
По преданию, две драгоценные сирийские колонны, стоящие перед фасадом, находились перед укрепленным домом генуэзцев в Акко. Оттуда они якобы нападали на венецианцев. Лишь после победы 1256 г.
венецианские торговцы получили свободный выход в восточные страны. Исследования, произведенные в 1977 г., показали, что колонны сохранились от церкви, разрушенной в Константинополе в 1204 г. По этой версии, колонны, ставшие трофеями, прибыли в Венецию наряду с другими декоративными элементами для новой церкви Сан Марко уже во время 4-го крестового похода.
ТетрархиДругим примечательным трофеем венецианских походов по берегам восточного Средиземного моря является портретная группа из красного порфира на углу сокровищницы. Эта массивная пристройка без окон хранила в себе сокровища церкви Сан Марко, а также мощи и церковную утварь.
Скульптура, датированная IV в., по всей вероятности, изображает так называемых тетрархов. Каждый из них правил четвертью империи. Речь идет о стилизованных портретах императора Диоклетиана (248— 305) и его зятьев и соправителей Максимиана, Константина и Валерия. Венецианская легенда сделала из этих фигур четырех мавров, которые захотели украсть сокровища Сан Марко. Но произошло чудо, и св. Марк превратил воров в камень и замуровал их в стену на этом месте для устрашения других грабителей.
Мозаика Сотворения мира в атриуме (нартексе), начало XIII в.С технической и иконографической точек зрения, мозаики, расположенные в атриуме Сан Марко, относятся к самым выдающимся произведениям этого рода в Западной Европе. Основой изображения картины Сотворения мира на южном куполе атриума храма — правом со стороны площади — стали книжные миниатюры XV в. Сцены Сотворения мира огибают купол тремя кругами. В центре парит голубь Святого Духа.
Изображение читается от середины купола и затем — против часовой стрелки, начиная с картин сотворения неба и земли, духа, парящего над водами, отделения света от тьмы, сотворения солнца, луны и звезд, создания рыб, птиц и зверей, вплоть до сотворения человека. Затем следует мозаика, изображающая Бога, вдыхающего дух в Адама — душа при этом изображена с тонкими крыльями — и вводящего его в рай, где он дает животным их имена. Кроме того, мозаика изображает сцены сотворения Евы и соединения первой человеческой пары, искушения, познания наготы, суда Бога над согрешившими и, наконец, изгнания из рая. На люнетах над дверьми, расположенными под куполом, видны сцены из истории Каина и Авеля.
Строительство Ковчега. XIII в., южная арка атриумаИстория потопа создана художниками с помощью необычно нежных красок, моделирующих игру света и тени. Строительство корабля, особенно привычное для венецианцев, изображено во всех многочисленных подробностях. Мозаисты, охваченные поразительным стремлением к деталям, полностью отдаются передаче отдельных эпизодов, прекрасно воссоздающих атмосферу события. Это видно на примере нижнего изображения, на котором спасенные входят в Ковчег, в то время как небольшие цветущие кусты медленно уходят под воду.
Потоп. XIII в., южная арка атриумаСцены окончания потопа на другой стороне арки созданы художниками с той же любовью к деталям, как и строительство Ковчега. Особенный интерес представляет левая картина сверху, изображающая движение водных потоков. Художники больше не передают, как прежде, драматическую борьбу с водой. Вокруг плавают мертвые тела людей и животных. Создается атмосфера призрачной тишины, нарушаемой шепотом дождя, непрерывными потоками льющего с небес. Внезапно пронзительным кажется изображение умершей матери, держащей на руках своего ребенка. Одинаковые цвета неба, дождя и воды: серый, белый, голубой, черный и золотой — различаются только благодаря другой структуре полосок цвета.