
Братство св. Иоанна Евангелиста является одним из самых древних в Венеции (основано в 1261 г.). В 1369 г. ему была подарена частица св. Креста, укрепившая большой престиж скуолы и принесшая ей новые денежные поступления. Начало XV в. братство смогло отметить расширением своего здания. Когда в 1478 г. была сделана великолепная внутренняя лестница, Пьетро Ломбардо получает заказ на строительство монументальных ворот у входа во двор скуолы. На люнете над самым входом изображен орел в качестве символа евангелиста Иоанна и эмблемы скуолы. Работая с Ломбардо, братство могло быть уверенным, что в его произведении органично соединятся модные формы Ренессанса с позднеготической пышностью, идеально подходящие в качестве доказательства образованности и богатства.
Джентиле Беллини. Обретение частицы св. Креста. Конец XV в. (Находится в Академии)
X., м., 323x430Сегодня скуола лишена своего бывшего богатого убранства. Картины, украшавшие ее в XV в., были созданы в мастерской семьи Беллини —- ведущей в то время в Венеции. Если картины отца, находившиеся на первом этаже, сегодня потеряны, то в Академии еще можно насладиться живописью большого цикла, молодым поколением художников. Главной темой этих картин была частица св. Креста, способствовавшая большому престижу скуолы. Картина
Джентиле Беллини изображает чудо, произошедшее, по всей вероятности, между 1370 и 1382 гг. Во время процессии по мосту Сан Лоренцо священная реликвия — частица креста Спасителя упала в воду канала. Она все время выскальзывала из рук братьев, тщетно пытавшихся поймать ее в воде. И только настоятель скуолы Андреа Вендрамин смог взять ее. На картине изображен момент, когда он держит реликвию в своих руках и приближается к берегу. Картины, посвященные истории скуолы, являются важными свидетелями жизни Венеции XV в.
На картинах можно увидеть многочисленные портреты. Не известно, кем является группа людей, стоящих на коленях, на правой стороне картины (раньше ими ошибочно считалась семья Беллини). Слева изображена королева Кипра Катерина Корна-ро со своей свитой. В фигурах, изображенных в работе Джентиле Беллини «Чудо с крестом на мосту Сан Лоренцо», особенно ярко проявилось величие его таланта.