Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии




 

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 2
19-11-2012, 14:58

Когда герцог Винченцо в 1595 г., следуя призыву императора Рудольфа II, примкнул к войскам Габсбургов в их походе против турок, Клаудио был назначен руководителем капеллы, которая должна была сопровождать герцога. Ибо военный поход в эпоху сословного общества включал в себя, несмотря на зачастую скудные средства, не только три роты вооруженных охранников, но и целый придворный штат со своими пажами, писарями, врачами, поварами, виночерпиями и музыкантами. Поначалу военный поход напоминал скорее увеселительную прогулку, пролегавшую через Инсбрук, Вену и Прагу, где постоянные праздники предлагали возможность насладиться искусством герцогской капеллы.

Когда же, наконец, достигли Вишерада, где императорские войска осаждали занятую турками крепость, герцог внезапно разболелся вместе с большей частью своего войска, положив тем самым конец этому походу своим скорейшим возвращением в Мантую. Что касается Монтеверди, то впервые во время этого предприятия для композитора стали очевидны условия его жизни при мантуанском дворе, способные в будущем повредить его музыкальному творчеству. Будучи членами двора, музыканты и художники занимали промежуточное место между простыми служащими и придворными аристократами. Благодаря твердому кодексу поведения жизнь в окружении правителя превращалась в вечную, выученную игру. Бла-

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 2


Внутренний вид San Marco


го что художник считался в меньшей степени служащим, чем членом придворного общества. Однако ожидания и действительность резко расходились друг с другом. Это означало в том числе, что художникам было очень сложно в условиях скудной казны — а в Мантуе во времена Монтеверди она всегда была скудна — получить свое жалование. Приходилось самому себе зарабатывать на путешествия, необходимую элегантную одежду и подобающие придворному лицу украшения. Сюда же относились многочисленные интриги, без которых нельзя было прожить при дворе. Монтеверди пришлось долго ждать, прежде чем добиться желанной должности придворного капельмейстера. Несмотря на это, он имел такой большой успех, что был вовлечен в самые жестокие интриги. Один священник из Болоньи написал полемическое сочинение, объявлявшее резким новый музыкальный стиль, развитый Монтеверди, с его диссонансами и сильным выделением отдельного голоса. Поначалу Монтеверди был очень задет, однако успехи оправдали композитора. Он вынужден был и дальше искать покровительство при мантуанском дворе.

В 1599 г. он снова получил утешительное назначение, схожее с увеселительным походом 1595 г., сопровождая герцога во время его многомесячного лечения на водах в Спа. Там он имел возможность познакомиться с новым стилем декламирующей песни французских композиторов, который он впервые ввел в Италии. Ситуация на службе незначительно улучшилась даже после того, как в 1601 г. он, наконец, получил долгожданную должность придворного капельмейстера. Он постоянно вынужден был ожидать достойной платы за свою музыку и просить денег в унизительных обстоятельствах. Часто обещания герцога так и не выполнялись, переносясь на будущие выплаты. Чтобы купить вещи первой необходимости, композитор брал кредит. Постоянные конфликты, связанные с деньгами и придворной репутацией, а также сырой климат Мантуи подорвали здоровье Монтеверди. Ситуация стала невыносимой после смерти жены в 1607 г. Монтеверди тяжело заболел и уехал назад в Кремону, к своему отцу, который настоятельно отговорил его возвращаться в Мантую. Однако Клаудио снова

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 2


Титульный лист партитуры оперы «Орфей», издание 1609 г.


дал запутать себя обещаниями герцога, что опять привело к тяжелым заболеваниям. После своей смерти герцог Винченцо оставил совершенно расстроенный государственный бюджет. Его сын Франческо, новый герцог, перед лицом сложного финансового положения отправил в отставку всех членов придворного штата, которые показались ему ненужными. В число 45 отставленных придворных попал и капельмейстер Монтеверди. Герцог буквально вышвырнул на улицу самого известного композитора Италии. Если бы его не приютил старый отец в Кремоне, у Монтеверди не осталось бы даже крыши над головой.

Известие о его отставке распространилась по всей Италии в мгновение ока. И здесь любители музыки в Венеции не упустили свой шанс. Они сделали бывшему придворному музыканту поистине невероятное предложение. Они предложили ему место руководителя Капеллы ди Сан Марко с княжеским содержанием в 400 дукатов, бесплатным жильем и прочими льготами. Теперь сам Монтеверди должен был почувствовать венецианскую свободу, которая так отличалась от искусственной атмосферы при княжеском дворе. Не случайно такие художники, как Тициан, никогда не хотели променять возможность жить в Венеции ни на один двор в мире. Венецианцы платили не просто исправно, но также не запрещали своему «божественному Клаудио», как они его вдохновенно называли, работать на другие заказы. Как только ман-туанский двор сумел решить свои финансовые дела, в адрес известного композитора вновь посыпались предложения. Однако восхищает тот тон холодного равнодушия, с которым Монтеверди, имея твердое положение в Венеции, отвечал в своих письмах бывшим хозяевам, даже выполняя для них работу. Его финансовое положение было теперь окончательно исправлено, а понимавшие и ценившие музыку венецианцы окружили «своего» Монтеверди величайшим почетом. Ни одно соблазнительное предложение не могло заставить композитора покинуть Венецию.

Можно с уверенностью назвать последние 39 лет его жизни, все еще наполненные большой силой творчества, самыми счастливыми и спокойными за всю жизнь композитора. Кончину 84-летнего Монтеверди по распоряжению дожа и правительства отметили торжественным богослужением в Сан Марко. Другим художником, заслужившим такое внимание со стороны государства, был только Тициан. В той же самой церкви, в которой был погребен известный живописец наряду с многочисленными дожами, нашел свое последнее пристанище и Монтеверди. Подобно Тициану, великий композитор удостоился великих почестей венецианцев. И сам Клаудио Монтеверди внес своим искусством большой вклад в славу и блеск Светлейшей.

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 2


Панорама города Мантуя, 1575 г.






Вернуться назад