Город Турин является административным центром одноименной провинции и области Пьемонт. Население Турина составляет 855 тыс. жителей (с пригородами — 1 млн
609 тыс.). По этому показателю Турин занимает четвертое место в Италии (после Рима, Милана и Неаполя). Это крупнейший транспортный узел. Важный промышленный
и культурный центр страны. В Турине и его городах-спутниках развито автостроение (заводы концерна «ФИАТ»), авиастроение, производство железнодорожного и
электротехнического оборудования, приборостроение, радиоэлектронная, химическая, фармацевтическая, полиграфическая, легкая и пищевая промышленность. Турин —
крупный центр (наряду с Миланом) итальянской моды и дизайна. Здесь имеется университет, основанный в 1405 году. Турин — столица XX зимних Олимпийских игр (2006).
В древности на территории современного Турина находилось поселение племени тауринов, отсюда произошло название города. Около 30 года до нашей эры здесь, на
границе с Галлией, была основана римская колония, имевшая важное стратегическое значение. Город получил название Аугуста Тауринорум (Augusta Taurinorum). В IV—V
веках нашей эры он подвергся опустошительным набегам варваров и был практически полностью разрушен. В VI—VII веках Турин — центр Лангобардского королевства,
а с конца VIII века — в составе государства Каролингов. В дальнейшем история Турина тесно связана с историей Пьемонта (см. «Пьемонт»), столицей которого он
является вот уже несколько столетий.
Турин расположен в живописном месте у подножия гор, в месте слияния рек Дора-Рипария и По. В архитектурном отношении он существенно отличается от других
итальянских городов. Для Турина характерна строгая прямоугольная планировка, просторные площади, широкие проспекты. Здесь мало архитектурных памятников,
относящихся к эпохе Средневековья и Ренессансу. Дворцы, церкви, театры, придающие городу монументальныи вид и составляющие славу Турина, построены, главным
образом, в XVII—XVIII веках. Есть в городе целый ряд интересных архитектурных сооружений, возведенных в XIX, XX и даже в XXI веке. Впрочем, обо всем по порядку.
В основе прямоугольной градостроительной структуры Турина лежит планировка древнеримского военного лагеря. Памятники этой эпохи —
развалины римского театра и прекрасно сохранившиеся ворота Порта Палатина (Porta Palatina).
Интересна история одного из самых старых и самых известных архитектурных памятников Турина — Палаццо Ма-дама (Palazzo Madama), расположенного на Piazza
Castello. В античные времена здесь находились городские ворота. В 1276 году на этом месте начали строить замок, причем остатки ворот стали частью замка.
Строительство велось с большими перерывами и было завершено в общих чертах лишь в 1402—1414 годах. С 1440 года Палаццо Мадама стало резиденцией правителей
Пьемонта — герцогов Савойских, а с середины XVII века — резиденцией вдовы короля. В 1718— 1721 годах архитектор Филиппо Ювара перестроил фасад и парадную лестницу
дворца. В XIX веке дворец стал центром политической жизни города — здесь происходили заседания законодательного органа власти — Сената. В настоящее время в
Палаццо Мадама располагается городской Музей древнего искусства (Museo Civico di Arte Antica).
В 1490 году архитектором Мео дель Карпино было начато строительство городского собора (Duomo). В первой половине XVII века в городе работал уроженец Турина
архитектор Карло ди Кас-телламонте (1560—1641). Он построил замок Кастелло дель Валентино (1633), церковь Санта-Кристина (1639), оформил площадь Сан-Карло
(1615—1637). В окрестностях Турина можно увидеть ряд великолепных вилл, самой известной из которых является Villa della Regina, построенная в начале XVII века
архитектором Асканио Витоцци (1539—1615) для кардинала Маурицио Савойского.
Величественный архитектурный облик Турина связан с именами двух выдающихся итальянских архитекторов: Гва-рино Гварини (1624—1683) и Филиппо Ювара (1678—1736).
Они преобразили облик города, создав ряд архитектурных шедевров.
В творчестве Гварино Гварини причудливость и напряженность архитектурных форм, характерные для итальянского барокко, парадоксальным образом сочетаются с точным
математическим расчетом и строгой логикой композиции. Среди его творений — церкви Сан-Лоренцо (1668—1687) и Сан-Филиппо Нери (1675), Палаццо Кариньяно (с 1679).
Творчество Филиппо Ювара принято относить к позднему барокко. В Турине он, как уже было сказано, перестроил фасад и лестницу Палаццо Мадама (1718—1721),
а в окрестностях города построил базилику Суперга (1715—1731) и знаменитый охотничий замок Ступи-ниджи (1729—1734).
В XVIII—XIX веках были окончательно оформлены площади Турина — Piazza Castello, Piazza San Carlo, Piazzetta Maria Teresa и другие.
Символом Турина стала башня Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana), построенная в 1863—1878 гг. архитектором Алессандро Антонелли (1798—1888).
Высота башни 167 метров. Жители города гордятся ею не меньше, чем парижане знаменитой Эйфелевой башней.
В 30-е годы XX века известным итальянским архитектором Марчелло Пья-чентини (1881—1960) была кардинальным образом перестроена в стиле неоклассицизма главная
улица Турина — Виа Рома (Via Roma). После Второй мировой войны крупнейший итальянский архитектор Пьер Луиджи Нерви (1891 — 1979) построил в Турине Дворец
выставок (1948—1950) и Дворец труда (1961).
