Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностеи и стремится к завоеваниям любой ценой.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все.
Бруно (Bruno) Джордано
 
Персоналии
Фабриций из Аквапенденте (Fabrici d'Acquapendente) Джироламо (1533— 1619), итальянский анатом. Профессор Падуанского университета (с 1565). Учитель У Гарвея. Труды по эмбриологии, сравнительной анатомии. Описал венозные клапаны, мешковидный вырост клоаки у птиц (т. н. фабрициева сумка).



Майорана (Majorana) Этторе (1906— 1938), итальянский физик-теоретик. Труды по атомной и ядерной физике. В 1932 году указал на существование нейтрона. Разработал (1933) первую теорию обменных сил (силы Майорана). Теоретически рассмотрел нейтрино как истинно нейтральную частицу.
 

Святой, похищенный для Республики
16-11-2012, 08:57

За исключением св. Петра, к которому восходит папская власть, и св. Иакова, которому посвящены сразу два города: Сантьяго де Компостелла (Испания) и Сантьяго де Чили, — едва ли любой другой святой мог приобрести такой политический успех, как св. Марк, выбранный в 829 г. защитником Венецианской республики. Следуя его покровительству, венецианцы одерживали победы.

Его символ, крылатый лев, стал гербом Венеции, который устанавливался везде, где распространялась власть Венеции. Изображение льва св. Марка украшало также венецианские монеты, которые ходили по всему миру. И рядом с резиденцией своих правителей венецианцы построили своему святому одну из самых роскошных церквей христианского мира. Но как св. Марк оказался в Венеции?

Согласно житию святого, Марк, один из двенадцати апостолов и четырех евангелистов, прибыл, по желанию св. Петра, в качестве миссионера в северо-восточную Италию, где основал епископство Аквилею. В него входила также и Венеция, то есть та область, которой суждено было стать Венецией. Согласно легенде, во время одной из миссионерских поездок святой заблудился в лагуне и заночевал на одном из островов в полной темноте. Во сне ему явился ангел, обратившийся к нему со словами: «Pax tibi Магсе» («Мир тебе, Марк»), Он предсказал ему, что именно на этом месте возникнет место его конечного погребения и его наивысшего почитания.

Святой, похищенный для Республики


Св. Марк. Мозаика XVI в. по рисунку Тициана над главным порталом собора San Marco


Дальнейшие поездки привели апостола в египетский город Александрию, который он также обратил в христианство и в котором учредил резиденцию епископа. Там же святой принял свое мученичество. Партия язычников, вновь одержавшая верх над христианами, бросила его в тюрьму, а затем, связав веревкой, протащила его по городу, пока тот не умер. Александрийские христиане похоронили его в своей епископской церкви. В IX в. Александрия находилась под властью мусульманских сарацин. Их халиф приказал начать строительство роскошного дворца. Поскольку быстро достать необходимый строительный материал было не так легко, его позаимствовали у христианских храмов. Тем самым место захоронения евангелиста оказалось в опасности. К счастью, в это время в Александрии находились два венецианских купца Рустикус (Рустик) и Бонус (Бон), которые незадолго до этого сумели привести свои суда, нагруженные богатыми товарами, в Александрийскую гавань, пережив тяжелый шторм. Находясь во время службы в храме св. Марка, они с беспокойством узнали от греческих священников, проводивших там богослужение, о планах халифа. Венецианцы тот час составили план того, как спасти мощи святого. Во-первых, они должны были убедить монахов в том, что лучше передать мощи в их руки, чем отдать их на поругание сарацинам. Затем они должны были справиться с трудностями, которые неизбежно возникнут как со стороны христианской общины, так и сарацин, как только они задумают увезти тело святого из Александрии. Глупо было ожидать, что христиан вдохновит похищение тела их святого покровителя. Тогда Рустик и Бон самозабвенно предались молитве св. Марку о поддержке. И случилось так, что, как только они вынесли тело святого из церкви, над городом поднялась сильная буря, заставившая всех людей спрятаться в их дома. Так, незамеченными, им удалось покинуть церковь с драгоценным грузом. Но как можно было пронести тело через мусульманскую таможню? Венецианцы сообразили, что надо сделать. Они перевезли тело в ящике. Но поскольку оно издавало чудесное благовоние, они прикрыли его кусками свинины. Для таможенников вид запретного мяса был настолько отвратителен,что они пропустили венецианцев без контроля.

После необычайно скорого возвращения через море в Венецию, которому способствовал сам святой, 31 января тело св. Марка прибыло в город, где было торжественно встречено епископом, дожем и всем населением. Ценные мощи должны были быть перенесены во Дворец дожей. Но по дороге туда именно на том месте, где позднее должна была возникнуть церковь, оно внезапно стало таким тяжелым, что его не смогли нести несколько мужчин. Только после того, как дож дал торжественный обет, что именно на этом месте будет сооружен храм для святого, тело Марка можно было поднять и перенести на место своего временного пристанища.

Святой, похищенный для Республики


Путешествие святого в Александрию. Мозаика, XII—XIII вв. San Marco, Венеция


Такова история перенесения мощей святого в Венецию. Перенос тела апостола в город на воде стал счастливым случаем на фоне резких разногласий, как раз в то время разгоревшихся между Венецией и епископством Акви-леей по поводу создания независимой венецианской епархии. Ведь после того, как мощи главного миссионера епископства Аквилеи находились в Венеции, даже римский папа, не говоря уже о непримиримом архиепископе, не могли противостоять венецианцам. Многие историки утверждали поэтому, что Рустик и Бон вовсе не были купцами, прибывшими в Александрию. Они скорее выполняли миссию, призванную раз и навсегда разрешить вопрос о епископстве в пользу венецианцев. Можно ли было вообще быть уверенным в том, что везешь настоящее тело? Ведь апостол был погребен более чем 700 лет назад. Впрочем, эти сомнения свойственны нашему дню, в то время как средневековому верующему они даже не могли прийти в голову. Чудо его перенесения в Венецию становится тем более понятным, если учесть, насколько имя апостола превознесло Венецию над остальными городами. Тот же самый контекст приобретает другое чудо с определением места его окончательного погребения, выбранного рядом с резиденцией мирского правителя, а не, скажем, в кафедральном соборе. Тем самым превосходство земной власти над церковной было легитимировано в Венеции с позиций христианской религии. При этом почитанию святого и присутствию его праха в Венеции ничуть не противоречили те факты, что святые мощи несколько раз исчезали, чтобы затем новое чудо не заставило их появиться.

Святой, похищенный для Республики


Св. Марк возвращает корабль Рустика и Бона обратно в Венецию. Мозаика, XII—XIII вв. San Marco, Венеция


Впрочем, у каждого, кто переступает порог церкви св. Марка, посещая место погребения святого, которое находится теперь под главным алтарем, не остается никаких сомнений в том, что он действительно стоит перед гробницей евангелиста, — по крайней мере в тот момент, пока он находится в храме.

Святой, похищенный для Республики


Якопо Тинторетто. Буря во время похищения тела св. Марка из Александрии (фрагмент). 1562—1566 гг. Галерея Академии, Венеция






Вернуться назад