Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии




 

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады
16-11-2012, 09:25

Палаццо Ducale - Западный и южный фасадыВид здания с открытыми портиками и расположенными над ними лоджиями был типичен для венецианских домов того времени. На Дворце дожей они представлены в виде стрельчатых арок и ажурного орнамента, которые вскоре были скопированы дворцами знати по всей Венеции. Резиденция венецианского правительства создает радостное, праздничное впечатление благодаря белому цвету аркад, богато отделанным капителям, игре света и тени на ажурных орнаментах и светлым краскам верхнего этажа. Два открытых этажа с аркадами способствуют тому, что закрытая верхняя часть здания словно парит над землей. На самом деле здание размером 71x75 метров покоится на мощных сваях из лиственницы. По сравнению с резиденциями других европейских правителей XIV в., бросается в глаза то, что Дворец дожей совершенно не укреплен. Уже в прошлые века для посетителя Венеции этот факт был наглядным свидетельством мирного сосуществования всех слоев населения в городе на воде.

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады


Филиппо Календарио. Опьянение Ноя (около 1344), южный фасад

Филиппо Календарио, казненный как сообщник дожа Фальера в 1355 г., первоначально был не только ведущим архитектором Дворца дожей, но и создателем целого ряда замечательных скульптур в аркадах здания. На крайнем правом углу фронта, расположенного к воде, изображена сцена «Опьянение Ноя». Слева виден старый Ной, у которого проливается вино из чаши. Его сыновья, заметившие опьянение и наготу своего отца, стоят по другую сторону. Один из них прикрывает его наготу платком, в то время как другой не проявляет к старику никакого сострадания. Тонкая наблюдательность в изображении фигур и точная передача растительного орнамента говорят о большом мастерстве Календарио.

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады


Западный фасад

В число семи древних аркад дворца, расположенных на Пьяццетте, входит тондо работы Филиппо Календарио в виде ажурного орнамента с аллегорическим изображением Венеции, в руки которой одновременно вложен меч богини правосудия. Речь идет при этом о первом публичном изображении аллегории венецианского государства. Венеция, олицетворяющая в роли Юстиции справедливость, стала с тех пор излюбленным символом Республики. Ибо венецианцы считали справедливость главной добродетелью своего государства. Львиный трон Венеции попирает два порока: с левой стороны — гнев, раздирающий свои одежды, а с правой — высокомерие, из шлема которого растут ослиные уши.

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады


Porta della Carta, 1438

Гордый дож Франческо Фоскари не только приказал возвести северо-западное крыло дворца, выходящее на Пьяццетту, но и соорудил вместе с этой частью здания новые ворота во внутренний двор, так называемую Порта делла Карта. Над дверью он повелел изобразить себя коленопреклоненным перед львом св. Марка. Спорно происхождение названия «Порта делла Карте» (итал. «бумага»). Иные утверждают, что оно произошло от государственного архива, располагавшегося здесь. Другие считают, что оно возникло благодаря приговорам и указам, которые зачитывались с этого места. Наконец, третьи полагают, что название появилось потому, что здесь подавались в письменной форме прошения в правительство. Находясь в зените своей власти, Фоскари в 1438 г. заказал строительство портала семье венецианских зодчих Буонов. Своими вычурными готическими формами ворота производят впечатление ювелирного изделия из золота. Это впечатление в свое время было усилено золотой и синей окраской портала.

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады


Fortitudo, Porta della Carta, 1438

Бартоломео Буон, возглавлявший семейное дело вместе со своим отцом, уже в глазах своих современников был лучшим венецианским скульптором. Однако не все скульптуры портала являются его произведениями. Большая мастерская Буонов, позволявшая ускорить ход работ, предполагала, что скульптор мог поручать многие фигуры своим способным сотрудникам. Так, ценные фигуры добродетелей в боковой нише, олицетворяющие Мудрость, Сострадание, Благоразумие и Храбрость, не были созданы самим Буоном. В первой нише снизу на правой стороне названо имя автора могучей Фортитудо, Храбрости. Им был Антонио Бреньо, который впоследствии создал аналогичные фигуры для гробницы Фоскари.

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады


Scala dei Giganti, 1484-1501

Минуя Порта делла Карта и темную Арка Фоскари, посетитель оказывается перед последней из четырех лестниц, которые раньше вели в служебные апартаменты дворца на втором этаже, — перед «лестницей гигантов». Она была создана в 1484 г. Антонио Риццо. Свое название она получила благодаря двум колоссальным статуям работы Якопо Сансовино, намного преувеличивающим естественный человеческий рост и установленным здесь в 1567 г. Они изображают Меркурия, римского бога торговли, и Нептуна, бога моря, символизирующих тем самым происхождение венецианского богатства. Столь же уместно выглядит изображение льва св. Марка над входной аркой в лоджию — символа святого покровителя города Марка и венецианского государства. Скала деи Джиганти всегда была местом великолепных церемоний коронации дожа.

Палаццо Ducale - Западный и южный фасады


Габриэль Белла. Коронация дожа на Скала деи Джиганти, до 1792
М.,х„ 95x147


Рельеф льва св. Марка, расположенный над Скала деи Джиганти, венчает статуи — олицетворения Моря и Торговли. Таким образом, каждому, кто вошел в Порта делла Карта и поднялся по величественной лестнице, бросается в глаза, что дела и морские путешествия венецианцев находятся под защитой евангелиста. О том, каким важным символическим знаком был этот рельеф, говорит тот факт, что его оригинал был разбит наполеоновскими войсками при завоевании Венеции в 1797 г. (Нынешний рельеф является лишь копией старого льва). Украшенная величественно и со вкусом, эта лестница играла важную роль во время приемов государственных гостей и коронации дожей. Главная часть праздничной церемонии разыгрывалась на самой лестнице.

Являясь автором картин на сюжеты повседневной жизни венецианцев, Габриэль Белла также изобразил сцену коронации дожа на Скала деи Джиганти. В окружении сенаторов и членов всех советов новоизбранный дож, возвышаясь на вершине лестницы, клялся в верности венецианскому государству и его законам. После этого самый молодой член Совета надевал на него camauro — шапочку из тончайшей белой ткани, а самый старший советник возлагал затем на голову дожа шапку и корону.




Вернуться назад