Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом.
Бруно (Bruno) Джордано

Любовь есть желание наслаждаться красотой. Красота же есть некое сияние, влекущее человеческую душу.
Фичино (Ficino) Марсилио
 
Персоналии
Гаудини (Gaudini) Джулио (1904—1948), итальянский спортсмен (фехтование). Чемпион Олимпийских игр (1928, рапира, командное первенство, и 1936, рапира, личное и командное первенство). Многократный призер Олимпийских игр (1928—1936) в фехтовании на саблях и рапирах. 6-кратный чемпион мира в 1930-е годы.

Буцци (Buzzi) Паоло (1874—1956), итальянский поэт и писатель, один из основоположников футуризма. Много писал в разных жанрах. Среди его поэтических книг — сборники «Аэропланы» (1909), «Свободные стихи» (1913), «Поэма радиоволн» (1940), «Атомное» (1952). Роман-поэма «Изгнание» (1906) и тексты для театра из цикла «Сценические синтезы» (1917).
 
Области и города Италии. Турин (Torino)

Город Турин является административным центром одноименной провинции и области Пьемонт. Население Турина составляет 855 тыс. жителей (с пригородами — 1 млн 609 тыс.). По этому показателю Турин занимает четвертое место в Италии (после Рима, Милана и Неаполя). Это крупнейший транспортный узел. Важный промышленный и культурный центр страны. В Турине и его городах-спутниках развито автостроение (заводы концерна «ФИАТ»), авиастроение, производство железнодорожного и электротехнического оборудования, приборостроение, радиоэлектронная, химическая, фармацевтическая, полиграфическая, легкая и пищевая промышленность. Турин — крупный центр (наряду с Миланом) итальянской моды и дизайна. Здесь имеется университет, основанный в 1405 году. Турин — столица XX зимних Олимпийских игр (2006).

В древности на территории современного Турина находилось поселение племени тауринов, отсюда произошло название города. Около 30 года до нашей эры здесь, на границе с Галлией, была основана римская колония, имевшая важное стратегическое значение. Город получил название Аугуста Тауринорум (Augusta Taurinorum). В IV—V веках нашей эры он подвергся опустошительным набегам варваров и был практически полностью разрушен. В VI—VII веках Турин — центр Лангобардского королевства, а с конца VIII века — в составе государства Каролингов. В дальнейшем история Турина тесно связана с историей Пьемонта (см. «Пьемонт»), столицей которого он является вот уже несколько столетий.

Турин расположен в живописном месте у подножия гор, в месте слияния рек Дора-Рипария и По. В архитектурном отношении он существенно отличается от других итальянских городов. Для Турина характерна строгая прямоугольная планировка, просторные площади, широкие проспекты. Здесь мало архитектурных памятников, относящихся к эпохе Средневековья и Ренессансу. Дворцы, церкви, театры, придающие городу монументальныи вид и составляющие славу Турина, построены, главным образом, в XVII—XVIII веках. Есть в городе целый ряд интересных архитектурных сооружений, возведенных в XIX, XX и даже в XXI веке. Впрочем, обо всем по порядку.

В основе прямоугольной градостроительной структуры Турина лежит планировка древнеримского военного лагеря. Памятники этой эпохи — развалины римского театра и прекрасно сохранившиеся ворота Порта Палатина (Porta Palatina).

Интересна история одного из самых старых и самых известных архитектурных памятников Турина — Палаццо Ма-дама (Palazzo Madama), расположенного на Piazza Castello. В античные времена здесь находились городские ворота. В 1276 году на этом месте начали строить замок, причем остатки ворот стали частью замка. Строительство велось с большими перерывами и было завершено в общих чертах лишь в 1402—1414 годах. С 1440 года Палаццо Мадама стало резиденцией правителей Пьемонта — герцогов Савойских, а с середины XVII века — резиденцией вдовы короля. В 1718— 1721 годах архитектор Филиппо Ювара перестроил фасад и парадную лестницу дворца. В XIX веке дворец стал центром политической жизни города — здесь происходили заседания законодательного органа власти — Сената. В настоящее время в Палаццо Мадама располагается городской Музей древнего искусства (Museo Civico di Arte Antica).

