
Первоначально внешний и внутренний вид церкви определялся голыми кирпичными стенами. Лишь в течение нескольких веков они покрылись таинственны! сиянием позолоченных мозаик и мраморными рельефами, похожими своей великолепной узорчатостью на полудрагоценные камни. Пол церкви также является произведением искусства, созданным из мрамора. Ясный план организации пространства в форме широкого крест теряется в интерьере церкви благодаря величине структурных элементов, в то; числе и мозаик. Блеск и сияние их золота мешают зрению распознать архитектонику храма. Первоначально отделочным] работами занимались византийские мастера. Вскоре, впрочем, возникла собственная венецианская школа, создавшая особенно в XIII в., великолепные примеры, самостоятельного мозаичного искусства. С XV в. до нас дошли мозаики, созданные по проектам известных художников. Однако особенного эстетическом воздействия новые мозаики уже не достигли, поскольку были ориентирован! исключительно на живопись.

Купол Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы). Первая половина XII в.Создание мозаики западного купола относится к XII в. Тем самым она считается одним из самых ранних украшений Сан Марко в его нынешнем виде. Купол Пятидесятницы посвящен сюжету распространения Евангелия (христианского вероучения) апостолами. В центре виден голубь Святого Духа. От трона, отделанного драгоценными материалами, на апостолов нисходят языки пламени Святого Духа. В пространство между окнами, расположенными под апостолами, помещены парные фигуры. Они олицетворяют народы, среди которых возвышающиеся над ними апостолы распространяли Евангелие. К апостолам также причислены четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн — изображенные над парусами купола. От остальных они отличаются не только позолоченными нимбами и одинаковыми цветами одежд (пурпурное нижнее и светло-голу-бое верхнее одеяния), но также своим фронтальным расположением.
Многочисленные реставрации и переработки, на которые был обречен купол (например, изображение длинных носков туфель у критян, соответствовавших моде XV в.), не нарушили композиционной гармонии мозаики. Она основана на серебряных лучах, разделяющих купол на равные части, а также на тонкой симметрии красок апостольских одежд. И все же реставрации, проводившиеся с течением времени, внесли новые элементы в старую мозаику.
Купол Вознесения. Первая половина XIII в.Мозаика центрального купола изображает Вознесение Христа. Благословляющий Христос возносится на крыльях летящих ангелов к синему и золотому звездному небу. Вокруг него изображены Мадонна с двумя архангелами и апостолы. Между маленькими окнами в основании купола вписаны женские фигуры, олицетворяющие Добродетели и Блаженство.
Омовение ног, южный боковой нефСцены, изображенные на своде рядом с центральным куполом, представляют совершенно иной стиль, чем остальные мозаики конца XII — начала XIII в. Здесь изображены различные сцены из жизни Христа. Для этих мозаик характерен филигранный, почти карандашный рисунок фигур и свободное движение фигур на золотом фоне, что достигается отказом от детальной передачи пространства. Именно это придает картинам их тонкое орнаментальное очарование. В сцене омовения ног изображены все двенадцать апостолов. Шестеро из них сидят на скамье с высокой спинкой. Головы и небольшая часть верхнего туловища остальных выглядывают из-за них, словно скульптурные бюсты. В то время как Христос начал омывать ноги Петра, другие апостолы, сидящие на скамье, еще развязывают сандалии. Позднее разгорелся теологический спор, действительно ли при этом присутствовал Иуда. Здесь он изображен крайним справа в профиль, отмеченный преувеличенным и безобразно кривым носом.
Обретение мощей св. Марка, южный боковой нефПомимо изображения святых на южном куполе и сцен из жизни Девы Марии, переработанных в XVII в., в южном трансепте, под сводом, ведущим к правому боковому нефу, можно увидеть сцены обретения тела св. Марка. Стилистически эти мозаики совпадают с «Перенесением мощей св. Марка в Сан Марко», изображенными на фасаде северного портала, так называемом Порта ди Сант'Алипио. Как и его, их можно датировать второй половиной XIII в. На мозаике можно увидеть, как перед глазами священников, дожа и многочисленных богато одетых венецианцев и венецианок открывается колонна со спрятанными в ней мощами, считавшимися утраченными. На женщинах и девочках видны особенно богатые украшения.
День обретения мощей покровителя города св. Марка, 25 июня 1094 г., до сих пор считается в Венеции праздником.
Место нового обретения мощей св. Марка, южный боковой нефВо время перестройки церкви св. Марка в XI в. тело святого было спрятано в тайное место, известное только дожу и настоятелю Сан Марко. Знание о точном месте захоронения было утрачено в ходе смут конца эпохи правления Доменико Сельво в 1084 г. Лишь после долгого поста и моления, в котором принимало участие все население Венеции, при доже Витале Фальере с помощью чуда обнаружилось захоронение тела. Место, где находились святые мощи, обозначено мраморной плитой.