Есть в Турине и оригинальное сооружение, относящееся уже к архитектуре XXI века. В 2002 году выдающийся итальянский архитектор Ренцо Пиано (р. 1937) воздвиг
здесь здание для картинной галереи Джованни и Мареллы Аньелли (Pinacoteca Giovanni е Marella Agnelli). Он же в 1993—1995 годах перестроил бывший завод концерна
«ФИАТ» в огромный выставочный комплекс Линготто (Lingotto).
Мощный толчок городскому строительству придало решение о проведении в Турине XX зимних Олимпийских игр 2006 года.
Построены новые стадионы, проложены новые и реконструированы старые шоссейные дороги, сооружена олимпийская деревня.
В Турине находится один из старейших в Италии университетов, который был основан в начале XV века графом Людовиком Савойским (1364—1418). В 1404 году это
учебное заведение было удостоено благословения Папы Римского Бенедикта XIII — именно этот год принято считать годом основания университета. Таким образом, история
Туринского университета насчитывает уже более шести веков. Первоначально в университете было четыре факультета: юридический, богословский, медицинский и факультет
искусств. С момента своего основания он отличался интернациональным характером и вольнодумством. В разные годы здесь учились и преподавали выдающиеся ученые и
философы. Причем не только итальянцы, но и французы, немцы, австрийцы, представители других европейских стран. Пожалуй, самым известным из выпускников Туринского
университета является выдающийся писатель и мыслитель-гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469— 1536). Среди профессоров Туринского университета
французский математик Огюстен Луи Коши (1789—1857), немецкий физиолог и философ Якоб Молешотт (1822—1893), итальянские химики Амедео Авогадро (1776—1856) и Асканио
Собреро (1812—1888), антрополог и психиатр Чезаре Ломброзо (1835—1909), математик Джузеппе Пеано (1858—1932), экономист Луиджи Эйнауди (1874—1961), философы Луиджи
Парейсон (1918— 1991), Никола Аббаньяно (1901 — 1990), Норберто Боббио (1909—2004). Туринский университет сегодня — это крупнейший научный центр Италии.
На двенадцати его факультетах учатся около 40 тысяч студентов.
В Турине работает множество самых разнообразных музеев и галерей.
Среди наиболее интересных:
Египетский музей. Его богатейшая коллекция египетских древностей ставится специалистами в один ряд с коллекцией Каирского музея.
Здесь собраны мумии фараонов, остатки барельефов, украшенные рисунками, а также предметы быта и украшения египетских правителей.
• Галерея Академии художеств Альбертина.
• Галерея Сабауда с коллекцией шедевров итальянской и нидерландской живописи XV—XVII веков.
• Национальный музей кино. Он размещается в Моле Антонеллиана. Музей отличается фантастическим объемом информации и интерактивностью экспозиции.
• Музей истории автомобиля. Он распо-лает интереснейшей экспозицией, охватывающей историю автомобилестроения с конца XIX века до сегодняшнего дня.
Турин — традиционное место проведения различных международных выставок, салонов, фестивалей. Здесь проходит традиционный ежегодный Международный автомобильный
салон, Международный салон техники. В выставочном комплексе Линготто ежегодно устраивается Международная книжная ярмарка. В сентябре в Турине проводится
традиционный музыкальный фестиваль, в программу которого включены как классические, так и современные произведения.
На протяжении всей своей многовековой истории Турин был тесно связан с Францией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что здесь родились не только итальянские
знаменитости, но и французские. Из множества прославленных уроженцев Турина мы отобрали 12 человек: Бонавентура Кавальери (1598—1647), математик; Жозеф Луи Лагранж
(1736—1813), математик и механик; Амедео Авогадро (1776—1856), физик и химик; Камилло Бенсо Кавур (1810—1861), граф, государственный деятель и дипломат; Франческо
Таманьо (1850—1905), певец (драматический тенор); Нина Риччи (Мария Ниелли) (1883—1970), французский модельер-дизайнер; Карло Леви (1902— 1975), писатель, журналист,
художник, общественный деятель; Аурелио Печчеи (1908—1984), общественный деятель, антифашист, крупный промышленник; Сальвадор Эдуард Лурия (1912—1991), вирусолог и
генетик; Марсель Бик (1914—1994), французский предприниматель; Джанни Ваттимо (р. 1936), один из крупнейших современных итальянских философов; Соня Ганди (р. 1946),
видный политический деятель Индии.
В заключение статьи, посвященной Турину, необходимо сказать несколько слов о Туринской плащанице — уникальной христианской реликвии, хранящейся в этом городе.
Плащаница представляет собой кусок полотна, в который, по преданию, было завернуто тело Спасителя после снятия с креста. На нем имеются изображения мужчины (спереди
и сзади), перенесшего распятие на кресте; хорошо различимо его лицо. Характер ран, видных на изображениях, позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из
веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок — все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.
Полотно в течение столетий было собственностью Савойской династии. Самые ранние документальные сведения о плащанице датируются 1357 годом, есть письменное
свидетельство о том, что в этом году во Франции обладателем полотна был некий рыцарь, предки которого участвовали в крестовых походах. В 1578 году плащаница была
куплена у потомков этого рыцаря и перевезена в Турин. История плащаницы до 1357 года опирается, главным образом, на догадки. Косвенные данные позволяют проследить
историю плащаницы вплоть до I века нашей эры.
В настоящее время плащаница хранится в соборе Святого Иоанна (Chiesa di San Giovanni), а если быть совсем точным, то в специальной часовне
(Cappella della Sacra Sindone), построенной по проекту архитектора Гварино Гварини в 1667— 1694 годах.
К сожалению, плащаница выставляется на всеобщее обозрение очень редко, всего несколько раз в столетие.
В последний раз это произошло в 2000 году, следующая экспозиция намечена на 2025 год.
|