Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии




 

Гробницы дожей в Сан Заниполо
23-11-2012, 08:24

Церкви нищенствующих орденов были излюбленным местом погребения. Заступничество и молитвы нищенствующих монахов позволяли надеяться на благоприятное решение во время Страшного суда. Добродетели и добровольная бедность монахов переносились на умершего, который покупал себе с помощью большого пожертвования место для погребения и заупокойные мессы, заботясь тем самым о том, чтобы монахи сохранили свой благочестивый образ жизни.

Будучи проводниками инквизиции, доминиканцы особенно зависели от хороших отношений с государством. В других городах они сумели добиться большего расположения властей, чем францисканцы, которые за это были более популярны среди простых людей. В Венеции отношения с властью были особенно важны, поскольку все церковные дела решались в конечном итоге правительством. Налаживая свои контакты с государством, монахи нищенствующего ордена извлекали выгоды из большой близости к власти. Таким образом, Санти Джованни э Паоло превратилась в самую важную церковь для погребения дожей.

Гробницы дожей в Сан Заниполо


Пьетро Ломбардо. Гробница дожа Пьетро Монениго. После 1476


Напоминание о бренности тела полностью отсутствует в гробнице Пьетро Мочениго (1474—1476), созданной в мастерской Пьетро Ломбардо. Среди убранства саркофага гордо возвышается скульптура умершего дожа. Один из двух стоящих рядом с ним мальчиков (тот, который слева) держит щит с гербом дома Мочениго. Два рельефа на гробнице изображают большие политические достижения дожа. Слева изображены завоевание Смирны самим Мочениго и передача Фамагусты Катерине Корнаро, то есть Республике Венеция, произошедшая при доже Пьетро Мочениго. В боковых нишах видны фигуры нескольких воинов. Неясно, являются ли они христианскими святыми или же речь идет об античных полководцах, указывающих на военную доблесть Мочениго. Монумент венчает плоский рельеф с тремя женщинами у пустой гробницы Христа. Над ним возвышается сам Спаситель отдельно стоящей скульптурой. Вера в воскрешение и жизнь после смерти становится центральной темой композиции.

Гробницы дожей в Сан Заниполо


Пьетро ди Николо Ламберти и Джованни ди Мартино да Фьезоле. Гробница дожа Томазо Мочениго, 1423

В 1423 г. было закончено сооружение гробницы другого дожа из семьи Мочениго. Она была создана не венецианцами, а тосканскими скульпторами. Монумент подписан двумя флорентийцами, сильно ориентированными в своем творчестве на Донателло. Влияние последнего наиболее заметно в пластике фигур. Фигура солдата, расположенная в углу, отчетливо напоминает известное произведение Донателло — статую св. Георгия из Орсанмикеле во Флоренции. Надстройка над гробницей с большим балдахином и саркофагом с фигурами Добродетелей тем не менее создана венецианцами. Монумент лишен тех чистых ренессансных форм, которые можно было ожидать от флорентийских скульпторов. Этот типичный переходный стиль между готикой и ренессансом оставался распространенным в Венеции вплоть до конца XV в.

Гробницы дожей в Сан Заниполо


Туллио Ломбардо. Гробница дожа Андреа Вендрамина. Около 1495

Эта гробница, которая была построена около 1495 г., изначально была предназначена не для церкви Сан Занипо-ло. Лишь в 1812 г. она была перенесена сюда из церкви сервитов. Помимо гробниц Мочениго — это очередное произведение мастерской Ломбардо. Главные его части были созданы Туллио Ломбардо, самым талантливым представителем семейства. Качество памятника становится особенно очевидным по сравнению с гробницей Пьетро Мочениго. Узор рельефов выглядит более тонким, движения фигур более мягкие и одновременно натуроподобные. На этом более позднем произведении Ломбардо умерший дож также изображен лежащим. Архитектура гробницы имеет форму античной триумфальной арки. Скорбь по умершему, которую выражают даже фигуры молодых людей, стоящих вокруг смертного одра, является составляющей частью общей концепции, которую можно истолковать многозначно. Она включает в себя тему добродетелей (фигуры на саркофаге) и тему мольбы о прощении земных грехов, аллегорически изображенную на рельефе внутри арки, где покойный опустился на колени перед Мадонной.





Вернуться назад