Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть.
Альфьери (Alfieri) Витторио

Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит.
Петрарка (Petrarca) Франческо

Не существует ни ада, ни рая, ни дьяволов, так как их никогда и никому не приходилось видеть; это басни, сочиненные для устрашения.
Кампанелла (Campanella) Томмазо
 
Персоналии
Карраччи (Carracci), семья итальянских художников болонской школы, представители академизма: Лудовико (1555— 1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609). Основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (1583). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко. Наиболее известен Аннибале, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597—1604).

Григорий XVI (Gregorius) (в миру Бартоломео Альберто Каппеллари,Вагго1отео Alberto Cappellari) (1765—1846), Папа Римский с 1831 года. Монах, затем генерал камальдульского ордена (1814), кардинал (1825). Время его понтификата отмечено революционными движениями в Папской области, направленными против светской власти пап. Осуждал какие-либо уступки духу времени, защищал идею папской теократии, в буллах «Mirari vos» (1832) и «Singulari nos» (1834) осудил либеральные идеи Ламенне.
 
Современное общество. Итальянский язык

1  2

Итальянский язык — разговорный и официальный язык Италии. Он также является одним из четырех официальных языков Швейцарии. На итальянском языке и его диалектах говорят в некоторых прилегающих к Италии районах — на Мальте, Корсике, в швейцарском кантоне Тичино. Итальянский язык широко используется во всем регионе Средиземного моря как язык межнационального общения. Итальянские эмигранты привезли свой язык во Францию, Германию, Испанию, Северную Африку, Соединенные Штаты, Южную Америку и Австралию. Таким образом, сегодня можно услышать итальянскую речь на всех континентах. В настоящее время итальянский язык считают родным, по приблизительным данным, около 65 миллионов человек.

Итальянский язык относится к романской группе языков, то есть произошел из разговорной латыни и имеет непрерывную устную традицию. Характерной особенностью итальянского языка является наличие большого числа диалектов. Некоторые из них структурно настолько отличны от итальянского, что могли бы рассматриваться как отдельные языки. Длительная политическая раздробленность Италии способствовала устойчивости диалектов. Многочисленные местные диалекты итальянского языка могут быть сведены в три крупные группы: диалекты севера, центра и юга Италии. В составе диалектов севера, в свою очередь, выделяются две большие группы — диалекты галло-итальянские, включающие в себя ломбардский, пьемонтский, генуэзский и эмильянский, с их дальнейшими подразделениями, и венецианские наречия. Группа центральных диалектов включает наречия Тосканы, Умбрии, Северного Лацио, области Марке, а также корсиканский диалект. К группе диалектов юга относятся близкие друг к другу неаполитанский, абруццский, калабрий-ский, апулийский, а также большая группа сицилийских диалектов. Особое место по отношению к названным диалектам итальянского языка занимает сардинский язык. Он обладает глубоким своеобразием как в словарном запасе, так и в грамматическом строе. По этой причине сардинский язык выделяется многими учеными в качестве самостоятельного.

Подобно другим романским языкам, итальянский язык, как и все его диалекты, возник на основе латинского языка (так называемой вульгарной латыни), имевшего свои местные диалектные особенности. Специфика происхождения итальянского языка, по сравнению с другими романскими языками, состоит в том, что он возник и развивался на территории метрополии Римской империи. Здесь латинский язык задолго до образования империи Цезаря стал общим языком Апеннинского полуострова, одержав верх над родственными ему италийскими языками и языками других древних обитателей Италии. Этим объясняется тот факт, что итальянский язык оказывается во многих отношениях наиболее близким к латыни романским языком. Постепенное качественное преобразование латинского языка в итальянский язык происходит после падения Римской империи, на протяжении VI— X веков. Самыми ранними памятниками итальянского языка являются свидетельские показания, записанные в латинских юридических документах (960 г.).

Развиваясь как литературный язык, итальянский выдержал серьезную борьбу с провансальским, которым в XIII веке пользовались трубадуры итальянского происхождения, а также с французским, широко распространенным в Северной Италии. Первая попытка создания общелитературного итальянского языка связана с деятельностью на юге Италии «сицилийской школы» поэтов (XIII век) при дворе Фридриха II. Здесь происходило сближение диалектов и возвышение диалектной речи до уровня литературного языка. Однако эта попытка не привела к формированию общеитальянского литературного языка, хотя в известной мере подготовила его.

