Существует два вида любви: одна простая, другая взаимная. Простая — когда любимый не любит любящего. Тогда любящий целиком мертв. Когда же любимый отвечает на любовь, то любящий, по крайней мере, живет в нем. В этом заключено нечто восхитительное. Фичино (Ficino) Марсилио
Полюбить можно лишь то, что знаешь. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. Леопарди (Leopardi) Джакомо
Парето (Pareto) Вильфредо (1848—1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Сформулировал закон распределения доходов (т. н. закон Парето). Выдвинул концепцию «циркуляции (смены) элит», согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть.
Гризи (Grisi), итальянские певицы, представительницы искусства бельканто, сестры: Джудитта (1805—1840), меццо-сопрано, и Джулия (1811—1869), сопрано. Для них, в частности, В. Беллини написал партии Ромео и Джульетты в опере «Капулети и Монтекки». Их двоюродная сестра Карлотта (1819—1899) — балерина романтического направления, первая исполнительница партии Жизели («Жи-зель» А. Адана). Работала главным образом в Лондоне и Париже. В 1850—1853 годах выступала в Петербурге.
Джованни Баттиста Тьеполо. Диана и Актеон. 1720-1722 Х.,м„ 100x135
Это полотно является частью серии из четырех картин, изображающих сцены из «Метаморфоз» римского писателя Овидия. Охотник Актеон наблюдает за девственной богиней Дианой, купающейся со своими нимфами. Обнаружив такое святотатство, богиня превратила обидчика в кабана, который был растерзан собственными собаками. Долгое время картины считались произведениями Себастьяно Риччи. Лишь в 1922 г. было выяснено, что речь идет о юношеских произведениях Тьеполо, когда тот еще всецело находился под влиянием старшего венецианского художника конца XVII в. Тьеполо изображает грот, весьма отдаленный от всякой цивилизации: единственный крестьянский дом виднеется на заднем плане. Яркие тела нимф и лунный отсвет вокруг Дианы образуют мерцающий контраст с темной синевой воды.
Франческо Гварди. Бачино ди Сан Марко с Сан Джорждо Маджоре и Джудеккой. 1780-1790 Х.,м„ 72x97
В течение своей жизни Франческо Гварди (1712—1793) всегда изображал остров Сан Джорджо Маджоре. На примере этой поздней работы видно, что в многочисленных изображениях родного города Гварди стремился не только документально передать расположение зданий и местностей или живописно изобразить занятия венецианцев. Несмотря на детально прописанную архитектуру, лодки и корабли, главной темой этой картины являются все же свет и краска. Композиция освещается мягким солнечным светом. Вода Бачино, в которой отражаются лодки и остров Сан Джорджо Маджоре, бьет легкими волнами. Однако самое ценное в изображении — тонкие лучи света на зеркальной поверхности, какой бывает Бачино в особенно спокойный, безветренный день. Никто не обратил до сих пор внимания, что Сан Джорджо отражается в воде, как если бы он стоял на гладком, темном озере. Яркое небо с беловато-серыми облаками повторяет цвета воды, кораблей и архитектуры в более светлых нюансах.
Гварди выбирает свои цвета, исходя из принципов композиции, а не потому, что хотел передать истинный цвет острова и моря. Но при этом он воссоздает типично венецианский колорит, сотни раз открывающийся в небе или море слегка облачным днем. Равномерное распределение цвета и тихая вода придают картине, несмотря на многочисленные занятия людей, очень спокойную атмосферу. Сан Джорджо и Джудекка создают впечатление, как если бы они были не островами, а большими лодками, плывущими между небом и водой.
Розальба Каррьера. Автопортрет. До 1744? Пастель. Бумага, 31x25
Во время поступления молодой Розальбы Каррьеры (1675—1757) в известную римскую Академию художеств, Академию ди Сан Лука, в 1705 г., ее директор, художник Карло Марратта, сравнил ее со знаменитым художником XVII в. Гвидо Рени. Тем не менее карьера Розальбы была успешной сама по себе. Ее клиентами становятся венецианские сеньоры, беспечные и галантные, желающие увековечить себя в ее удивительно изящных портретах. Очень рано она нашла для себя влиятельных меценатов, испытывая поддержку от всех ведущих правящих домов Европы. Она посетила Париж в 1720 г., где пользовалась необыкновенным успехом. Розальба Каррьера стала известна своими проникновенными портретами. При этом ее произведения были не масляными картинами, а нежными, тонкими пастелями — рисунками мелом на бумаге. Стремлению начинающейся эпохи рококо к изящности и интимности соответствовала непосредственность ее картин, представлявших своих моделей не с почтительного расстояния в полный рост, а лишь в камерном формате. Автопортрет изображает ее в возрасте примерно 70 лет. Перед нами не просто лицо немолодой женщины — это образ зрелого и волевого человека, творца, зорко всматривающегося в окружающее.
Картины так называемых ведутистов XVIII в., изображавших городской ландшафт, до сих пор значительно определяют наши представления о Венеции. Современный турист ищет в городе на воде краски и свет этих полотен. Наиболее значительным венецианским ведутис-том после Франческо Гварди, без сомнения, является Антонио Каналь, прозванный Иль Каналетто.