Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Радость более совершенна, чем знание, ибо не каждый в процессе познания радуется, но всякий, кто радуется, по необходимости при этом познает.
Фичино (Ficino) Марсилио

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое — ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Главные основы государства — хорошие законы и хорошие войска; хорошие законы бессильны там, где нет хороших войск, там же, где есть хорошие войска, необходимы хорошие законы.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо
 
Персоналии
Дольчи (Dolci) Данило (1924—1997), итальянский писатель. Обличительные документальные репортажи в защиту интересов сицилийской бедноты: «Бандиты в Партинико» (1955), «Расследование в Палермо» (1956). Поэма «Лунный лимон» (1970), сборник стихов «Творение творений. 1949—78» (1979); публицистика.



Росселлини (Rossellini) Ренцо (1908— 1982), итальянский композитор. Ученик Б. Молинари. С 1973 года художественный руководитель Оперного театра в Монте-Карло. Оперы (на собственные либретто) «Война» (1956), «Нищая» (1958) и др. в традициях веризма; балет, оратории, музыка к кинофильмам (в том числе брата — режиссера Роберто Росселлини).
 

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 2)
21-11-2012, 16:07

Девочки-сироты проявляли немалый интерес к тому, чтобы показать себя в пении или игре на инструментах. Для начала их разделяли на две группы: простых, немузыкальных или слабо одаренных воспитанниц, и хористок, которые получали выдающееся музыкальное образование. Последние пользовались большей свободой в условиях монастырской жизни сирот, а лучшим из них даже было разрешено покидать Оспедале, чтобы выступать со своей музыкой перед другими людьми. Поскольку фамилии девочек часто были неизвестными, девочки выступали под своими именами, к которым добавляли высоту их голоса или же название инструмента.

Посещение концерта в сиротском приюте для девочек входило в постоянную программу посетителя Венеции XVIII в. Их удивительное мастерство демонстрировалось даже официальным гостям города. Ведь музыка считалась одной из непременных достопримечательностей Венеции. Кроме выдающихся музыкальных способностей исполнительниц особая популярность этих концертов дополнялась тем, что перед публикой выступали совсем юные девочки в скромных, лишенных украшений платьях, только с цветами в волосах, исполняя свои великолепные концерты. Самые старшие из них едва достигли 20-летнего возраста. Те из них, которые были посвящены монастырской жизни, носили красные платья, остальные — белые.

Многие слушатели вспоминают, что девочки благодаря чудесной музыке и своим чистым голосам казались скорее ангелами, чем земными созданиями. Дабы не испортить благоприятное впечатление, умалчивается о том, какую немонастырскую жизнь вели воспитанницы за стенами института. Ведь главным занятием оставалась музыка. Своими концертами девочки приносили Оспедале значительные суммы.

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 2)


Концерт Вивальди RV 237, 1717 г., посвященный придворному капельмейстеру из Дрездена Георгу Пизенделу


Любители музыки со всей Европы съезжались для этого в Венецию XVIII в. Посетителей привлекал не только карнавал с его новыми и бесчисленными оперными постановками. Особенный интерес представляла возможность послушать новейшую музыку, возможно приобрести ценный музыкальный инструмент и (не в последнюю очередь), наконец, вернуться домой с нотами в качестве сувенира. Популярным героем был Антонио Вивальди, считавшийся великим скрипачом-виртуозом. Его имя было на устах всей Европы после издания собрания концертов, озаглавленного «L'estro armonico». Особенно знатные путешественники, послушав произведения Вивальди в Пьете, не могли отказать себе в удовольствии добиться всеми возможными способами, чтобы известный композитор посвятил новый концерт им самим. Конечно, это не приносило автору огромных гонораров, и его положение в сиротском приюте нельзя было назвать стабильным. Некоторое время он был даже лишен своей должности.

В течение долгого времени опера стала лучшим источником дохода для бедного священника, который постепенно отдался этому жанру. На непродолжительное время Вивальди даже покинул Венецию, чтобы занять место придворного капельмейстера в Мантуе. Однако всем этим начинаниям сопутствовал малый успех, даже если время от времени Вивальди становился самым высокооплачиваемым композитором. Он постоянно искал мнимое убежище в стенах Пьеты. Однако с изменением музыкальных вкусов в Венеции конца 30-х г. XVIII в. Оспедале все меньше выказывало готовность достойно оплачивать труд композитора. Ведь в конце концов деньги приюту должен был приносить оркестр!

Антонио Вивальди. Бедный скрипач, оркестр девочек и высший свет (Часть 2)


Франческо Гварди. Концерт девочек-си-рот на балу, 1782 г. X., п., 67,7 х 90,5. Старая Пинакотека, Мюнхен


Даже если какой-то высокопоставленный иностранец с вдохновением слушал музыку Вивальди, у венецианцев это уже не находило никакого отклика. Он еще раз попробовал испытать свое счастье у одного из своих знатных покровителей. В возрасте 62 лет он обосновался в Вене. К этому его побудила милость императора Карла VI. Однако император скончался вскоре после приезда Вивальди. Композитор заболел и умер без средств 28 июля 1741 г. В тот же день он, как бедный священник, был похоронен в могиле для бедных на больничном погосте. Кладбище было снесено в XIX в. Местонахождение могилы Вивальди неизвестно.




Вернуться назад