С конца XIII века, благодаря общественно-экономическому и политическому прогрессу Тосканы, среди диалектов Италии выдвигается тосканский, точнее флорентийский, диалект, который и лег в основу общеитальянского литературного языка. Этому в огромной мере способствовало творчество таких великих художников слова, как Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375), закрепивших авторитет флорентийского диалекта как литературной нормы. Автор «Божественной комедии» по праву считается основателем итальянского языка.

Позиции итальянского языка как языка литературы и науки постепенно укрепились в упорной борьбе с латинским языком, который в течение многих столетий продолжал оставаться официальным письменным языком Италии. Большой вклад в дело развития итальянского языка внесли писатели, мыслители, ученые Леон Баттиста Альберти (1404— 1472), Лоренцо Валла (1407—1457), Пьетро Бембо (1470—1547), Лудовико Ариос-то (1474—1533), Никколо Макиавелли (1469— 1527), Торквато Тассо (1544— 1595), Галилео Галилей (1564—1642) и многие, многие другие. Они создали целый ряд великолепных художественных и научных произведений на итальянском языке, обогатили его новыми словами и терминами. Важной вехой в истории итальянского языка явилось создание во Флоренции в 1583 году Академии делла Круска (Accademia della Crusca, буквально — академия отрубей), которая призвана была бороться за очищение итальянского литературного языка («как муки от отрубей»). В 1612 году вышел первый словарь, созданный лексикографами академии, которая и по сей день остается важнейшим центром изучения итальянского языка.

Еще каких-то 50 лет назад значительная часть населения страны говорила преимущественно на местных диалектах, которые нельзя отнести к итальянскому языку как таковому. В последние десятилетия развитие и распространение средств массовой информации (газет, радио, телевидения) кардинально изменило ситуацию: практически все владеют общенациональным итальянским языком.

Со времени литературного оформления итальянского языка его фонетический состав подвергся лишь незначительным изменениям. Характерной чертой итальянского языка является наличие удвоенных согласных (fiamma — пламя, grossezza — толщина, legge — закон), имеющих разное происхождение, в некоторых случаях удвоение согласных имеет смыслоразличительное значение. Другая характерная особенность итальянского языка — преобладание открытых слогов, вследствие чего почти все слова оканчиваются на гласные. Ударение располагается преимущественно на втором от конца слоге, но нередко бывает и на последнем слоге, в этом случае оно, как правило, обозначается на письме (citta — город, caffe — кофе, virtu — добродетель). Когда ударение падает на третий или даже четвертый слог от конца (culmine — вершина, giovane — молодой, favola — сказка, басня), оно на письме не обозначается. Орфография итальянского языка очень последовательна и сравнительно мало расходится с произношением.

Грамматический строй итальянского языка, сложившийся в основном уже к XIV веку, типичен для романских языков. Склонение имен существительных, изменяющихся лишь по числам, осуществляется с помощью предлогов (di, a, da, in, su и др.). Средний род как таковой отсутствует. Имени обычно сопутствует артикль — определенный (il, 1а, 1о, l', i, gli, le), развившийся из латинского местоимения ille, или неопределенный (un, una, uno, un), развившийся из латинского числительного unus. Многие предлоги сливаются с определенным артиклем в одно целое. Прилагательные разделяются на два класса: к первому относятся прилагательные с разными окончаниями для мужского и женского рода (nero — черный, nera — черная), ко второму — с общим окончанием для обоих родов (grande — большой, большая). Характерная черта личных местоимений — наличие ударных и безударных форм (egli — он, lui — он), притяжательные местоимения обычно сопровождаются артиклем (il mio libro — моя книга). Система глагольных времен состоит из простых времен, непосредственно развившихся из соответствующих латинских, и сложных, глубокие корни которых уходят опять-таки в латынь.

Итальянский синтаксис характеризуется многими общероманскими чертами, при этом целый ряд явлений объясняется позднейшим латинским воздействием. Основной словарный фонд итальянского языка по своему происхождению — преимущественно латинский.

Итальянский как язык великой культуры Возрождения оказал значительное влияние на все языки Западной Европы, в особенности на французский, английский, немецкий и испанский. Во всех этих языках имеется несколько сотен слов итальянского происхождения, в основном относящихся к достижениям культуры в таких областях, как музыка, искусство и литература; музыкальная терминология во всем мире до сих пор остается по преимуществу итальянской. Помимо западно-европейских языков, итальянский оказал существенное влияние на албанский, румынский, языки народов бывшей Югославии и, особенно, на новогреческий, который в течение нескольких веков заимствовал множество итальянских элементов. Кроме того, так называемый lingua franca — язык, на котором говорили в Средние века во всех портовых городах Средиземноморья, в своей основе имеет итальянский.

1  2