В 1490 году архитектором Мео дель Карпино было начато строительство городского собора (Duomo). В первой половине XVII века в городе работал уроженец Турина архитектор Карло ди Кас-телламонте (1560—1641). Он построил замок Кастелло дель Валентино (1633), церковь Санта-Кристина (1639), оформил площадь Сан-Карло (1615—1637). В окрестностях Турина можно увидеть ряд великолепных вилл, самой известной из которых является Villa della Regina, построенная в начале XVII века архитектором Асканио Витоцци (1539—1615) для кардинала Маурицио Савойского.

Величественный архитектурный облик Турина связан с именами двух выдающихся итальянских архитекторов: Гва-рино Гварини (1624—1683) и Филиппо Ювара (1678—1736). Они преобразили облик города, создав ряд архитектурных шедевров.

В творчестве Гварино Гварини причудливость и напряженность архитектурных форм, характерные для итальянского барокко, парадоксальным образом сочетаются с точным математическим расчетом и строгой логикой композиции. Среди его творений — церкви Сан-Лоренцо (1668—1687) и Сан-Филиппо Нери (1675), Палаццо Кариньяно (с 1679).

Творчество Филиппо Ювара принято относить к позднему барокко. В Турине он, как уже было сказано, перестроил фасад и лестницу Палаццо Мадама (1718—1721), а в окрестностях города построил базилику Суперга (1715—1731) и знаменитый охотничий замок Ступи-ниджи (1729—1734).

В XVIII—XIX веках были окончательно оформлены площади Турина — Piazza Castello, Piazza San Carlo, Piazzetta Maria Teresa и другие.

Символом Турина стала башня Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana), построенная в 1863—1878 гг. архитектором Алессандро Антонелли (1798—1888). Высота башни 167 метров. Жители города гордятся ею не меньше, чем парижане знаменитой Эйфелевой башней.

В 30-е годы XX века известным итальянским архитектором Марчелло Пья-чентини (1881—1960) была кардинальным образом перестроена в стиле неоклассицизма главная улица Турина — Виа Рома (Via Roma). После Второй мировой войны крупнейший итальянский архитектор Пьер Луиджи Нерви (1891 — 1979) построил в Турине Дворец выставок (1948—1950) и Дворец труда (1961).

Есть в Турине и оригинальное сооружение, относящееся уже к архитектуре XXI века. В 2002 году выдающийся итальянский архитектор Ренцо Пиано (р. 1937) воздвиг здесь здание для картинной галереи Джованни и Мареллы Аньелли (Pinacoteca Giovanni е Marella Agnelli). Он же в 1993—1995 годах перестроил бывший завод концерна «ФИАТ» в огромный выставочный комплекс Линготто (Lingotto).

Мощный толчок городскому строительству придало решение о проведении в Турине XX зимних Олимпийских игр 2006 года. Построены новые стадионы, проложены новые и реконструированы старые шоссейные дороги, сооружена олимпийская деревня.

В Турине находится один из старейших в Италии университетов, который был основан в начале XV века графом Людовиком Савойским (1364—1418). В 1404 году это учебное заведение было удостоено благословения Папы Римского Бенедикта XIII — именно этот год принято считать годом основания университета. Таким образом, история Туринского университета насчитывает уже более шести веков. Первоначально в университете было четыре факультета: юридический, богословский, медицинский и факультет искусств. С момента своего основания он отличался интернациональным характером и вольнодумством. В разные годы здесь учились и преподавали выдающиеся ученые и философы. Причем не только итальянцы, но и французы, немцы, австрийцы, представители других европейских стран. Пожалуй, самым известным из выпускников Туринского университета является выдающийся писатель и мыслитель-гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469— 1536). Среди профессоров Туринского университета французский математик Огюстен Луи Коши (1789—1857), немецкий физиолог и философ Якоб Молешотт (1822—1893), итальянские химики Амедео Авогадро (1776—1856) и Асканио Собреро (1812—1888), антрополог и психиатр Чезаре Ломброзо (1835—1909), математик Джузеппе Пеано (1858—1932), экономист Луиджи Эйнауди (1874—1961), философы Луиджи Парейсон (1918— 1991), Никола Аббаньяно (1901 — 1990), Норберто Боббио (1909—2004). Туринский университет сегодня — это крупнейший научный центр Италии. На двенадцати его факультетах учатся около 40 тысяч студентов.

