность юного Антонио обещала намного больше. Отец музыканта также был хорошим скрипачом, который, по всей видимости, научил играть своего сына. Благодаря своему выдающемуся музыкальному дарованию в сентябре 1703 г., вскоре после принятия им сана священника, Антонио получает место учителя игре на скрипке в приюте для девочек-сирот Оспедале делла Пьета. Скорее всего, эта должность была учреждена по настоянию музыкального директора специально для Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 1)


Santa Maria della Pieta. Здание церкви и сегодня используется как концертный зал


С сегодняшней позиции место учителя музыки в сиротском приюте выглядит не очень заманчиво. Оплата в 40, иногда 100 дукатов в год была очень скромной. Однако нельзя забывать о музыкальных возможностях этого положения. Кроме Пьеты, только три других учреждения такого рода (названные в сокращенном варианте «И Мендиканти», «Ли Инкурабили» и «Л'Оспедалетто») имели хоры девочек и оркестры. Они считались прочной и популярной составляющей музыкальной жизни Венеции, соревнуясь друг с другом и с Капеллой ди Сан Марко за успех у публики. С XVI в. Венеция славилась по всей Европе своей хоровой музыкой, которая поддерживалась на высочайшем уровне сначала в Сан Марко, а с начала XVII в. — в упомянутых сиротских домах. Первую славу Пьете принес хор девочек. Однако ко времени Вивальди заведение располагало выдающимся оркестром. Многие из дошедших до нас композиций, исполнявшихся им, говорят о том, что девочки были выдающимися музыкантшами. И Вивальди создавал для своих учениц новые шедевры. Среди них в первую очередь духовную музыку, а также многие свои концерты.

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 1)


Винченцо Коронелли. Девочка из венецианского сиротского приюта. Гравюра. Музей Correr, Венеция





Вернуться назад