Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии




 

Вода в городе, окруженном морем (часть 2)
19-11-2012, 12:40

Колодцы играли большую роль также в планировании строительства, поскольку было в высшей степени сложно удачно установить колодец, не снося при этом все здание и не перестраивая его заново. Поэтому уже построенные колодцы определяли план всех будущих строительных работ. Чтобы собрать как можно больше воды, в частных домах необходимо было вымостить весь двор. Ни одна грядка или цветочная клумба не имела право вступать в конкуренцию с водосборником. Это объясняет тот факт, почему венецианские дворы, как правило, не были укрыты крышей или усажены зеленью. Вместо этого на каждой площади, во дворцах аристократов и в крупных жилых домах раньше находились колодцы, чьи отверстия украшались каменным венком — «vera da pozzo». Иногда площадка вокруг колодца приподнималась, чтобы избежать попадания в него морской воды при наводнениях. Сегодня это можно увидеть во многих местах: например, на кампо Сан Тровазо или кампо Сант'Ан-джело.

Вода в городе, окруженном морем (часть 2)


Колодцы на площади S ant' Angel о. Площадь слегка возвышается к центру, чтобы в отверстие колодца не попадала вода


Отверстия общественных колодцев были закрыты крышкой с замком. Чиновник города, следивший за расходованием воды, открывал их для общего пользования лишь в определенное время. Это происходило как для того, чтобы регламентировать использование воды, так и для того, чтобы предотвратить ее загрязнение. Отравление колодцев было опасностью, которая постоянно преследовала людей в прошлые века. Во времена войны (и сегодня в некоторых местах планеты) это было опасным средством для запугивания гражданского населения. Страх передним был настолько велик, что обвинения в отравлении колодцев было излюбленным поводом для того, чтобы натравить толпу на определенных людей или группы населения: будьте ведьмы, евреи или еретики. Впрочем, в Венеции такого произойти не могло. Ибо, подобно всему, что имело значение для удовольствия и безопасности жителей, снабжение водой также управлялось и контролировалось государством. Пользоваться водой позволяла не только администрация города. Богатые частные лица, проживавшие на площади, строили колодцы для всеобщего блага. Они большей частью украшены гербами своих благородных спонсоров.

При всем контроле за снабжением своей водой венецианцы, тем не менее, упускали в течение столетий одну проблему, урегулировать которую удалось только при Наполеоне. Рядом с общественными площадями, использовавшимися для собирания воды, зачастую находились кладбища, расположенные вокруг церквей. Во время паводков вода поднимала трупы к поверхности земли, а с отливом трупный яд мог попасть в колодцы. Лишь в 1807 г., после того как был засыпан канал между San Michete и San Cristoforo della Pace, единственным местом захоронения в Венеции стало кладбище Сан Микеле.

Вода в городе, окруженном морем (часть 2)


Колодезный круг XVI в. у бокового нефа церкви Santi Giovanni е Paolo


«Vere da pozzo», каменные отверстия колодцев, еще в начале века были неотъемлемой частью кампо Венеции. Нередко они украшались богатыми резными работами по камню. Особенно красивый экземпляр XVI в. до сих пор находится на небольшой площади возле хора церкви Santi Giovanni е Paolo. Сегодня с большинства площадей исчезли самые красивые колодцы, которые после введения центральной системы водоснабжения показались излишними, не представляя для венецианцев ценности в качестве небольших произведений искусства. Подобно многим колодцам из частных домов, теперь многие из этих свидетельств венецианской жизни продолжают существовать в качестве бассейна для золотых рыбок на виллах богачей. Некоторые из них оказались в музеях. Там художественное качество этих скульптур намного уступает их изначальной функции как предмета повседневного пользования. Лишь в последние годы пришли к тому, чтобы охранять последние из них в качестве живых памятников прошлого на их изначальном месте. Только там они могут что-то рассказать жителю города и туристу о будничной культуре венецианцев в прошлые века, а также о том, что изобретательная техника и смекалка не изжили себя окончательно.





Вернуться назад