В Турине работает множество самых разнообразных музеев и галерей.

Среди наиболее интересных:

Египетский музей. Его богатейшая коллекция египетских древностей ставится специалистами в один ряд с коллекцией Каирского музея. Здесь собраны мумии фараонов, остатки барельефов, украшенные рисунками, а также предметы быта и украшения египетских правителей.

• Галерея Академии художеств Альбертина.

• Галерея Сабауда с коллекцией шедевров итальянской и нидерландской живописи XV—XVII веков.

• Национальный музей кино. Он размещается в Моле Антонеллиана. Музей отличается фантастическим объемом информации и интерактивностью экспозиции.

• Музей истории автомобиля. Он распо-лает интереснейшей экспозицией, охватывающей историю автомобилестроения с конца XIX века до сегодняшнего дня.

Турин — традиционное место проведения различных международных выставок, салонов, фестивалей. Здесь проходит традиционный ежегодный Международный автомобильный салон, Международный салон техники. В выставочном комплексе Линготто ежегодно устраивается Международная книжная ярмарка. В сентябре в Турине проводится традиционный музыкальный фестиваль, в программу которого включены как классические, так и современные произведения.

На протяжении всей своей многовековой истории Турин был тесно связан с Францией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что здесь родились не только итальянские знаменитости, но и французские. Из множества прославленных уроженцев Турина мы отобрали 12 человек: Бонавентура Кавальери (1598—1647), математик; Жозеф Луи Лагранж (1736—1813), математик и механик; Амедео Авогадро (1776—1856), физик и химик; Камилло Бенсо Кавур (1810—1861), граф, государственный деятель и дипломат; Франческо Таманьо (1850—1905), певец (драматический тенор); Нина Риччи (Мария Ниелли) (1883—1970), французский модельер-дизайнер; Карло Леви (1902— 1975), писатель, журналист, художник, общественный деятель; Аурелио Печчеи (1908—1984), общественный деятель, антифашист, крупный промышленник; Сальвадор Эдуард Лурия (1912—1991), вирусолог и генетик; Марсель Бик (1914—1994), французский предприниматель; Джанни Ваттимо (р. 1936), один из крупнейших современных итальянских философов; Соня Ганди (р. 1946), видный политический деятель Индии.

В заключение статьи, посвященной Турину, необходимо сказать несколько слов о Туринской плащанице — уникальной христианской реликвии, хранящейся в этом городе. Плащаница представляет собой кусок полотна, в который, по преданию, было завернуто тело Спасителя после снятия с креста. На нем имеются изображения мужчины (спереди и сзади), перенесшего распятие на кресте; хорошо различимо его лицо. Характер ран, видных на изображениях, позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок — все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.

Полотно в течение столетий было собственностью Савойской династии. Самые ранние документальные сведения о плащанице датируются 1357 годом, есть письменное свидетельство о том, что в этом году во Франции обладателем полотна был некий рыцарь, предки которого участвовали в крестовых походах. В 1578 году плащаница была куплена у потомков этого рыцаря и перевезена в Турин. История плащаницы до 1357 года опирается, главным образом, на догадки. Косвенные данные позволяют проследить историю плащаницы вплоть до I века нашей эры.

В настоящее время плащаница хранится в соборе Святого Иоанна (Chiesa di San Giovanni), а если быть совсем точным, то в специальной часовне (Cappella della Sacra Sindone), построенной по проекту архитектора Гварино Гварини в 1667— 1694 годах.

К сожалению, плащаница выставляется на всеобщее обозрение очень редко, всего несколько раз в столетие. В последний раз это произошло в 2000 году, следующая экспозиция намечена на 2025 год.