Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии




 

Почему портрет дожа закрыт нарисованным черным занавесом?
16-11-2012, 14:45

Почему портрет дожа закрыт нарисованным черным занавесом?Едва ли посетителю Дворца дожей под силу осмотреть портреты всех правителей Венеции, бесконечными рядами украшающие стены Зала Большого Совета, тем более что лишь поздние из них могут считаться аутентичными. Но одна особенность портретной галереи обязательно бросится ему в глаза: портрет дожа XIV в. Марино Фальера закрыт нарисованным черным занавесом. Спрашивается, какое ужасное преступление мог совершить этот дож, чтобы его изображение было уничтожено навсегда. Латинская надпись, сделанная в 1570 г., говорит только о том, что его портрет убран из-за его преступлений. Под ней скрывается еще более древняя надпись, которая сообщает, что речь здесь идет о предательстве. Зачем понадобилось Фальеру совершать это преступление, если до его раскрытия он был самым уважаемым человеком в городе?

Кандидатура Фальера на пост дожа называлась задолго до того, как почти в семидесятилетнем возрасте он был избран им 11 сентября 1354 г. Он происходил из древнего аристократического рода Венеции, был удачным адмиралом, генералом и дипломатом. Будучи членом Совета Десяти, он в 1310 г. даже имел поручение уничтожить опасного заговорщика Баджамонте Тьеполо. Тьеполо был убит между колоннами на Пьяццетте, и до сих пор ни один набожный венецианец не решается пройти мимо этого места. Однако, согласно венецианской легенде, Фальер, будучи послом при римском папе в Авиньоне, узнав о своем избрании дожем, тотчас прибыл в Венецию на государственном корабле, сошел на землю в густом тумане и прошел между злосчастными колоннами. Предзнаменования были самыми зловещими, тем более что, как сообщает в одном письме великий поэт Петрарка, новоизбранный дож вступил в свой дворец не с той ноги.

Почему портрет дожа закрыт нарисованным черным занавесом?


Тинторетто. Закрашенный черной краской портрет Марино Фальера (справа). Sala del Maegior Consiglio. Палаиио Ducale, Венеция


Достоверным фактом является то, что Фаль-еру удалось привлечь на свою сторону в качестве сообщников двух влиятельных представителей недворянского населения города: капитана и купца Бертуччо Изарелло и архитектора Дворца дожей Филиппо Календарио. Они должны были собрать других заговорщиков. Под предлогом того, что генуэзцы, с которыми венецианцы постоянно находились в состоянии войны и которые во времена предшественника Фальера в битве при Портолонго нанесли им тяжелое поражение, якобы прорвались в лагуну, Фальер задумал собрать в ночь с 15 на 16 апреля 1355 г. все Советы. Заговорщики должны были арестовать собравшееся правительство и провозгласить дожа единственным властителем.

Почему портрет дожа закрыт нарисованным черным занавесом?


Портреты дожей в Sala del Maggior Con-siglio


Можно только догадываться, почему Фальер решился на этот заговор. Очевидным является то, что после поражения при Портолонго среди простого населения Венеции усилилось недовольство. Оно обвиняло аристократию в том, что в силу ее трусости Венеция потерпела фиаско. Хроники также сообщают о различных обидах, которые аристократы в то время безнаказанно наносили простым людям и, в частности, одному из заговорщиков Изарелло. К тому же население и, возможно, сам дож настоятельно требовали заключения мира с генуэзцами, чему противились члены правительства. Кроме того, Фальер наверняка обращал внимание на другие итальянские города, где господство аристократов все больше и больше упразднялось единоличными правителями. На примере Генуи казалось, что политика, а также торговля городов с такой формой государственной власти были куда более успешными, чем в Венеции.

Скорее всего, дож действовал исходя из интереса своего родного города, а не ради личной власти для себя или своей семьи. Об этом говорит тот факт, что ему уже было семьдесят лет и он не имел наследников мужского пола. Тем самым, едва ли заговор мог пойти ему на пользу. Однако венецианцам было по душе другое объяснение. Они утверждали, что якобы бывший дож Микеле Стено в присутствии дожа в Зале Большого Совета обнародовал издевательский стишок, в котором выставлял жену Фальера изменницей, а самого мужа — рогоносцем. За это Стено было предъявлено обвинение, однако наказание за подобное оскорбление в глазах других аристократов должно было быть значительно строже, чем месячное пребывание Стено в тюрьме. Эта ситуация якобы подвигнула дожа окончательно упразднить правительство партии аристократов. Из документов следует, что Стено действительно был посажен в тюрьму за оскорбление дожа. Однако доподлинно не известно, шла при этом речь о его жене или нет.

Что бы в действительности ни было причиной заговора, он был раскрыт в результате предательства. Простые люди, с которыми общались заговорщики, открыто отказались участвовать в перевороте и вместо этого оповестили аристократов. Те пришли к дожу, чтобы предупредить о надвигающихся беспорядках. Фальеру не удалось помешать начавшемуся расследованию. Сначала были раскрыты его соучастники, а затем он сам. Ночью, под покровом тумана они были приговорены к смерти. Одиннадцать его сторонников из числа венецианцев с кляпом во рту, чтобы помешать их выкрикам и призывам к свержению правительства, были повешены в последующие дни на окнах Дворца дожей. Сам Фальер 17 апреля, лишенный всех знаков до-жеской власти, был обезглавлен на лестнице Дворца дожей, где незадолго до этого был коронован. Его погребальный колокол без языка и веревки был подвешен в башне Сан Марко, дабы никто больше не услышал его звон. Одиннадцать лет спустя портрет дожа был закрыт нарисованным занавесом.

Почему портрет дожа закрыт нарисованным черным занавесом?


Колонны на Пьяццетте, между которыми находилось место казни Баджамонте Тьеполо




Вернуться назад