Джованни Беллини. Палади СанДжоббе. Около 1480
Дерево,471x258Картина была написана для церкви Сан Джоббе в Венеции. Там до сих пор находится оригинальная рама от этой алтарной картины. На ней Беллини с точностью скопировал пилястр обрамления, так что зритель испытывает ощущение того, что будто бы кессонированный цилиндрический свод поддерживается на заднем плане нарисованными пилястрами, а на переднем — пилястрами обрамления. Тем самым создается впечатление, что над алтарем открывается вид в небольшую капеллу, в которой вокруг престола Мадонны собрались разные святые. На современников Беллини это произвело необычайное впечатление: не только благодаря своей сбивающей с толку перспективе, но и благодаря светящимся, волшебным цветам, которые хроникер конца XVI в. отметил как пример первого использования масляных красок.
Джованни Баттиста да Конельяно,названный Чима да Конельяно. Мадонна под апельсиновым деревом.1497/98 Дерево, 212x139Произведения Чимы да Конельяно (около 1459— 1517/18) подкупают своими чарующими ландшафтами, которые он часто переносил на свои изображения из мест своего родного предальпийского края. Крепость на левой стороне картины была признана замком Сан Сальваторе ди Колальто. Образы людей на его полотнах, наоборот, производят несколько скованное впечатление. Изображая Мадонну со святыми на лоне природы, художник привносит тем самым в обычную композицию иное содержательное измерение. На заднем плане слева Мадонну ждет св. Иосиф, держащий за поводья осла. Таким образом, Мадонна изображена в сцене бегства в Египет присевшей отдохнуть возле апельсинового дерева. Однако на переднем плане картины Чимы — сюжет иной. Царственно сидящая на престоле Мадонна в окружении святых Иеронима и Людвига представлена в иконографии «Святое собеседование» («Sacra Conversazione»).
Джорджоне. Непогода. Около 1510
Х.,м„ 68x59В отличие от немногих картин, сохранившихся от Джорджоне (1478—1510), это произведение всегда считалось подлинником мастера. Что же касается интерпретации, то в ней не наблюдалось такого единодушия. Попыткам различных толкований этой картины в истории искусства уже давно была посвящена целая книга. Однако то, что здесь изображено, так и остается загадкой. Впрочем, именно это и было целью художника и его заказчика Габриэле Вендрамина. В среде молодых аристократов начала XVI в., для которой часто работал Джорджоне, были чрезвычайно популярными произведения искусства, смысл которых открывался лишь небольшому числу посвященных. Непосвященному остается лишь ощущение влажной и теплой атмосферы непогоды, колеблющееся между меланхолией, опасностью и ликованием от близости к свободной природе. После Джованни Беллини Джорджоне был вторым, значительно более молодым художником, которому подражали венецианские мастера начала XVI в. Его картины передают стремление к далекой,связанной с природой, счастливой жизни, какой она представлена уже в современном ему произведении Якопо Саннацаро «Аркадия » 1499 г. Краткость творчества Джорджоне и небольшое число его произведений в какой-то мере компенсируются множеством последователей и почитателей его таланта.

Тициан.Иоанн Креститель. Около 1540
X., м., 201x134На Тициана (около 1488—1576) Джорджоне также оказал свое влияние. К 1540 г., когда примерно была написана картина с Иоанном Крестителем, он уже пришел к собственному решению проблемы композиционной связи между фигурой и ландшафтом. Река на заднем плане указывает на Крещение, которое принял от святого Христос.