Паоло Венециано. Полиптих ди Санта Кьяра
Дерево,98x63«Коронование Девы Марии» является центральным изображением полиптиха, то есть части алтаря, состоящей из нескольких маленьких дощечек, соединенных в единое целое. Рядом с главным изображением Мадонны на нем находятся восемь сцен из жизни Христа, а также слева от «Коронования Девы Марии» — изображение Троицы, справа — Христа во время Страшного суда и между ними — сцены со св. Франциском и св. Кларой, четыре евангелиста и над «Коронованием Девы Марии» — пророки Давид и Исайя. Красивые готические рамы отчасти являются оригинальными, отчасти — заменены в XIX в. Паоло Венециано (умер около 1360) относится к числу первых венецианских художников, имена которых мы знаем. Между 1333 и 1358 гг. он подписал своим именем много картин. Типичным для него и его венецианских современников является твердое следование византийским традициям. Этих художников не интересовали шедевры тосканского живописца Джотто, созданные в расположенной поблизости Падуе уже в начале XIV в. и открывшие совершенно новые принципы изображения объемных фигур и предметов. Особенно отчетливо это видно в «Короновании Девы Марии». Фигуры полностью скрыты в драгоценных парчовых тканях, придающих всему изображению великолепную праздничную интонацию.

Якобелло дель Фьоре. Покров Богородицы (центральная доска). 1436?
Дерево, 86x113 (полный)Мадонна образует центр триптиха, боковые части которого изображают Иоанна Крестителя слева и Иоанна Евангелиста справа. Оригинальные, богато украшенные, позолоченные рамы картины не сохранились. Мадонна, которая принимает молящееся человечество под свой покров, является излюбленным символом защиты от злых сил и выражением надежды верующих на заступничество Богородицы во время Страшного суда. На западе этот тип изображения распространился в течение XIII в. Венецианский «Покров Богородицы» художника Якобелло дель Фьоре (1394—1439) следует рассматривать в связи с византийским культом Покрова Девы Марии. Тем более что в 1204 г. в Сан Марко была доставлена частица Покрова из церкви в Константинополе. Младенец Христос, изображенный на груди Мадонны, также напоминает о восточно-христианской иконографии Богородицы. Изображения Покрова Богородицы такого типа встречаются еще в произведениях более ранних венецианских художников. Стилистическими особенностями древнего венецианского искусства является изображение мягко спадающих складок, нежных локонов, сравнимых с лучиками света, а также цветущих пестрых трав, на которых стоят Мадонна и Иоанн Евангелист. Иоанн Креститель, напротив, стоит на скалистой почве, соответствующей его пустынному жилищу.
XV в., заложивший основы для блестящей эпохи венецианской живописи XVI в., представлен в Галерее Академии многочисленными гениальными произведениями. Кроме больших мастерских семей Беллини и Виварини, в городе создавали свои значительные произведения такие художники, как Чима да Конелья-но или Витторе Карпаччо. Некоторые крупные живописные циклы, созданные как этими мастерскими, так и отдельными художниками, также перенесены в Галерею. С их помощью можно получить представление о венецианской жизни конца XV в. Без сомнения, величайшим венецианским художником XV в. является Джованни Беллини, главные произведения которого находятся теперь в Галерее Академии.
Джованни Беллини. Мадонна дельи альберетти. 1487
Дерево, 74x58Картины Джованни Беллини (1430—1516) с изображениями Мадонны высоко ценились уже при жизни художника. Из его мастерской вышло более 80 картин, посвященных этой теме. «Мадонна дельи альберетти», Мадонна с деревцами, является его первым известным нам датированным изображением Мадонны. Помимо религиозного содержания здесь присутствует живая, совсем по-иному изображенная связь между матерью и ребенком, которая восхищает современного зрителя в работах Джованни Беллини, придающего, возможно, меньше значения религиозному смыслу картин художника.
Джованни Беллини. Pieta («Оплакивание»). Около 1505
Дерево, 65x87Зная репродукции этой известной картины на дереве, можно удивиться, насколько в действительности изображение мало по размерам. Одиночество фигур на фоне широкого ландшафта производит необычайно монументальное впечатление. Трудно представить, что Мария, изображенная на картине, вскоре положит Христа во гроб. Такая интерпретация, содержащая в себе аспект мимолетности, не приходит в голову зрителю. Напротив, кажется, что скорбь матери по своему мертвому сыну не имеет реальных временных границ. Сцена «Оплакивания» на переднем плане отделена от остального ландшафта дугообразно изогнутым лугом с цветами. Широкая долина, расположенная перед городом, — символический путь, прощание с земным миром. Сосредоточенный зритель, испытывая сострадание и благоговение, может всецело сконцентрироваться на фигурах, изображенных на переднем плане.